ГАУЗ «Республиканское БСМЭ МЗ РТ», г. Казань ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздрава России
Используя знания медицины и применяя специальные методы исследования, судебная медицина разрешает вопросы медико-биологического направления, возникающие в деятельности правоохранительных органов. Нередко единственным доказательством по уголовным делам является заключение судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). Участие судебно – медицинской службы (СМС) в решении вопросов, касающихся здравоохранения, чаще всего связано с оценкой качества и своевременности оказания медицинской помощи [1].
Реформы, приводящиеся в здравоохранении и судопроизводстве, отражаются и на работе судебно-медицинской службы. Возрастающие требования к доказательной базе продиктованы принципами состязательности и конкуренции в суде. Все это в свою очередь требует повышения профессионального уровня и эффективности работы. Исследование биологических объектов лабораторными подразделениями проводиться с использованием различных методик, большая часть которых разработана судебными медиками. В экспертизе трупов, как правило, назначаются те или иные лабораторные исследования. Применяющиеся в практической работе методы необходимы для решения задач, поставленных в направительных документах правоохранительными органами.
Вопросам организации судебно-медицинской экспертизы посвящен целый ряд работ, однако в них не отражена в достаточной мере роль лабораторной службы. Нет единого подхода к проблемам совершенствования работы лабораторной службы как важной составляющей всей СМС. Вместе с тем, согласно литературным сведениям, более половины недостатков судебно-медицинских экспертных исследований связаны именно с работой лабораторий [2, 3]. Отсутствуют оптимальные критерии определения качества лабораторных исследований. Оценка их результатов не является общепринятой и не имеет четких стандартов.
Проводимые реформы ориентированы прежде всего на повышение эффективности работы всех структур и судебно-медицинской экспертизы в том числе. Судебно-медицинская служба должна отвечать требованиям оказания услуг высокого качества при возрастающем объеме. Медико-социальное исследование деятельности СМС РТ за период 1995 – 2007 г.г. выявило постоянно прогрессирующую тенденцию роста количества СМЭ. Значительно увеличилась нагрузка на одну ставку в различных структурных подразделениях [4]. Рост количества проведенных экспертиз приводит к интенсификации и увеличению напряженности труда сотрудников бюро.
Проведенный рядом авторов анализ деятельности СМС в различных регионах страны выявил факторы, влияющие на качество и сроки выполнения экспертиз [5, 6, 7]. Было отмечено, что необходимо снижать нагрузку на сотрудников службы и улучшать условия их труда. Из анкетирования сотрудников правоохранительных органов Республики Татарстан было выявлено, что при всех видах судебно-медицинской деятельности различного рода недостатки составляют около 10-12%. Основным недостатком было обозначено нарушение сроков производства экспертиз, связанное с централизацией проведения лабораторных исследований (46,3%) [8].
Организация и производство судебно-медицинских экспертиз в государственных судебноэкспертных учреждениях РФ регламентированы приказом Минздравсоцразвития №346н от 12 мая 2010 года. Данный документ предусматривает штатные нормативы, однако он носит рекомендательный характер и в свете продолжающегося реформирования не дает представления о завершенном процессе организации СМС. Приказ №346н определяет порядок взятия и направления трупного и иного биологического материала на лабораторные и инструментальные исследования при различных видах экспертиз. Однако в нем не обозначены особенности взаимодействия лабораторных подразделений.
Существующая рекомендательная направленность документов, регулирующих современную деятельность СМС, не позволяет определить какие исследования необходимо проводить в обязательном порядке. Не обозначен объем методов, которые должны быть использованы в той или иной экспертизе. С одной стороны это позволяет самому эксперту определять, какие дополнительные исследования ему назначать. Однако это в свою очередь увеличивает влияние на результаты экспертизы такого субъективного фактора как уровень профессиональной подготовки эксперта. С другой стороны этот выбор зачастую обусловлен возможностями лабораторных подразделений, зависящими от их материально-технического оснащения.
Использование лабораторных исследований позволяет научно обосновать диагноз и выводы судебно-медицинской экспертизы. Проведенные в достаточном объеме исследования являются неоспоримыми доказательством в суде при условии правильной их интерпретации. Кроме того экспертиза страховых случаев может повлечь за собой ряд дополнительных вопросов, ответы на которые возможны толь при условии достаточного использования лабораторных методов.
Зачастую судебная медицина соприкасается с направлениями деятельности различных медицинских специальностей. Многие применяющиеся методы отличаются высокой чувствительностью, специфичностью и информативностью. Этим обосновано внедрение в практическую работу новых технологий из других областей медицины. В частности биохимические исследования получают все большую признательность и все чаще используются в каждодневной работе как в вопросах диагностики заболеваний или состояний умерших, так и при определении давности образования повреждений [9].
Согласно приказу Минздравсоцразвития №346н от 12 мая 2010 года при производстве экспертиз используются медицинские технологии, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, а также другие рекомендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряжении государственных судебно-медицинских экспертных учреждений технические средства для объективного, всестороннего, полного, строго научно обоснованного решения поставленных вопросов. Однако до настоящего времени в судебной медицине методологические основы разработаны не в том объеме, который соответствовал бы современному уровню развития медицинской науки и техники.
Согласно п.4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются «применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». Данный пункт вступает в силу с 1 января 2013 года. Однако в судебно-медицинской службе на сегодняшний день не существует медико-экономических стандартов различных видов судебно-медицинских экспертных исследований. В действующих нормативных документах отсутствуют методические рекомендации по организации контроля за качеством и сроками производства различных видов экспертиз [10]. В этой связи вопросы определения стандартов проведения экспертиз могут оказаться основным направлением повышения качества экспертной деятельности. Внедрение в практическую работу новейших достижений науки и техническое оснащение современным оборудованием позволит поднять судебно-медицинскую экспертизу на новый качественный уровень. Применение необходимого минимума лабораторных исследований повысит доказательность экспертной деятельности. Перечисленное выше расширит возможности для получения объективных данных в судебно-медицинской экспертизе. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствуют обобщенные данные реализации инновационных проектов в СМС. Не разработана организационная модель управления внедрением инноваций в службе, а также контроль за эффективностью их применения. В этой связи представляется целесообразным детально изучить вопросы эффективности применения новых методов и разрабатывать общие стандарты исследования с интерпретацией их результатов.