Вы здесь

Анализ случаев смертельной автомобильной травмы по архивным данным ГУЗ бюро судебно-медицинской экспертизы Камчатского края за период 2004-2009 годов


Publication in electronic media: 06.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/450
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Петропавловск-Камчатский

Транспортная травма – один из основных видов травматизма в экономически развитых странах. Повреждения, причиняемые при различных видах транспортной травмы занимают первое место среди всей тупой травмы. Поэтому борьба с транспортным травматизмом является важной государственной задачей и в нашей стране, в решении которой принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе врачи. Транспортный травматизм называют ещё "небоевым травматизмом мирного времени".

Среди всех видов транспортной травмы – автомобильная встречается наиболее часто. По данным ВОЗ в последние годы в результате автомобильной травмы погибает около 1 млн. 300 тыс. человек и десятки миллионов получают несмертельные повреждения.

30% автомобильного травматизма приходится на превышение скоростного режима, от 25 до 50% – на состояние алкогольного опьянения водителей. Нередко причиной ДТП являются нарушения, совершаемые самими пешеходами (около 30%).

Учитывая особую значимость этой проблемы правительством Российской Федерации с 2008г. разработаны и приняты программы, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ужесточение уголовной и административной ответственностей, увеличение размеров денежных штрафов за нарушения ППД, усиление контроля за соблюдением ППД). По данным проведенного анализа в Петропавловске-Камчатском чаще всего смертельная травма причиняется в результате столкновения движущегося транспортного средства с пешеходом и составляет более половины всех случаев ДТП. Это обусловлено: загруженностью дорог (Камчатка занимает одно из первых мест в России по количеству транспортных средств на душу населения), рельефом местности (горная), метеорологическими условиями (большое количество осадков, туман), плохой освещенностью дорог, отсутствием пешеходных дорожек.

При анализе архивного материала оценка смертельной травмы, связанной со столкновением движущегося автомобиля с пешеходом проводилась по следующим критериям: пол, возраст, время суток, наличие или отсутствие алкоголя в крови, а также выявление наиболее опасных участков дороги в городе Петропавловске-Камчатском.

По анализируемым годам материал распределялся следующим образом. За 6 лет отмечено 106 случаев исследования трупов лиц погибших в результате столкновения пешехода с движущимся автомобилем, из них в 2004 – 27 случаев, 2005 – 16, 2006 – 15, 2007 – 20, 2008 – 20, 2009 – 9 случаев. Из 106 погибших взрослых было 102 человека (71 мужчин и 31 - женщин), детей – 4.

Диаграмма №1. Количественная характеристика погибших по полу за 2004-2009гг.

Количественная характеристика погибших по полу за 2004-2009

Из диаграммы видно, что намного чаще погибают мужчины по сравнению с женщинами и по отдельным годам и в общем.

По времени суток: наибольшее количество смертельных случаев приходится на конец рабочего дня (после 18:00) и темное время суток – 71,88%.

Из общего числа погибших в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП находилось 59,3%; из них мужчины составили 70,9%.

Для выявления наиболее опасных участков дороги, были проанализированы места всех дорожно-транспортных происшествий: 84,5% от всех случаев ДТП произошли на проезжей части многополосной дороги вблизи регулируемых перекрестков и пешеходных переходов или между ними. В остальных 15,5% случаев, ДТП совершалось в жилых зонах.

Распределение анализируемого материала по возрасту представлено на диаграмме 2.

Диаграмма №2. Возрастная характеристика погибших 2004-2009гг.

Возрастная характеристика погибших 2004-2009

Из диаграммы следует, что более 60% погибших приходится на возрастные группы 15-39 лет, а почти 90% - это люди официально трудоспособного возраста.

Оценка результатов анализа дает возможность сделать следующие выводы:

  • В г. Петропавловске-Камчатском случаи столкновения движущегося автомобиля с пешеходом занимают одно из первых мест среди всех видов автомобильной травмы; в зависимости от поведения - взаимоуважения участников дорожного движения и соблюдение ими правил дорожного движения (особенно пешеходами), количество таких случаев может меняться как в сторону повышения, так и понижения, невзирая на сложный рельеф местности и погодные условия.
  • Процентное соотношение погибших мужчин и женщин по годам остается величиной относительно постоянной и не зависит от общего числа смертельных случаев, причем количество погибших мужчин значительно превышает число погибших женщин, что обусловлено и образом жизни и досуга (жаждой риска и экстрима, более низким порогом инстинкта самосохранения, и количеством потребляемого алкоголя у мужчин).
  • Большинство случаев (71,88%) гибели пешеходов происходило в вечерние и ночные часы, что связано с: большим количеством пешеходов на улицах в конце рабочего дня, ограниченной видимостью, низкой освещенностью проезжей части дороги, отсутствием горизонтальной разметки дороги – «зебры» и дорожных знаков «пешеходный переход», непродуманным расположением нерегулируемых пешеходных переходов и нетрезвым состоянием участников дорожного движения (преимущественно в ночное время суток).
  • Более половины погибших (59,3%) находилось в состоянии алкогольного опьянения, что свидетельствует о том, что дорожно-транспортный травматизм в значительной степени обусловлен приемом алкоголя участниками движения.
  • В подавляющем большинстве (89,1%) случаев в результате дорожно-транспортных происшествий погибают люди трудоспособного возраста. Наибольшее количество (38,77%) приходиться на возрастную группу 15-29 лет, что, вероятнее всего, объясняется тем, что данная возрастная группа менее критично и более легкомысленно относится к собственному здоровью и жизни.
  • В 91 случае (из 106) столкновение с пешеходом происходило в непосредственной близости (за 10-50 метров) от регулируемого или нерегулируемого пешеходного перехода, что еще раз подтверждает безответственность пешехода, как участника дорожного движения, сознательно подвергающего свою жизнь опасности.
  • Проведенный анализ позволяет высказаться о положительной тенденции к снижению числа ДТП со смертельным исходом, что свидетельствует об эффективности программ, направленных на безопасность на дорогах страны. Также, надеемся, что вышеприведенные статистические данные послужат материалом для правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, для разработки мероприятий по снижению и предупреждению дорожно-транспортного травматизма в целом.