Вы здесь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных свойств судебно-медицинского научного и экспертного поиска, в равной степени присущим и другим проявлениям познавательной деятельности человека, является наличие огромного, не поддающегося учету, числа факторов, влияющих на изучаемый процесс и определяющих неясность его исхода. Неполнота информации при этом заключается в незнании всех условий, каким-либо образом влияющих на анализируемое событие, незнании степени влияния каждого из них и силы взаимосвязей с другими. Недетерминированность большинства актуальных для судебной медицины закономерностей приводит к тому, что результаты судебно-медицинских экспертных исследований зачастую оказываются лишенными полной определенности и недостаточны для формулирования категоричных выводов. Вследствие этого выводы большинства судебно-медицинских экспертиз в условиях неопределенности по-прежнему базируются на трех столпах: традициях, авторитете и субъективном опыте.

Конструктивным решением изложенной проблемы является указание возможных вариантов реализации юридически значимого события и объективное измерение степени неопределенности в отношении каждого из них. Важно, что осуществление данной программы может быть достигнуто только путем математического описания изучаемых судебными медиками событий и фактов.

Из всех разработанных на данный момент математических моделей феномена неопределенности наиболее изученной, апробированной и доступной для практического использования является теория вероятностей. Согласно указанной теории эквивалентом объективно измеренной степени неопределенности в судебно-медицинских приложениях является мера правдоподобия (вероятность) конкретной гипотезы реализации медико-биологического факта, устанавливаемого экспертом. На базе существующих теоретико-вероятностных концепций становятся возможными процедуры судебно-медицинской идентификации, реконструкции и моделирования случайных событий, а также анализ причинно-следственных отношений. При этом использование стохастических математических моделей делает осуществимым объективное измерение и сравнение вероятностей альтернативных гипотез реализации исследуемых событий, связей между ними и т.д.

Следует подчеркнуть, что теория вероятностей применима не ко всем событиям, характеризующихся неопределенностью исхода, а только к тем из них, которые потенциально воспроизводимы, а условия их воспроизведения достаточно стабильны. Однако объективное измерение неопределенности относительно реализации актуальных событий осуществимо и при невозможности моделирования исследуемых событий теоретико-вероятностными методами. Альтернативой последних в этих случаях могут служить иные математические модели неопределенности (теория принятия решений, различные варианты теории возможностей и др.).
При математическом моделировании неопределенности судебным медикам не следует ждать готовых решений их проблем специалистами-математиками. Дело в том, что изучаемые современной математикой задачи являются результатом многоступенчатых абстракций, мало или вовсе не применимых на практике. Это обстоятельство даже послужило причиной обозначения современной математики термином «чистая», т.е. не имеющая практических приложений. В этой связи результаты математиков, занимающихся той или иной абстрактной проблемой, сейчас непонятны не только представителям естественнонаучных дисциплин, но даже и другим математикам. Поэтому судебные медики сами должны взяться за математическое описание актуальных для них аспектов как неопределенности, так и других феноменов. Данный фактор возводит изучение основ современной логики и математики в ранг одной из важнейших составляющих теоретической подготовки каждого судебно-медицинского эксперта, а современный этап развития судебной медицины должен именоваться математическим.

Математика таит в себе ценности не меньшие, чем любое другое творение человеческого духа. Ценности эти нелегко воспринимаются, им не всегда воздают должное. Познать их труднее, чем, скажем, ценности музыки, однако того, кто сумеет преодолеть нелегкий путь познания, ждет богатое вознаграждение.

Морис Клайн

Стану ли я отказываться от обеда только потому, что не до конца понимаю процесс пищеварения?

Оливер Хевисайд