Вы здесь

Современные аспекты преподавания судебной медицины на базе Ижевской государственной медицинской академии


Publication in electronic media: 27.05.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/996
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

ГБОУ ВПО «ИГМА Минздрава России», г. Ижевск

Совершенствование учебного процесса – неотемлимая часть работы учебного заведения. В системе знаний определяющих современное состояние предмета – судебная медицина, выделяют разделы, имеющие определенную самостоятельность. Выделение судебной стоматологии обусловлено, в частности, развитием стоматологии как оригинальной медицинской дистциплины с профессионально подготовленными в этой области специалистами врачами-стоматологами. Судебно-медицинская стоматология изучает стоматологические проблемы в интересах правовой практики общества. К числу основных вопросов современной судебно-медицинской стоматологии относиться: – процессуальные основы судебно – стоматологической экспертизы; – судебномедицинская экспертиза повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия крайних температур и электричества, радиационные поражения; судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных зубами (в том числе и животных), идентификация личности, возраста, пола, профессии, места протезирования по стоматологическому статусу, судебно-медицинская оценка правонарушений врачей-стоматологов и других медицинских работников стоматологических учреждений.

Стоматологи, все чаще, привлекаются к проведению судебно-медицинских комиссионных экспертиз, как и специалисты в других областях (травматологи, акушеры-гинекологи и др.), которые в силу своих углубленных знаний вносят определенную лепту в развитие судебномедицинской науки и практики. [1]. Проблемы судебной стоматологии постоянно находят отображение в работе международных конгрессов и конференций по судебной медицине. Судебная стоматология и циклы судебной медицины вводятся в процесс обучения не только высших, но и средних учебных заведениях. Все это определило особенности преподавания предмета судебной медицины на стоматологических факультетах, в том числе и нашем ВУЗе.

Такая необходимость возникла в связи с разработкой вопросов повышенной потребности углубленного изучения идентификации личности, со студентами не только лечебного и педиатрического, но и стоматологического факультетов.

Для совершенствования педагогического процесса на кафедре судебной медицины ГБОУ ВПО ИГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации, разработаны тесты, направленные на непосредственное углубленное изучение вопросов идентификации и лабораторных методов исследования, включающих в себя и вопросы дактилоскопии; используются электронные курсы изучаемых дисциплин кафедры с использованием решения «1С: Электронное обучение. Конструктор курсов», разработанной на программной платформе «1С:Предприятие 8.2». Конструктор курсов позволяет не только разрабатывать собственные электронные учебные материалы включающие «теорию» и глоссарий, но и проводить тестирование полученных знаний [2]. Для контроля качества знаний студентов применяются также тесты, рекомендованные Министерством образования и науки РФ [3].

В Конструкторе курсов возможно создание тестов для студентов с помощью программного «мастера», или путем импорта вопросов из файла формата MS Excel. Тест может являться как самостоятельным электронным ресурсом, так и входить в состав электронного учебного курса. В контексте использования учебного курса, тест служит для закрепления знаний или их проверки. В тестах указываются подсказки, комментарии к вариантам ответов, возможна иллюстрация текста рисунками, мультимедийными вставками. Для тестирования могут использоваться несколько типов вопросов, в том числе, открытый вопрос (когда запись ответа студента проверяет преподаватель), вопрос с ответом по принципу "один из многих", "многие из многих", по принципу выбора правильной последовательности, по принципу соответствия. Права доступа к материалам учебного курса при тестировании программой студента и преподавателя отличаются. Если задан параметр «время», «количество попыток», то время тестирования и количество попыток, выделяемых пользователю для прохождения теста, ограничиваются. Возможно перемешивание вопросов из нескольких тем в случайном порядке. Интерфейс программы в режиме навигации, показывает текущий этап тестирования.

Использование в учебном процессе тестирования на основе Конструктора курсов фирмы 1С показало хорошие результаты. Были в короткие сроки созданы методические материалы – набор тестов, снизились затраты труда преподавателей и субъективность при оценке знаний студентов, что позволило усовершенствовать педагогический процесс.

Кафедра также осуществляет промежуточное тестирование студентов в системе контроля качества знаний на сайте в соответствии с изучаемыми темами [3]. Важнейшим помощником преподавателей стала система тестирования для группы студентов, пропускающих занятия. Тестирование в свободное и удобное время для студентов, снизило затраты времени преподавателя опрос таких студентов. Тотальное тестирование позволяет осуществлять контроль качества знаний в особенности тех студентов, которые остались без внимания преподавателей на семинарском занятии. За семестр 2013 прошло тестирование около тысячи студентов лечебного и стоматологического факультетов по разным темам дисциплины «Правоведение». Апробация системы осуществлена перед итоговым контролем качества знаний студентов по дисциплине «Правоведение» с получением достаточно высокого показателя положительных ответов – в среднем 78 %.

Таким образом, использование тестирования на основе Конструктора курсов и тестов повысило эффективность процесса обучения: снизились непроизводительные затраты времени преподавателей и субъективность оценки знаний студентами необходимых для усвоения учебных материалов.

Помимо этого, разработаны тесты, направленные на непосредственное изучение вопросов идентификации и лабораторных методов исследования, включающих в себя и вопросы дактилоскопии.

Список литературы

  1. Пашинян ГА., Харин Г.М. Судебная медицина. Учебник для стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. – М:. – 2001. – 320 с.
  2. Луценко М. Тесты для проверки знаний // Электронный журнал «Управляем предприятием», 25.01.2011, №1, http://consulting.1c.ru/ejournalPdfs/Upravlaem_predpriatiem_Lucenko.pdf
  3. URL: http://www.i-exam.ru.