Вы здесь

Общекультурные и профессиональные компетенции в учебном процессе на кафедре судебной медицины ДВГМУ


Publication in electronic media: 27.05.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/993
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск

Судебная медицина в Дальневосточном государственном университете г. Хабаровск преподается на последних курсах: 6 курс лечебного (12 семестр) и педиатрического (11 семестр), 5 курс стоматологического (10 семестр) факультетов. В рамках послевузовского профессионального образования (клиническая интернатура и ординатура) – в течение года, на курсах повышения квалификации – по плану.

В связи с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения (ФГОС-3) на кафедре разработаны учебно-методические комплексы (УМК) с набором методических указаний по всем темам для практических занятий и для самостоятельной работы студентов.

С учетом особенностей ФГОС-3 в процессе занятий делает акцент на формирование у обучающихся ряду общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, которые соответствуют нашей дисциплине. Из ОК обучающиеся студенты приобретают способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы судебной медицины в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). При этом в ходе практических занятий студенты в режиме вопрос-ответ и в ходе свободной дискуссии учатся оценивать социальную значимость травматизма (ДТП, повреждения от острого и огнестрельного оружия и др.) и болезней (скоропостижная смерть), оценивать профилактические мероприятия, проводимые в современных условиях.

Следует отметить, что развитие способности и готовности к логическому и аргументированному анализу наиболее реализуется при оценке и описании макропрепаратов, решении ситуационных задач. При этом происходит овладение навыками в соответствии с требованиями ОК-5. Ответы на вопросы преподавателя, аргументация своих выводов помогает студентам на должном уровне формировать общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-5).

Для будущего врача из профессиональных компетенций (ПК) высокую значимость приобретают знания об основных деонтологических правилах и положениях, регламентирующих отношения врача с больными, его родственниками и коллегами по работе (ПК-1). В ходе занятий по правонарушениям медицинских работников в группе студентов определяется способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной и экспертной деятельности с разбором основных положений современного законодательства, в частности, Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Уголовного и Гражданского законодательства. Студент на последних курсах уже имеет представление об основных деонтологических приемах работы. Такие знания закладываются на клинических кафедрах и закрепляются на кафедре судебной медицины на примерах комиссионных экспертиз.

Формирование системного подхода к анализу медицинской информации (ПК-3), которую получают студенты при разборе ситуационных задач на основе практических экспертиз, проходит при использовании основных принципов доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний (клинических дисциплин и судебной медицине) и практических умений (осмотр больного, вскрытие трупа, осмотр потерпевшего). В ходе практических занятий студенты анализируют информацию, получаемую с различных медицинских источников (учебники, лекции, таблицы, методические указания), применяют знания на практике (описание, составление диагноза, заключения), что формирует навыки применения системы доказательной медицины в своей будущей профессиональной деятельности в любой медицинской специальности.

Значимое место среди профессиональных компетенций занимает ПК-8, непосредственно относящаяся к предмету судебная медицина: способность и готовность проводить судебномедицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта. Студенты всех факультетов должны знать правовые основы производства судебно-медицинской экспертизы, права, обязанности и ответственность эксперта; правовые аспекты констатации смерти человека; правила и особенности осмотра трупа на месте обнаружения; правила и порядок производства СМЭ трупа в случаях насильственной и ненасильственной смерти человека; правила и порядок производства освидетельствования живых лиц; требования к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы. После окончания цикла судебной медицины студент должен по требованиям ФГОС-3 овладеть навыками экспертного анализа обстоятельств происшествия по материалам дела и медицинским документам; описания повреждений, решения вопросов о прижизненном (посмертном) их образовании, давности, последовательности и механизмах причинения; установления степени тяжести причиненного вреда здоровью; описания посмертных изменений и суждения по ним о давности наступления смерти; описания морфологических изменений тканей и внутренних органов при исследовании трупа; формулирования диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.

Формирование у обучающихся вышеперечисленных ОК и ПК позволяет использовать полученные знания, умения и навыки, приобретаемых на кафедре судебной медицины, в процессе дальнейшего обучения.

Практические занятия при прохождении цикла начинаются в компьютерном классе с входного тестового контроля (40 тестовых заданий по каждой теме), что позволяет определить исходный уровень самоподготовки студента. Затем следует опрос по теме занятия по основным положениям и наиболее трудным вопросам. После перерыва работа продолжается по анализу и описанию костных препаратов, макропрепаратов с повреждениями. Стандарты описания представлены в Практикумах по судебной медицине и в методических указаниях по каждой теме. На следующем этапе студентам предлагается разбор и решение ситуационных задач, каждая из которых построена по материалам реальных уголовных дел. При этом каждый студент должен выставить по задаче судебно-медицинский диагноз, сформулировать выводы по поставленным вопросам. Аргументированная защита своей версии решения задачи позволяет максимально проявить багаж знаний и реализовать эрудицию каждого студента в соответствии с ОК-5, ПК-3. Роль ассистента заключается в своевременной консультации (не подсказки) по сложным вопросам в ходе решения задачи.

Практические занятия на клинической базе в морге дают много информации для понимания предмета для студентов старших курсов. В танатологическом отделении студенты принимают участие в проведении исследований простых случаев скоропостижная смерть, механической асфиксии и др. Это позволяет закрепить правила и порядок производства СМЭ трупа (ПК-8), установить причину смерти, механизм образования повреждений, определить танатогенез исследуемого случая.

По каждому практическому занятию студент получает 3-4 оценки (тест, ответ, препарат, задача). Цикл судебной медицины заканчивается зачетом в виде тестового контроля (30 вопросов по различным темам) и ситуационной задачи. Задолженности по практическим занятиям и лекциям студенты отрабатывают через тестирование, представления рефератов, решают задачи, описывают препараты, отвечают устно по теме.

На кафедре проводится постоянная работа по обновлению практических задач и повышение их иллюстративности. Все лекции читаются в мультимедийном сопровождении. При этом используется фотоархив кафедры, доступные фотоматериалы судебно-медицинских сайтов, иллюстративный материал из зарубежных источников (атласы, руководства).

Контроль качества обучения на кафедре судебной медицине ГБОУ ВПО ДВГМУ проходит постоянно и последовательно, в несколько этапов, что позволяет обеспечить формирование у обучающихся ряд общекультурных и профессиональных компетенций.