ГБУЗ СО «БСМЭ» г. Екатеринбург ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития РФ
В настоящее время медико-криминалистическое отделение ГБУЗ Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» – структурное подразделение учреждения, в ходе деятельности которого решаются все основные задачи по установлению характера и механизма образования повреждений, идентификации орудий причинения повреждений, отождествления личности и реконструкции событий преступлений против жизни и здоровья человека. Таким образом, на сегодняшний день врачами судебно-медицинскими экспертами выполняются следующие виды экспертиз:
Выполнение судебно-медицинских экспертиз и исследований проводится с использованием современных лабораторных научно-технических средств, приемов и методов, которые применяются как в медицине, так и в криминалистике, антропологии, других отраслях науки и практики.
Используемое лабораторное оборудование является достаточным для выполнения стоящих перед отделением задач.
С 2008 года для реализации задачи развития приоритетных направлений деятельности медико-криминалистического отделения используется новое оборудование: микроскопы стереоскопические бинокулярные с оптической системой цифровой фотофиксации изображений для визуального исследования объектов идентификации; рентгенофлуоресцентный аналитический сканирующий микроскоп «XGT-7000» для установления элементного состава объектов идентификации; аппаратно-программный комплекс получения трехмерных фотореалистичных моделей лица для судебно-антропометрических идентификационных исследований; аппаратно-программный комплекс трехмерного моделирования черепа для судебно-антропометрических идентификационных исследований; репродукционная установка «Kaiser» для фотографирования различных объектов исследования; цветной сетевой лазерный принтер «Samsung» для изготовления цветных фотографий; цифровая видеокамера «Sony» для динамической фиксации признаков объектов съемки; цифровые зеркальные фотоаппараты «Canon» для фиксации признаков объектов исследования; персональные компьютеры, графические планшеты «Vacom» А4 и оргтехника; ортопантомограф для посмертного исследования стоматологического статуса в идентификационных целях.
В работу отделения внедряются новые технологии и методы исследования. Так использование микроскопов «Leica MZ 12.5» позволяет исследовать увеличенное объёмное трёхмерное изображение различных макрои микрообъектов медико-криминалистической экспертизы в отраженном, проходящем свете, методом поляризации. Наличие цифровой фотокамеры у микроскопа дает возможность получать микрофотоснимки интересующей области повреждения, и с помощью программного обеспечения обработать полученное изображение, производить измерения, графическую кодировку признаков исследовавшегося объекта.
Система визуализации изображений позволяет проводить мультифокальную реконструкцию изображения, тем самым достигается постоянная глубина резкости изображения объектов исследования, находящихся на различном уровне на неровной поверхности. Исследование различных объектов методом поляризации под микроскопом имеет значение при обнаружении микрочастиц стекла в повреждениях.
С приобретением рентгенофлуоресцентного аналитического сканирующего микроскопа XGT-7000 для выявления и установления элементного состава микрочастиц и химических элементов, привнесённых в зону повреждения при различных видах травмы, стало возможным использовать рентгенофлуоресцентный анализ (РФА).
Данный метод позволяет исследовать самые различные биологические объекты – кожа, кости, микрочастицы, сыпучие вещества и жидкости. Главное преимущество метода – сохранение объекта исследования, быстрая пробоподготовка, высокая точность и воспроизводимость. Использование рентгенофлюоресцентного анализа позволяет выявлять микроэлементный состав копоти при огнестрельных повреждениях; следы металлизации в зонах повреждений при травме тупыми твердым предметами и острыми предметами; определять тип проводника при поражениях техническим электричеством; устанавливать микроэлементный состав костной ткани и др.
Обладают высокими разрешающими способностями внедренные в практику работы отделения аппаратно-программный комплекс трехмерного моделирования черепа и аппаратнопрограммный комплекс трехмерного копирования головы и частей тела для идентификации личности. Оба аппаратно-программных комплекса предназначены для автоматического бесконтактного построения трехмерных моделей черепа, участков поверхности головы и тела человека под управлением специального программного обеспечения.
Формируемые комплексами трехмерные модели могут использоваться для судебно – медицинских исследований и антропологических измерений, и совместимы с версиями программного комплекса фотосовмещения TADD.
