ГУЗ Бюро судебно- медицинской экспертизы Камчатской области, начальник И.А. Зиганшин, г. Петропавловск-Камчатский
В последние годы в ряде регионов нашей страны отмечается рост распространения наркомании и токсикомании населения в целом и среди подростков, в частности. При этом отмечается тенденция к применению наркотиков растительного происхождения, а так же различных самодельно изготовленных препаратов и смесей, средств бытовой химии. Выраженные социальные последствия этих заболеваний, включающие высокую смертность больных, соматоневрологические и психические осложнения, тяжелые последствия, определяют то большое значение, которое придается раннему выявлению лиц, употребляющих наркотические и вызывающие токсикоманию средства в немедицинских целях.
С целью изменения своего состояния некоторые дети вдыхают пары летучих органических растворителей, таких как толуол, перхлорэтилен, бензин, различных средств бытовой химии, клеев и изделий на их основе. Отличием нашей области от других регионов России, является то, что, относительно недавно обнаруженный в недрах полуострова, природный газ все еще не используется как топливо ни в промышленности, ни в быту. Но одним из «полезных отголосков» энергетических кризисов на Камчатке являются, массово ввозимые в то время портативные бытовые газовые горелки производства Кореи и Китая для приготовления пищи, топливом для которых является сжиженная горючая газовая смесь, большую часть которой составляют бутан и пропан, упакованная производителем в металлические баллоны объемом по 520 мл, в обиходе у нас называемые «газовые баллончики».
В практике нашего бюро случаи смерти при вдыхании паров растворителей и компонентов сжиженного газа из бытовых газовых баллончиков регистрируются уже более 10 лет. Для анализа взят период с 1998 по 2006 год включительно. За это время было зарегистрировано 29 случаев смерти. В двух случаях смерть наступила при вдыхании паров клея, в 27 при вдыхании компонентов бытового сжиженного газа.
По годам количество смертей распределено равномерно (2-3 случая в год), в 2005 и 2006 году наблюдался рост до 5 случаев в год.
Половозрастная характеристика: из 29 человек 1 женщина, 28 мужчин; возраст умерших колеблется от 13 до 46 лет, причем на возраст 13-14 лет приходится 44% (11 случаев); на возраст 15-16 лет 44% (11 случаев); на возраст 17 - 18 лет 4% (1 случай); на возраст свыше 18 лет 8% (2 случая).
Во всех исследуемых случаях имелись свидетели, которые, в некоторых случаях, являлись и участниками произошедшего. Согласно их объяснениям, предоставленных следствием, содержимое баллона (сжиженная газовая смесь) «выдавливалась» подростками иногда непосредственно в ротовую полость, но чаще в полиэтиленовый пакет, который прикладывался к лицу для последующего вдыхания смеси. Нескольких глубоких вдохов погибшими, было достаточно для наступления токсического эффекта, который продолжался нервным перевозбуждением, быстрыми не координированными передвижениями, быстро сменявшимися потерей сознания и, в исследуемых случаях, наступлением смерти. Зачастую, рядом с трупами были обнаружены «газовые баллончики», которые сотрудники правоохранительных органов изымали и вместе с телами погибших доставляли в отдел экспертизы трупов бюро. При наружном и внутреннем исследовании трупов обращали на себя внимание только ярко выраженные признаки быстро наступившей смерти: синюшность и одутловатость лица, разлитые, интенсивные, темно-фиолетовые трупные пятна, выраженное венозное полнокровие внутренних органов, темная жидкая кровь, множественные точечные кровоизлияния под легочной плеврой и наружной оболочкой сердца, отек головного мозга и легких. Каких-либо особенностей или изменений внутренних органов на секции не было.
Учитывая подростковый возраст погибших, для химического исследования внутренние органы и биологические жидкости изымались в достаточном для проведения исследования количествах и в полном объеме: головной мозг, легкое, почка, печень с желчным пузырем, желудок с содержимым, кровь и вся моча, а также тампоны со смывами с рук, полости рта, носа и газовые баллоны с мест обнаружения трупов (в случаях их предоставления).
Судебно-химическое доказательство отравлений бытовым газом представляет определенные трудности, так как пропан, бутан (являющиеся основными компонентами бытового сжиженного газа) отличаются малой растворимостью в воде, а, следовательно, и в крови. Считают, что нормальные алканы быстро накапливаются в организме и столь же быстро выводятся через легкие с выдыхаемым воздухом. Они физиологически индифферентны и могут вызвать отравление только в очень высоких концентрациях, приводя к асфиксии вследствие понижения содержания кислорода в воздухе. Являются сильными наркотиками, однако их действие сильно ослабляется вследствие малой растворимости в крови. Для определения компонентов бытового сжиженного газа в трупном материале был использован метод газожидкостной хроматографии на двух колонках разной полярности. Условия хроматографического разделения: комплекс аппаратно-программный «Кристалл 2000м», колонка металлическая 0,2-200 см, насадка - 10% ДНФ на хроматоне N AW (колонка № 1), колонка стеклянная 0,2-200 см, насадка - 6,6% карбовакса на карбопаке (колонка №2), расход газа-носителя гелия 20 мл/мин, водорода 30 мл/мин, воздуха 300 мл/мин. Температура колонки 50*, испарителя 80*, детектора 150*. Детектор пламенноионизационный. Хрома-тограммы обрабатывали в программе «Хроматек Аналитик 2». На хроматограмме пробы идентифицировали пики пропана (время удерживания: колонка №1 -1,04 мин; колонка №2 - 2,33 мин), бутана (время удерживания: колонка №1 - 1,31 мин; колонка № 2 - 2,62 мин).
Методика исследования - 5гр ткани легкого, головного мозга, 2 мл крови помещали в пенициллиновые флаконы, герметизировали и нагревали при 80* 30 минут, 1мл парогазовой фазы вводили в испаритель хроматографа. Предварительно исследовали пробы бытового сжиженного газа.
При проведении химического исследования пропан, бутан всегда обнаруживались в ткани головного мозга и, в некоторых случаях, не обнаруживались в крови и ткани легкого. По-видимому, это обусловлено временем, прошедшим с момента вдыхания паров до момента смерти. Проведение исследования возможно в отдаленные сроки после смерти (свыше месяца) при условии сохранения объектов в морозильной камере холодильника.
Подводя итог, можно утверждать, что и анализируемые нами случаи подростковой токсикомании (вдыхание бытового газа) согласуются с данными различных литературных источников, в которых указано, что ингаляционный путь введения химических веществ в организм человека, один из самых доступных, для получения токсического опьянения. Чаще всего злоупотребление ингаляторами бывает групповым. Группа формируется в основном по месту жительства, учебы или отдыха. Имеются половые и возрастные особенности этих групп. Большинство (в основном мальчики) начинают употреблять ингаляторы в подростковом возрасте (13-17 лет). С учетом вышесказанного, целесообразно во всех случаях скоропостижной смерти подростков, особенно при невыясненных обстоятельствах, направлять для судебно-химического исследования по определению компонентов бытового сжиженного газа часть головного мозга, часть легкого, кровь. Представленный материал также может быть полезен в профилактике и диагностике подростковой токсикомании.