Вы здесь

Кафедра судебной медицины ипо КраСГМА. Итоги 5 лет.

Publication in electronic media: 19.03.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/208
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

В. И. Чикун, А. Ю. Карачев, В. И. Лысый

Кафедра судебной медицины института последипломного образования, г. Красноярск

До распада Союза ССР судебно-медицинское сообщество не испытывало сколько-нибудь серьезных проблем с последипломной подготовкой судебно-медицинских экспертов, которая осуществлялась в Союзных и Республиканских ГИДУВах Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Барнаула. В настоящее время этот список сократился до минимума.

Новые экономико-правовые отношения в стране застали судебно-медицинскую службу не готовой обеспечить квалифицированными кадрами судебно-медицинские экспертные учреждения в достаточном объеме.

Ни для кого не секрет, что сегодня бюро не может получить лицензию на экспертную деятельность, если сотрудники не имеют сертификатов специалиста и свидетельств повышения квалификации. Поэтому для многих руководителей экспертных учреждений важно получить заветную "бумажку" за минимальное время. При современном темпе жизни отсутствие на рабочем месте обучающегося сотрудника больше недели - непозволительная роскошь. Особенно если штат подразделения, в котором работает специалист составляет всего несколько человек.

До открытия курса повышения квалификации проблема обучения, в основном, решалась проведением краткосрочных выездных циклов по очно-заочной форме, силами профессорско-преподавательского состава кафедр и факультетов повышения квалификации Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Кемерово, Новосибирска и др.

Особенно остался в памяти выездной цикл, который проходил на пароходе "Александр Матросов" по маршруту Красноярск -Дудинка - Красноярск.

Нельзя не упомянуть мэтров судебной медицины, высококлассных специалистов, основателей школ судебной медицины профессора Б.А. Саркисяна и В.Н. Крюкова, а так же СВ. Гуртовую и P.P. Краснову.

До сих пор решение вопроса кадрового обеспечения остается серьезной проблемой, особенно в районах сельской местности, которая решалась переходом из специальности в специальность. Несоответствие утвержденных специальностей и должностей требованиям современной практики вносит массу неудобств. Традиционно сложилась "взаимозаменяемость" специальностей, а из-за ограниченного штата не всегда специалисты занимают должности в соответствии со своей специальностью. Поэтому переход из специальности в специальность - обычное явление и проходившее в рамках стажировки на рабочем месте.

Действующий Приказ Минздрава России от 27.08.1999 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" определяет перечень врачебных и провизорских специальностей и устанавливает требования к подготовке специалистов здравоохранения. В соответствии с ним основную специальность можно получить, пройдя обучение в интернатуре (первичная годичная подготовка), двухгодичной ординатуре и (или) аспирантуре, а специальность, требующую углубленной подготовки, - через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата специалиста по соответствующей основной специальности.

Большим прорывом является выравнивание положения молодых специалистов прошедших обучение по специальностям "лечебное дело" и "педиатрия". Согласно письму от 24.05.2005 № 2373-ВС "О подготовке специалистов в интернатуре" исключалась возможность подготовки врачей-педиатров в интернатуре по судебной медицине. Приказ МЗ РФ от 20.08.2007 № 553 внес существенные изменения номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения РФ, утвержденную приказом от 27.08.1999 № 337, что существенно облегчило положение.

Необходимо отметить, что это позволило решить лишь ряд тактических задач. На перспективу оставалась армия более 200 судебных экспертов, которым надо предоста-вить возможность каждые пять лет повышать свои профессиональные знания, а так же через каждые пять лет проходить сертификационный экзамен и получать сертификат специалиста.

Законодательной базой для повышения квалификации сегодня остается постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов". Именно оно предписывает проходить обучение на курсах не реже, чем раз в пять лет.

По прошествии 5 лет необходимо отметить, что мы справились и с этой, казалось бы, несбыточной задачей. С 2002 года в Красноярской медицинской академии начал работу курс судебной медицины ФПК и ППС. Это позволило своими силами готовить специалистов и проводить сертификационные циклы. В мае 2003 года КрасГМА реор-ганизует кафедру судебной медицины путем объединения ее с самостоятельным курсом ФПК и ППС (приказ от 22.04.2003 № 5). Кафедру возглавил K.M.H., доцент В.И. Чикун.

