г. Барнаул
Развитие молекулярно-генетических методов исследования, несомненно, продвинули качество экспертиз на более высокий профессиональный уровень. Вместе с тем, лишь рациональное сочетание всех имеющихся методов исследования биологических объектов, дают максимальное получение информации, необходимой для расследования и раскрытия преступлений. В данной статье анализируется период работы биологического отделения с 2008 по 2010 гг. За это время было проведено 314 комиссионных молекулярно-генетических, биологических и цитологических экспертиз и молекулярно-генетических экспертиз, назначенных после исследований и экспертиз с использованием биологических и цитологических методов, из них по убийствам проведено 180 экспертиз, по половым преступлениям 119 экспертиз и по другим видам преступлений (тяжкие телесные повреждения, кражи, контрабанда и др.) – 15 экспертиз.
К сожалению, комиссионные и молекулярно-генетические экспертизы, по уголовным делам составляют всего лишь 5-12% от общего количества экспертиз, проведенных в отделении. Что, конечно же, не отвечает требованиям правоохранительных органов, но это связано с ограниченным финансированием бюро.
Анализ исследований показал, что для конкретизации выводов по экспертизам связанным с убийствами, после установления групповой принадлежности крови часто достаточно было установить половую принадлежность молекулярно- генетическим методом. При производстве экспертиз по половым преступлениям и другим видам экспертиз проводился молекулярно-генетический идентификационный анализ. При этом, выводы и заключения были дополнены либо изменены в 86 % случаев, в 14% был получен отрицательный результат.
Отрицательные результаты исследования по экспертизам связанным с убийствами, были получены в основном, из-за малого количества подлежащего исследованию материала, либо из-за деградации ДНК. В экспертизах по половым преступлениям отрицательный результат был получен, в основном, после установления наличия спермы иммунотестом Seratec PSA Semiquant, который основан на выявлении простатоспецифического антигена и выявляет сперму в следовых количествах, а также в случаях отсутствия сперматозоидов (аспермия, олигоспермия, азооспермия и др.), необходимых для выделения хромосомной ДНК.
Приведенный анализ экспертиз за исследуемый период показал, что в подавляющем большинстве случаев комиссионные и молекулярно-генетические экспертизы, назначенные после первичных биологических и цитологических исследований, обеспечивают полноценное решение задач, поставленных перед экспертами. Ясно, что применение комплексного подхода к производству экспертиз, взаимодействие экспертов между собой, дает наиболее оптимальный результат. Возможно, в дальнейшем наиболее оправданным будет подготовка специалистов, владеющих всеми имеющимися в арсенале методами исследования вещественных доказательств и умеющими в рамках одной экспертизы применить эти методы с оптимальным результатом.
Приведем примеры следующих экспертиз вещественных доказательств с использованием биологических, цитологических и молекулярно-генетических методов которые дали возможность провести наиболее полное и доказательное исследование:
Пример № 1 «...в Барнауле по пр. Красноармейскому водитель П., управляя автомобилем Мерседес, допустил наезд на пешехода А., которая скончалась на месте происшествия. Водитель с места происшествия скрылся». Автомобиль был обнаружен следственными действиями, перед экспертами поставлена задача установить наличие крови и возможность принадлежности данных следов потерпевшей А. На экспертизу были представлены смывы с колес и сливного лотка автомобиля. При проведении экспертизы найдена кровь человека, клетки поверхностных и глубоких слоев эпидермиса, элементы соединительной ткани. При определении групповой принадлежности крови и клеток установлена Аβ группа, совпадающая с группой крови потерпевшей, и в пятне с левого переднего колеса молекулярно- генетическим методом установлен женский генетический пол. Что позволило сделать вывод о возможности происхождения крови, клеток и тканей, обнаруженных на автомобиле от потерпевшей А.
Пример № 2 «...было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ - контрабанды, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств...При вскрытии пакета с наркотическими веществами был обнаружен объект, похожий на волос.». На разрешение экспертизы был поставлен вопрос – является ли объект волосом человека и мог ли он принадлежать подозреваемому К. При проведении биологической экспертизы было установлено, что данный волос принадлежит человеку, происходит с головы, вырван жизнеспособным. Морфологическое сходство одного волоса не позволяет высказаться о возможности происхождения его от конкретного человека, а длина волоса 1,1 см не позволяла установить его групповую принадлежность по системе АВО серологическим методом. Вместе с тем, у волоса была жизнеспособная луковица, с остатками влагалищных оболочек. При исследовании луковицы волоса молекулярно- генетическим методом выделен препарат ДНК мужской половой принадлежности, полностью совпадающий с препаратом ДНК образца подозреваемого К. по всем анализируемым полиморфным молекулярно-генетическим тест-системам. Был решен вопрос о принадлежности волоса подозреваемому К.
Пример № 3 «...в с.Мамонтове Мамонтовского района Алтайского края гр.Ф. и гр.В. совершили изнасилование гр.Д., половые акты совершались как с презервативом, так и без него.». У потерпевшей Д. в содержимом влагалища тестом Seratec PSA Semiquant установлено наличие спермы. При молекулярно-генетическом исследовании получен отрицательный результат связанный с недостаточным количеством спермы. При дополнительном биологическом исследовании были выявлены антигены А и Н. Потерпевшая относится к Оαβ группе, подозреваемые гр. Ф. игр. В. к Аβ группе. Выявленный антиген А, не свойственный потерпевшей, позволил сделать вывод о возможном происхождении спермы от гр. В. и гр. Ф., от обоих вместе или от каждого в отдельности.
Исходя из вышеизложенного, вытекают некоторые рекомендации, которые позволят улучшить качество экспертиз:
При производстве биологических и цитологических исследований эксперты должны стремиться максимально сохранить материал для дальнейшего проведения молекулярно- генетических исследований. Следует помнить, что использование различных растворов (даже физиологического раствора), реагентов, фиксация и окраска цитологических препаратов красителями, может блокировать выделение ДНК.
По экспертизам связанным с половыми преступлениями, особенно в случаях группового изнасилования, после установления наличия спермы, целесообразно сразу проводить молекулярно- генетическую экспертизу, не расходуя материал. Так же следует поступать при одногруппности проходящих по делу лиц по нескольким серологическим системам.
Отрицательный результат молекулярно- генетических экспертиз по уголовным делам, не исключает возможности установления групповой принадлежности биологического материала серологическими методами, что неоднократно доказано нашим опытом.