Вы здесь

К вопросу о правах пациентов в России

Publication in electronic media: 20.03.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/211
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Е. X. Баринов, Е, В. Беляева, П. О. Ромодановский, Е. Н. Черкалина

Кафедра судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава, г. Москва

Среди наиболее важных и ответственных задач государства в социальной сфере является забота о здоровье населения. У всех народов и во все времена здоровье рассматривалось и ценилось как высшее благо, составляющее основу человеческой жизни. Поэтому одним из важнейших критериев принадлежности государства к цивилизованному демократическому обществу является степень его заботы о здоровье своих граждан, соблюдении их прав и свобод, включая предоставление законодательно закрепленных гарантий на сохранение и укрепление, а в случае заболевания или травмы - восстановление здоровья человека, его медико-социальную реабилитацию.

Основополагающим правовым документом, регламентирующим общественные отношения в области охраны здоровья населения и определяющим принципы деятельности медицинских учереждений и медицинских работников по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", а важнейшими законами в сфере охраны здоровья - Законы РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В качестве основных принципов охраны здоровья граждан закреплены:

  • соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
    доступность медико- социальной помощи;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Каждый гражданин обладает неотъемлемым правом на охрану здоровья, обеспечиваемым охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. При этом государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств и гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них какого-либо заболевания. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, и иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами России.

За гражданами закреплено право на получение через средства массовой информации или непосредственно на основании их запросов, представленных в установленном порядке, информации о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, соответствии санитарным нормам и правилам продукции, работ и услуг, других факторов.

Согласно Конституции РФ взаимоотношения между гражданином (пациентом) при обращении его за медико-социальной помощью и государством определяются с одной стороны правом каждого человека на получение им медико-социальной помощи, с другой стороны - обязанностью государства в лице соответствующих учреждений оказывать гражданам такую помощь.

Медико-социальная помощь осуществляется в виде первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, мер профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Она оказывается гражданам бесплатно в учреждениях муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, требующих срочного
медицинского вмешательства. Она осуществляется специальной службой государствен
ной или муниципальной системы здравоохранения, а также лечебно-
профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной
подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками и лицами, обязан
ными ее оказать по закону или специальному правилу.

Специализированная медицинская помощь оказывается при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и лечения, использования сложных медицинских технологий, имеют право осуществлять лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на указанный вид деятельности. Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи регламентируются Министерством здравоохранения РФ, Министерством здравоохранения субъектов Федерации. Финансирование специализированной медицинской помощи обеспечивается как за счет государственной системы здравоохранения и целевых фондов, так и за счет личных средств граждан.

Таким образом гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и обеспечивается в рамках программы обязательного медицинского страхования. Дополнительные медицинские услуги оказываются на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет предприятия или личных средств гражданина.

В случаях нарушения прав пациентов в РФ предусмотрена целая система их защиты, которая включает в себя досудебный и судебный уровни. Досудебный уровень защиты прав пациента представлен государственным и общественным секторами. К государственному сектору относятся: органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации; органов управления здравоохранения, администрация ЛПУ, страховые медицинские организации и т.д. Общественная форма защиты прав пациента представлена различными общественными организациями в области здравоохранения, третейскими судами, профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. Судебная защита прав пациента осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 236-239 ГПК РФ. Каждый гражданин вправе обратится в суд с жалобой о неправомерных действиях государственного органа, общественной организации или должностного лица, нарушающих его права или свободы.

Наиболее часто встречающимися нарушениями прав пациента являются:

  • необоснованный отказ от оказания медицинской помощи (отказ от госпитализации в стационар, отказ от оказания амбулаторной помощи, отказ от перевода виз одного ЛПУ в другое, неоказание медицинской помощи в экстренных ситуациях, связанных с дорожно-транспортной, производственной, бытовой травмой);
  • оказание медицинской помощи низкого качества;
  • причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
  • нарушение условий и режима лечения;
  • предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании;
  • разглашение врачебной тайны;
  • необоснованное взимание или требование платы за лечение;
  • профессиональные и должностные злоупотребления со стороны медицинских работников;
    дефекты в оформлении медицинской документации.

Общество постоянно стремится принимать участие в оценке качества оказания медицинской помощи. Причин повышенного интереса к медицине несколько. Медицина сегодня из системы здравоохранения превратилась в огромный синдикат по продаже населению медицинских услуг, номенклатура и цены на которые постоянно растут. Кроме того, в высокоразвитых демократических странах закреплено право налогоплательщиков знать, на что конкретно идут постоянно увеличивающиеся налоги на здравоохранение. Сложность объективной оценки обществом качества лечения обусловлена несколькими факторами: значительными различиями в выборе способов лечения одной и той же патологии разными врачами; многими из догматично используемых сегодня медицинских заблуждений не имеющих строгих научных обоснований, а механизмы действия большинства эффективных лекарственных препаратов до конца не ясны; недоступностью для общества достоверных данных по заболеваемости и исходам лечения, а именно - реальных сведений по уровням летальности и инвалидности конкретных заболеваниях.

Поэтому деятельность здравоохранения, как и любая функция жизнеобеспечения государства, должна осуществляться по заданным законодательством правилам и профессиональным стандартам, и только их точное соблюдение может являться для граждан и государства подтверждением того, что запрос общества выполнен правильно. В России функционирует проверенный международным опытом юридический правовой институт, способный квалифицированно и эффективно ориентировать движение отечественного здравоохранения и правообеспечи-тельных органов в направлении европейских стандартов соблюдения и защиты прав граждан - пациентов. Служба Уполномоченного по правам человека Российской Федерации призвана служить независимым, компетентным и действенным механизмом правового контроля за деятельностью государственного здравоохранения.