С целью обеспечения иллюстративным материалом судебно-медицинских экспертиз и исследований используется репродукционная напольная установка «Kaiser», которая предназначена для автоматизированной цифровой фотосъемки различных объектов медико-криминалистической экспертизы в отраженном свете и на просвет под управлением специального программного обеспечения для персонального компьютера.
Фотографирование объектов и вещественных доказательств, а так же фотографирование трупов в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов г. Екатеринбурга в настоящее время проводится цифровыми зеркальными фотокамерами. Полученные изображения распечатываются на лазерном цветном принтере, либо печатаются в фотолаборатории. В результате использования цифровой технологии стало возможным полностью отказаться от использования «мокрого» процесса при изготовлении фотографий, улучшилось качество, и, соответственно, повысилась информативность иллюстративного материала.
Применение цифровых технологий напрямую связано с использованием современной компьютерной техники, которая является не только средством подготовки текстовой части экспертного документа, но и средством обработки цифровых изображений с использованием аппаратнопрограммных комплексов.
Анализ количественных показателей работы медико – криминалистического отделения за период 2009 – 2011 гг. показал, что за три года работы в медико-криминалистическом отделении выполнено около полутора тысяч экспертиз и исследований.
Существенной динамики спектра проводимых экспертных исследований в указанный период не наблюдалось, имеются небольшие изменения количественного соотношения видов исследований и их качественной составляющей, определяемой объект-исследованиями (Рис.1). В зависимости от вида экспертные исследования распределились следующим образом: трассологические – 63,3% от всех выполненных, баллистические – 5,8%, антропологические – 30,2%, микрологические – 0,6%, ситуационные – 0,1%. Таким образом, большую часть исследований составляют трассологические и антропологические, что является неизменным с течением времени.
В структуре всех трассологических экспертиз идентификационные трассологические экспертизы составляют 67%, что свидетельствует о значительном объеме исследований с целью идентификации представленных орудий преступления.
Минимальна доля микрологических исследований и ситуационных экспертиз – соответственно 0,6% и 0,1%.
Рис.1. Количество исследований в зависимости от вида (2009–2011 гг.)
В целом можно сделать вывод о том, что на протяжении 2009-2011 г.г. наблюдается незначительное колебание количества различных видов медико-криминалистических исследований при снижении количества исследования трупов с установленной насильственной причиной смерти: в 2009 году – 7684 случая, 2010 году – 7484 случая, в 2011 году – 7073 случая, что составляет приблизительно 1/3 от общего объема работы по исследованиям и экспертизам трупов.
Все экспертизы и исследования в медико-криминалистическом отделении проводятся по случаям насильственной смерти, либо при неустановленной причине смерти. Большая часть (более 80%) медико-криминалистических экспертиз выполняется по постановлениям следственных органов. Таким образом, объем экспертной нагрузки напрямую зависит от понимания следователями необходимости проведения медико-криминалистической экспертизы, что встречается далеко не всегда. Зачастую постановление о назначении экспертизы выносится несвоевременно, с большим опозданием, перед окончанием срока следствия по уголовному делу, поскольку оказывается невозможным передача дела на рассмотрение суда без медико-криминалистической экспертизы. Это затрудняет работу судебно-медицинских экспертов медико-криминалистического отделения, так как следователи настаивают на максимальном сокращении сроков проведения экспертиз. С другой стороны, становиться невозможным прогнозирование объема экспертной работы – количества объекто-методов и количества экспертиз в целом.
Кроме того, по нашему мнению, в некоторых случаях требуется контроль проверяющими работы судебно-медицинских экспертов на этапе исследования трупов в секционной для определения целесообразности и своевременности направления объектов на медико-криминалистической исследование экспертом-танатологом в рамках экспертизы (исследования) трупа. Это касается, в первую очередь, работы с трупами в состоянии скелетирования с наличием на трупе признаков механической травмы. В практической работе встречаются случаи, когда имеются противоречия в выводах медико-криминалистической экспертизы и заключении эксперта отдела судебномедицинской экспертизы трупов. Выполнение медико-криминалистического исследования в рамках экспертизы (исследования трупа) позволило бы полностью исключить указанные противоречия.
