г. Петропавловск-Камчатский
Транспортная травма – один из основных видов травматизма в экономически развитых странах. Повреждения, причиняемые при различных видах транспортной травмы занимают первое место среди всей тупой травмы. Поэтому борьба с транспортным травматизмом является важной государственной задачей и в нашей стране, в решении которой принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе врачи. Транспортный травматизм называют ещё "небоевым травматизмом мирного времени".
Среди всех видов транспортной травмы – автомобильная встречается наиболее часто. По данным ВОЗ в последние годы в результате автомобильной травмы погибает около 1 млн. 300 тыс. человек и десятки миллионов получают несмертельные повреждения.
30% автомобильного травматизма приходится на превышение скоростного режима, от 25 до 50% – на состояние алкогольного опьянения водителей. Нередко причиной ДТП являются нарушения, совершаемые самими пешеходами (около 30%).
Учитывая особую значимость этой проблемы правительством Российской Федерации с 2008г. разработаны и приняты программы, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ужесточение уголовной и административной ответственностей, увеличение размеров денежных штрафов за нарушения ППД, усиление контроля за соблюдением ППД). По данным проведенного анализа в Петропавловске-Камчатском чаще всего смертельная травма причиняется в результате столкновения движущегося транспортного средства с пешеходом и составляет более половины всех случаев ДТП. