Вы здесь

2.4. Абстракция потенциальной воспроизводимости

Важнейшим условием применимости теоретико-вероятностных концепций в любых сферах человеческой деятельности является случайный характер изучаемых событий. Как уже упоминалось, случайность представляет собой характеристику лишь массовых событий, т.е. принципиально воспроизводимых неограниченное количество раз в определенных неизменных условиях. Кроме того, в отношении случайных событий должна быть возможна объективная оценка доли случаев их появления [23]. Выделение указанных условий накладывает серьезные ограничения не только на исполь-зование вероятностных аналитических методов, но и на правомоч-ность самого термина «вероятность» в отношении многих событий, не принадлежащих категории случайных. Таковыми являются уникальные события, не допускающие повторений.

Уникальные события так же, как и случайные обладают свойством потенциального осуществления, т.е. они могут произойти, а могут и не произойти. Однако ввиду невозможности их повторения понятия и методы теории вероятностей к уникальным событиям не применимы. В то же время следует подчеркнуть, что зачастую понятие уникальности события трактуется излишне широко, а к стационарности условий воспроизводимости событий, напротив, предъявляются слишком жесткие требования.

Например, по мнению Б.В. Гнеденко, теоретико-вероятностные методы не применимы при оценке неопределенности в отношении результатов предстоящей сдачи экзамена конкретным студентом, а также в отношении таких событий будущего, как землетрясение в определенной географической точке, обнаружение радикальных методов излечения всех форм рака к определенной дате, рождения поэта, по таланту равному Пушкину, в определенное время [23]. Между тем, по нашему мнению, объективная вероятностная оценка степени неопределенности относительно реализации указанных событий, все же возможна. Покажем это на примере со сдачей студентом экзамена.

Строго говоря, такое событие, как сдача экзамена конкретным студентом по определенной научной дисциплине уникальным не является. Так, завалив однажды экзамен и не подготовившись к пересдаче, данный студент может в точности повторить и условия, и результат своей первой попытки. Не рассматривая даже подобный неблагоприятный сценарий развития событий, вероятность всех возможных результатов сдачи определенного экзамена может быть оценена многими методами. В частности, в отношении любого экзамена известен состав возможных экзаменаторов, «пропускная способность» (количество опрошенных студентов за единицу времени) и дискретные распределения выставляемых оценок для каждого из них. Кроме того, известными являются данные о количестве существующих и выученных данным студентом вопросов, а также о возможных и типичных результатах сдачи им предшествовавших экзаменов. На основании этих данных можно объективно оценить вероятности «вытягивания» студентом «счастливого билета», а также попадания к доброжелательному или, напротив, к чрезмерно строгому экзаменатору. В итоге, как правило, оценка вероятностей каждого из полной группы потенциально осуществимых результатов сдачи экзамена все же возможна. И эта возможность постоянно реализуется студентами на практике!

Аналогичным образом по данным о частоте остальных упоминаемых Б.В. Гнеденко уникальных событий можно приближенно судить о вероятности их реализации в определенном месте и в определенное время. Конечно, условия повторения таких событий не будут обладать той стационарностью, как, например, появление бракованных деталей на конвейере или продолжительность безотказной работы электрической лампы серийного производства.

О возможных трудностях выделения стохастической компоненты и построения теоретико-вероятностной модели потенциально осуществимых событий нами уже упоминалось при характеристике субъективной вероятности. Тогда же подчеркивалась мысль о том, что затруднения при теоретико-вероятностном моделировании действительности являются основной причиной появления и живучести субъективно-вероятностных суждений. Данная особенность характерна для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для судебно-медицинской практики.

Личный опыт авторов показывает, что основной причиной медленных темпов внедрения вероятностных аналитических технологий в судебно-медицинскую экспертную деятельность являются не трудности, связанные с построением вероятностной модели исследуемого экспертом события, а априорное нежелание аналитического изучения существа проблемы и субъективное стремление к завышению результатов проведенного экспертного поиска. В таких условиях любая нестабильность условий повторения может быть легко истолкована как свидетельство уникальности события и невозможности оценивания его вероятности объективными методами.

В этой связи авторы считают целесообразным введение в рассмотрение абстракции потенциальной воспроизводимости. В соответствии с указанным принципом каждое исследуемое событие может рассматриваться как потенциально воспроизводимое при повторении схожего комплекса условий, при действии которых оно было однажды реализовано. При этом мы отвлекаемся от ограниченности наших возможностей во времени и материалах, а также от невозможности точного повторения каких-либо существенных условий. Благодаря данному принципу вероятность становится универсальным свойством, присущим любым событиям и представляющим собой объективную меру неопределенности относительно их возможной реализации.

Введение абстракции потенциальной воспроизводимости позволяет употреблять термин «вероятность» в отношении любого неопределенного события. Если какое-либо реализованное или потенциально осуществимое событие Х действительно уникально, то вероятность его реализации будет неизвестной:

P(X)=[0;1],

а его повторение – невозможным:

X = ∅ и P(X)=0.

В отношении других событий всегда целесообразны попытки построения их вероятностных моделей и объективного определения величины P(X). При этом даже такой вывод, как

P(X) > 0

будет иметь познавательное значение.

Предложенный подход не исключает использование альтернативных аналитических методов оценивания неопределенности в отношении потенциально осуществимых событий. По-прежнему актуальной остается также детальная расшифровка физической сущности анализируемых судебными медиками событий в целях построения детерминистских моделей и полного исключения неопределенности. Однако существование последней свидетельствует о необходимости более широкого использования вероятностных аналитических технологий при описании действительности.

Читать далее раздел "2.5. Судебно-медицинские приложения вероятностных аналитических технологий"⇒