Вы здесь

Некоторые общие вопросы участия структурных подразделений Бюро СМЭ в формировании компетенций современного врача


Publication in electronic media: 02.06.2013 under http://journal.forens-lit.ru/node/1007
Publication in print media: Актуальные вопросы медико-криминалистической экспертизы: современное состояние и перспективы развития. Материалы науч.-прак. конф., посв. 50-летию МКО БСМЭ Моск. обл., Москва 2013

ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России, Москва

Сегодня в нашей стране продолжается процесс качественного обновления высшего профессионального образования, вызванный вступлением России 19 сентября 2003 г. в Болонский процесс. Результатом данного обновления должно стать создание единого общеевропейского образовательного пространства для расширения привлекательности и конкурентоспособности учебных заведений Европы. Кроме того современная ситуация в здравоохранении также предполагает проведение глубоких преобразований в сфере образовательной политики. При этом стратегической целью является обеспечение инновационного характера медицинского образования качественного нового уровня с учетом современных требований и мировых тенденций.

В настоящее время в систему высшего медицинского образования внедрен Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Основой его является ориентация обучения в высшей школе на формирование у выпускников определенных видов компетенций – т.н. компетентностный подход. В связи с этим в ФГОСе ВПО по специальности «Лечебное дело» от 08.11.2010г. указано, что изучение дисциплины Судебная медицина направлено на формирование у обучающихся определённых общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Так, ПК-8 предусматривает «способность и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебномедицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта».

При этом, в процессе изучения дисциплины, у студента должны быть сформированы определенные практические навыки в рамках данной компетенции на уровне умений, т.е. готовности к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний и на уровне владения – выработка навыков путем многократных упражнений в одних и тех же условиях деятельности.

В этой связи закрепление у студентов навыков и умений, следует отнести к одной из наиболее важных задач, которые необходимо решить во время обучения судебной медицине в медицинском вузе.

Образовательный процесс на кафедре судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова предусматривает разработку и внедрение различных методов обучения студентов. Для повышения качества преподавания на кафедре разработана и внедрена модульная учебная технология, создана виртуальная коллекция музея кафедры судебной медицины, создана интерактивная технологическая среда (медиатека). Однако, очевидно, что ни одна компьютерная технология, ни одна, даже современная рабочая программа, не могут заменить практических занятий с участием в производстве судебно-медицинских экспертиз и исследований во время посещения структурных отделений бюро судебно-медицинской экспертизы.

Так, только при посещении судебно-медицинских лабораторных отделений Бюро СМЭ студенты могут освоить правила правильного выбора, изъятия, упаковки и целевого направления секционного биоматериала, получить навыки оформления направлений, постановки вопросов, ознакомиться с технологией различных методов исследования, правильной трактовкой полученных результатов. А в медико-криминалистическом отделении приобрести умения и навыки выявлять и описывать повреждения, причиненные различными повреждающими факторами, по характеру выявленных повреждений устанавливать механизм их образования; устанавливать последовательность образования повреждений; ознакомиться в полном объеме и овладеть методами описания общих и индивидуализирующих признаков в рамках проведения судебноантропологических исследований.

Подготовка врача-специалиста всегда базировалась на работе в условиях реальной клинической практики. В своём докладе «Задачи и основные направления профессиональной подготовки и повышения квалификации врачей» ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член – корреспондент РАМН, профессор П.В. Глыбочко, изложил реализуемые и назревшие реформы на всех уровнях подготовки медиков, особо отметил: «Мы должны сегодня признать, что сложившаяся в нашей стране система профессионального медицинского образования, основываясь на опыте сильных отечественных научно-педагогических школ, в современных условиях характеризуется рядом слабых сторон. К ним можно отнести отсутствие интегрированной системы профессиональной подготовки в условиях «ВУЗ-реальная клиническая практика».

На основании вышеизложенного, наша задача – гармоничное соединение клинической базы (структурных подразделений Бюро СМЭ, в том числе его лабораторных служб) с преподавательским потенциалом кафедры, что позволит достигнуть максимального эффекта от совмещения научной, образовательной и практической деятельности и сформировать оптимальную модель практической подготовки студента, а в конечном итоге будет способствовать повышению качества знаний и умений будущего врача.