Вы здесь

Рентгенологические маркеры родовой травмы нервной системы новорожденных

Publication in electronic media: 11.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/486
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

С.Л. Парилов, А.В. Плахотников

г. Красноярск

Повышенное внимание к проблеме родовых травм у детей в настоящее время обусловлено многими составляющими: низкой рождаемостью, ухудшением состояния здоровья беременных, высокими показателями детской заболеваемости, пристальным вниманием администраторов здравоохранения к вопросу перинатальных потерь, ростом уголовных дел и судебных исков против врачей акушеров и педиатров, повышенным (ажиотажным) интересом к данному вопросу со стороны прессы и общества.

Научной разработке этой проблемы уделено сравнительно мало внимания. Вероятно, это связано с тем, что представления о биомеханизме повреждения нервной системы ребенка в родах, а так же морфологические маркеры родовой травмы были опубликованы в последнее время.

Согласно биомеханики периода изгнания плода в родах, повреждения при затылочном и теменно-затылочном предлежании возникают в следующей последовательности: изгоняющие силы давят на тело плода, прижимая голову к родопроводящим путям; возникает кровоизлияние в волосистой части головы, под апоневроз и под надкостницу в «проводной точке». В «проводной точке» происходит локальное прогибание костей черепа с перерастяжением твердой мозговой оболочки (ТМО) в области стока пазух и интрадуральными кровоизлияниями; из-за осевого продольного давления позвоночника снизу вверх нарастают растягивающие напряжения в краях синхондрозов затылочной кости со стороны полости черепа; в своде черепа нарастает сжатие со смещением костей по синдесмозам;

При возрастающем давлении первично возникают конструкционные переломы синхондрозов затылочной кости, на своде черепа формируется выраженная конфигурация головы, в полости черепа перерастяжение перегородочных частей ТМО с очаговыми интрадуральными кровоизлияниями, исчезновение резервного пространства со сдавлением краями смещенных костей головного мозга. При еще более возрастающем давлении формируются сдвиговые переломы синхондрозов затылочной кости; свод черепа деформируется по синдесмозам с кровоизлияниями в них; возникают краевые разрывы перегородочных частей ТМО, повреждения головного мозга краями костей свода. Во втором моменте периода изгнания на давление снизу вверх наслаивается ротация, одновременно с костями черепа повреждается шейный отдел позвоночника и спинной мозг.

При родовой травме нервной системы морфологически диагностируется обязательное сочетание следующих 9-ти повреждений, являющимися морфологическими маркерами: кровоизлияния в коже волосистой части головы в области «проводной точки» родов, кефалогематома в области «проводной точки», повреждения ТМО стока пазух, выраженная конфигурация головы, кровоизлияния в переднюю и заднюю атлантозатылочные мембраны, кровоизлияния в связки атлантозатылочного и атлантоаксиального суставов, кровоизлияния в межсуставные связки в шейном отделе, деформация позвоночного столба, локальные эпидуральные кровоизлияния, повреждения позвоночных артерий или их радиальных ветвей, повреждения вещества спинного мозга.

Целью исследования явилось исследование и выявление рентгенологических маркеров родовых повреждений нервной системы у грудных детей.

Нами было проанализировано 30 рентгенологических снимков новорожденных и грудных детей первого года жизни. При анализе рентгенограмм были выявлены следующие рентгенологические признаки повреждения черепа и шейного отдела позвоночника: разрыв латерально-сквамального синхондроза затылочной кости, деформация шейного отдела позвоночника, перелом костей основания черепа.

Первичные повреждения костей черепа в процессе изгнания в родах возникает в виде разрывных трещин и деформации как раз в синхондрозах между основной частью и латеральными частями и латеральными частями и чешуей затылочной кости. Деформация шейного отдела позвоночника возникает в результате чрезмерного осевого давления с ротацией позвоночника через СI и СII на затылочную кость снизу вверх, что приводит к асимметричным надрывам и разрывам связок шейно-затылочного и межпозвонквых сочленений.

Рентгенологические особенности черепа новорожденных не позволяет визуализировать деформацию латерально-базилярных и сфено-окципитального синхондрозов черепа, но позволяет ее предположить, учитывая обязательность 9-ти морфологических маркеров.

Мы считаем, что перечисленные рентгенологические признаки согласуются с морфологическими находками и являются рентгенологическими маркерами переломов основания черепа ребенка.

Таким образом, сравнение рентгенологических признаков повреждения черепа и шейного отдела позвоночника с морфологическими изменениями выявило следующие закономерности:

  • наличие на рентгенограмме деформации латерально-сквамального синхондроза затылочной кости позволяет косвенно судит о переломе остальных синхондрозов затылочной кости у новорожденных и детей первого года жизни;
  • деформация шейного отдела позвоночника, выявляемая на рентгенологическом снимке, является вторым по значению рентгенологическим маркером родовой травмы у детей;
  • рентгендиагностика указанных повреждений позволяет установить биомеханизм травмы ребенка в родах.