Особо следует отметить преимущества создания учебно-производственного комплекса на базе кафедры судебной медицины и бюро судебно-медицинской экспертизы, который выполняет функции учебно-производственной базы для подготовки специалистов. Это значительно повышает качество обучения. Однако, хотя коллегией Минздрава одобрена данная форма подготовки и повышения квалификации, еще не разработано организационно-методическое и нормативно-правовое обоснование этой деятельности.

Единственным на сегодня нормативным подзаконным актом является приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.05.1986 № 626 "Об утверждении типового положения о научно-учебно-производственном объединении системы Министерства здравоохранения СССР".

Существование такого комплекса в Красноярском крае по судебной медицине определило множество преимуществ по сравнению с регионами, где подобных комплексов нет.

В Красноярском крае образовательным учреждением повышения квалификации является Институт последипломного образования Красноярской государственной меди-цинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. И сегодня кафедра судебной медицины отнесена к его ведению, а не как ранее - к стоматологическому факультету (ныне стоматологическому институту). Оказавшись "по профилю" среди числа клинических кафедр это позволило найти понимание в решении многих вопросов.

Основными целями работы кафедры по повышению квалификации остаются контроль и поддержание уровня квалификации сотрудников (и это обязательно для всех, кто работает в аптечных предприятиях), а также получение ими необходимых знаний.

Сотрудники бюро обучаются бесплатно на циклах общего и тематического усовершенствования. На коммерческих циклах за обучение платят все слушатели. Стоимость обучения как на государственных, так и на коммерческих курсах варьируется в зависимости от срока обучения.

Повышение квалификации, осуществляется тремя способами: краткосрочное тематическое обучение по вопросам конкретного производства (не менее 72 часов); тема-тические и проблемные семинары по вопросам, возникающим на уровне отрасли (от 72 до 100 часов) и длительное обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем (свыше 100 часов).

По результатам обучения курсанты получают документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение; свидетельство о повышении квалификации - для тех, кто обучался по программе в объеме свыше 100 часов (144 час); диплом о профессиональной переподготовке для прошедших обучение по программе свыше 500 часов (536 час).

Сегодня кафедра — это 13 квалифицированных преподавателей (9 кандидатов наук, 3 соискателя и аспирант), которые являются и сотрудниками бюро. Это соединение не умозрительное, а продиктовано самой логикой развития судебно-медицинской службы. Мы понемногу приближаемся к западным стандартам, когда институт судебной медицины - это и учебное заведение и практическая организация, как в развитых странах. По нашему глубокому убеждению это большой позитив. Мы можем проследить и повлиять на становление судебно-медицинского эксперта от его студенчества до того момента, когда он приступит к самостоятельной работе.

Ежегодно кафедра способна обеспечить подготовку до 100 человек. Практика работы показала, что подготовку проходят не только сотрудники бюро, но и курсанты других экспертных учреждений. Так за прошедший период с 2003 года на базе кафедры прошли подготовку преподаватели Сибирского юридического института (г.Красноярск), врачи судебно-медицинские эксперты Кемерово, Барнаула, Томска, Омск, Ханты-Мансийска, Благовещенска, Тюмени и др. И, в настоящее время, кафедра открыта для всех, желающих повысить свой профессиональный уровень и получить сертификат специалиста.

Обучение осуществляется по очной, очно-заочной и заочной (дистанционной) формам. Сразу по окончании академии для получения практических навыков выпускники проходят обучение в интернатуре (первичная специализация).

В связи с растущей потребностью экспертных учреждений в подготовке и повышению деловой квалификации специалистов на кафедре судебной медицины проводятся различные циклы: вопросы травматологии (колото-резаных повреждений, огнестрельной травмы), идентификации личности, диагностики смерти от утопления, ненасильственной смерти и т.д.

