Вы здесь

О применении федеральных стандартов диагностики и лечения больных при судебно-медицинской оценке качества оказания медицинской помощи.

Publication in electronic media: 10.04.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/241
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Н. А. Тяжлов, Ю. В. Дубов

ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы (начальник — к.м.н. Н. А. Тяжлов), г. Рязань

При проведении судебно-медицинских экспертиз по оценке качества медицинской помощи вопрос о достаточности или недостаточности объема обследования и лечения больного имеет, как правило, решающее значение. До недавнего времени ответ на этот вопрос базировался как на теоретических представлениях, изложенных в учебной и методической литературе и имеющих подчас неоднозначный, дискуссионный характер, так и на практическом опыте членов экспертных комиссий, неизбежно придающем экспертному заключению элемент субъективизма. Эти факторы негативно сказывались на доказательности экспертного заключения в целом.

Проблема объективизации оценки качества медицинской помощи может быть успешно разрешена лишь на основе четко установленных эталонных критериев минимума диагностических и лечебных мероприятий. По нашему мнению, этим требованиям отвечают существующие федеральные стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных, число каковых к настоящему времени исчисляется сотнями единиц. Требования этих стандартов являются обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации: так, в отраслевом стандарте «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» ОСТ 91500.09.0003—2001 указано: «Настоящий стандарт должен использоваться организациями, учреждениями и предприятиями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи».

К настоящему времени разработаны и утверждены стандарты (протоколы) диагностики и лечения как для отдельных нозологических форм (например, стандарт медицинской помощи больным различными формами ишемической болезни сердца), так и для различных нозологических форм в рамках различных медицинских специальностей (в частности, для акушерства и гинекологии, педиатрии, гастроэнтерологии, онкологии). Стандарт «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» характеризуется многообразием сфер применения: в нем приведены требования к обследованию предоперационных больных в экстренном и плановом порядке, обозначен объем суточного обследования реанимационных больных — независимо от нозологической формы, регламентирован объем обследования больных для установления этиологии комы и т. д.

Очевидно, что существующие федеральные стандарты (протоколы) диагностики и лечения являются именно тем критерием, на который следует ориентироваться членам экспертных комиссий при оценке качества медицинской помощи. Выполнение предусмотренных стандартом требований минимального уровня диагностических и лечебных процедур в большинстве случаев фактически является ответом на традиционный вопрос следствия, все ли необходимое было выполнено для диагностики и лечения больного. В тех случаях, когда при обследовании и лечении больного были нарушены требования тех или иных стандартов, экспертная комиссия, помимо констатации факта нарушения, должна решить вопрос о том, каким образом это нарушение сказалось на течении и исходе заболевания.

Таким образом, использование стандартов (протоколов) диагностики и лечения больных позволяет повысить объективность оценки качества медицинской помощи и тем самым обеспечить реальную доказательность экспертного заключения.