Критерием количественного и качественного учета трудозатрат при выполнении медикокриминалистических экспертиз (исследований) является число объект-исследований – суммы примененных отдельных методов при исследовании конкретных объектов – выполненных за отчетный период. В штате отделения работают 5 врачей судебно-медицинских экспертов, включая заведующего отделением; два врача судебно-медицинского эксперта имеют высшую квалификационную категорию, два – первую квалификационную категорию. За три года выполнено более восьмидесяти пяти тысяч объект-исследований (Рис.3). Количество объект-исследований, приходящееся на одно экспертное исследование, в отделении составило в среднем 63 единицы на 1 экспертизу, что свидетельствует об общем высоком показателе объема работы отделения.
Изменение общего числа объект-исследований на протяжении отчетного периода обусловлено количеством, структурой выполняемых экспертных исследований и их процентным соотношением (Рис.2).
Рис. 2. Динамика распределения количества объект-исследований за период 2009-2011 гг.
Несмотря на большой объем и встречающиеся трудности при выполнении медикокриминалистических экспертиз, необходимо отметить, что качество выполненных экспертных исследований остается на высоком профессиональном уровне, в соответствии с имеющимися стандартами.
С целью выявления мнения о качестве работы судебно-медицинских экспертов медикокриминалистического отделения нами проведено исследование и проанализировано мнение судей районных судов г. Екатеринбурга, руководителей и следователей Следственного комитета г.Екатеринбурга, Следственного управления Следственного комитета на транспорте по Уральскому федеральному округу, руководителей структурных подразделений полиции г. Екатеринбурга, следователей и дознавателей 15-ти отделов полиции города – всего 337 респондентов. Определены общие характеристики состава респондентов, включающие пол, возраст, место работы, стаж; выделены группы в зависимости от совпадения мнений по ряду вопросов.
Полученные данные проанализированы с использованием методики статистического анализа при планировании, обработке и представлении результатов биомедицинских исследований SAS и программа Stata 12 (StatCorp, США).
Определяющей профессионального статуса опрошенных является стаж работы в органах следствия и суда.
Обращает на себя внимание стаж работы респондентов – следователей Следственного комитета региона: 52% из них имеют стаж работы менее 1 года и 67 % следователей работают в следствии не более 4 лет. Большинство сотрудников полиции (62,4%) и судей (53%) имеют стаж работы от 1 до 9 лет.
Оценка работы экспертов медико-криминалистического отделения представлена по 5балльной шкале.
Судьи, руководители и следователи Следственного комитета оценили работу отделения исключительно на «отлично» и «хорошо». Подавляющее большинство сотрудников полиции – 89% также дали высокую оценку работы экспертов.
Следователям и судьям был задан вопрос о встречаемости противоречий между результатами медико-криминалистического исследования и исследования трупа в секционной. 30% судей и 24% следователей следственного комитета отметили, что в их практике редко, но случаи встречаются. Кроме того, противоречия становятся поводом для назначения повторной экспертизы.
Нами предпринята попытка выяснить причины, которые определили поводы назначения повторных экспертиз после проведения первичных в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов с наличием в первичных экспертизах результатов медико-криминалистического исследования.
Судьи и сотрудники следственного комитета приблизительно в равном соотношении отмечают в качестве причин, ставших поводом для назначения повторных экспертиз, формальные причины, а также неполные ответы на поставленные вопросы экспертом-танатологом. В небольшом проценте случаев встречаются указание на наличие противоречий между заключением эксперта танатолога и судебно-медицинского эксперта медико – криминалистического отделения. По результатам анализа мнений о работе медико – криминалистического отделения можно сделать следующие выводы: остается высокой потребность органов следствия, дознания и суда в производстве медико-криминалистических экспертиз, что определяет большой объем экспертиз, выполняемых по постановлениям сотрудников правоохранительных органов и судов; при совместной работе со следователями и дознавателями требуется уделять внимание разъяснению проблемы необходимости своевременного назначения экспертиз; отмечено наличие противоречий в заключениях экспертов танатологов и судебно-медицинских экспертов медико – криминалистического отделения, что требует контроля за назначением медико-криминалистических исследований в рамках судебно-медицинской экспертизы трупов; в целом получена высокая оценка деятельности медикокриминалистического отделения ГБУЗ СО «БСМЭ» органами следствия и суда.