Руководствуясь Образовательным стандартом и унифицированной программой последипломного обучения, на кафедре разработаны учебно-тематические планы и рабочие программы в рамках запланированных циклов. По всем специальностям, по которым проходит обучение, расписываются циклы занятий, их продолжительность и даты проведения, число слушателей. Рабочая программа претерпевает постоянную корректировку в связи с изменениями нормативно-правовой базы. Выбор тем рабочих программ осуществляется в соответствии с типовой программой (федеральный компонент) и с учетом региональных особенностей. Региональный компонент рабочей программы составляет 15%. После завершения каждого цикла проводится анонимное анкетирование курсантов на предмет наиболее интересных для них тем.

Широкие перспективы открываются для курсантов кафедры с развитием дистанционной формы обучения: телеконференции, прямая связь, тестирование online, во время которых происходит непосредственное взаимодействие обучаемого с преподавателем на расстоянии. Дистанционная форма сочетает в себе преимущества заочной формы: экономия времени и средств курсантов, создание новых возможностей для качественного повышения квалификации (индивидуальный подход к обучению каждого специалиста, высокое качество за счет использования передовых информационных технологий и др.). Однако организация этой формы обучения требует правильно рассчитать нагрузку преподавателей, а главное, обеспечить хорошую материально-техническую и методическую базу. Пока на кафедре не все программы могут введены в систему дистанционного обучения. Тем не менее эта работа постоянно ведется, совершенствуются программные продукты, обеспечивающие проведение этой формы обучения.

Все циклы повышения квалификации заканчиваются экзаменом или итоговой аттестацией которые проходят у нас в три этапа. Все курсанты пишут рефераты на темы по выбору, и сдают практические навыки. Второй этап - тестовый контроль (на компьютере). Каждому слушателю выдается 100 тестов, на которые надо ответить за один час. И последнее - устное собеседование по вопросам дисциплины.

Разработанный долгосрочный план (5-летний) профессиональной подготовки сотрудников, планирование совместной деятельности бюро и кафедры дает возможность каждому эксперту, знать когда, на какой цикл и сколько времени он будет повышать свою квалификацию.

Таким образом, научно-учебно-производственный комплекс "Судебная медицина" позволил полностью реализовать комплексную программу подготовки врачей судебно-медицинских экспертов по схеме студент - врач интерн - врач судебно-медицинский эксперт.

В настоящее время кафедра судебной медицины ИПО под руководством В.И. Чикуна является одной из динамически развивающихся кафедр академии. Создан комплекс учебных и учебно-научных лабораторий; переработаны учебные материалы и методические рекомендации по всем циклам (дисциплинам). По итогам внутреннего аудита кафедра признана одной из лучших в 2007 году, отмечена дипломом.

Основным направлением научных исследований, проводимых на кафедре, является судебно-медицинская идентификация трупов, в частности, судебно-медицинская аб-доминология. По этой теме выпущено 6 монографий, более 40 научных работ, 6 патентов на изобретение, защищены три кандидатские диссертации.

Совместно с кафедрой нормальной анатомии готовятся две кандидатские диссертации по судебной соматологии.

Большое значение в развитии кафедры сыграло создание Ассоциации "Судебные медики Сибири" с центрами в Новосибирске и Барнауле, возглавляемой двумя сопредседателями засл. врачом РФ, д.м.н., профессором В.П. Новоселовым и д.м.н., профессором Б.А. Саркисяном, благодаря чему стало возможным наладить тесные взаимоотношения между кафедрами и экспертными учреждениями различных регионов Сибири и Дальнего Востока. Участие в Ассоциации позволило более эффективно и рационально использовать ресурсы, внедрять наукоемкие методы и методики в экспертную практику, обмениваться опытом, постоянно совершенствуя и накапливая знания в различных областях судебной медицины.

Достаточно сказать, что впервые, именно мы были удостоены чести провести на своей земле в 2007 году выездное совещание Ассоциации, в г.Красноярске, в рамках которого состоялась конференция, посвященная вопросам диагностики смерти от отравлений.
конференции
конференции