Вы здесь

Экспертиза неблагоприятных исходов при оказании ортопедической стоматологической помощи

Publication in electronic media: 10.04.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/237
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Т. Г. Попова

Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. - П. О. Ромодановскнй) МГМСУ

В настоящее время во многих странах мира отмечается значительное усиление внимания проблемам охраны здоровья граждан и оказания им качественной медицинкой помощи, что влечёт ужесточение общественного контроля над деятельностью медицинских учреждений и медицинских работников, нередко способствует выявлению серьёзных упущений и недостатков в их работе.

Анализ ряда публикаций последних лет свидетельствует, что не только в РФ, но и в наиболее развитых странах Европы и США остро стоит проблема нарушения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В Российской Федерации, где немало профессиональных ошибок и неблагоприятных последствий оказания медицинской помощи, не ведётся даже статистика правонарушений, совершённых медицинскими работниками при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Среди всех гражданских исков, предъявленных к медицинским учреждениям и частнопрактикующим врачам, стоматология прочно занимает первое место.

Многие авторы указывают, что наблюдаемый в последнее время рост числа стоматологических заболеваний и их осложнений, способных привести к развитию патологии и отрицательно повлиять на качество жизни, становится причиной жалоб пациентов на некачественное оказание стоматологической помощи.

Одним из основных вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экспертизой, проводимой в связи с исками пациентов к стоматологическим учреждениям, является установление факта и характера профессиональных ошибок, а также неблагоприятных последствий при оказании стоматологической помощи.

Анализируя причины возникновения ошибок в ортопедической стоматологии, В.Н. Копейкин (1986) выделил ряд условий их возникновения:

  • недостаточное знание теоретических основ диагностического процесса в ортопедической стоматологии и несоблюдение правил обследования;
  • разноречивость данных поликлинического обследования и малая их эффективность, отсутствие комплексного обследования;
  • отсутствие в стоматологической поликлинике функционально-диагностического отделения или кабинета;
  • отсутствие регламентированных нозологических форм заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению;
  • организационные ошибки.

Доля гражданских исков к стоматологам в 1996 году составила 14,7%, а в 1997-17,8% от общего числа экспертиз по «врачебным делам».

Статистические данные Бюро СМЭ г. Москвы за 2000-2004 гг. свидетельствуют, что среди судебных исков к врачам-стоматологам доля стоматологов-ортопедов составляет до 75%.
Экспертная практика свидетельствует, что для объективной оценки качества стоматологической помощи вообще и стоматологической ортопедической помощи в частности необходимо разрабатывать объективные методы оценки с учётом достижений стоматологической науки и клинической практики.

При экспертизе качества стоматологического ортопедического лечения необходимо определить следующие условия:

  • соблюдены ли нормы и правила изготовления ортопедических конструкций;
  • соблюдены ли методики профилактики осложнений при стоматологическом ортопедическом лечении при изготовлении различных протезов;
  • соблюдены ли технические показатели протеза, толщина коронки, краевой зазор, форма жевательной поверхности, эстетические и косметические аспекты.

Ряд авторов в качестве критериев оценки качества стоматологического ортопедического лечения предлагают учитывать полноценность и последовательность врачебных манипуляций по уровню диагностики и лечения, а также по правилам изготовления протеза.

Предлагается учитывать факт необходимости повторного лечения, а также возникновение осложнения, развившегося в связи с протезированием и обусловленного самим протезом и реакцией на него со стороны окружающих тканей, включая оценку функционального состояния зубочелюстной системы пациента до и после лечения (функция жевания, артикуляция после протезирования).

Проблема оценки качества стоматологического ортопедического лечения ограничивается не только изучением параметров и визуальной оценкой протеза, но и комплексом исследований для оценки проведённого лечения с учётом степени восстановления функций зубочелюстной системы, а также удовлетворённостью пациента конечным результатом лечения.

Вполне естественно, что для объективной оценки качества стоматологического ортопедического лечения необходимо пользоваться стандартом (эталоном), с которым можно было бы сравнить полученные результаты. Также стандарты могут быть средством управления качеством медицинской помощи или контролем качества лечения. Таким образом, оценка качества ортопедического стоматологического лечения может быть объективно осуществлена только при наличии стандартов оказания медицинской помощи, определяющих границы, полноту и достаточность выполненных процедур, качество восстановления функций зубочелюстной системы, качество протезирования и т.д. К сожалению, до сих пор не разработаны стандарты на методы контроля оценки качества оказания стоматологической ортопедической помощи. В связи с этим при оценке качества оказания стоматологической помощи эксперты вынуждены оценивать действия врача-стоматолога-ортопеда с рекомендациями, содержащимися в монографиях, учебниках или научных статьях по стоматологии.

Разработка и внедрение в экспертную практику научно-обоснованных критериев оценки дефектов оказания ортопедической стоматологической помощи является актуальной задачей судебной медицины и стоматологии.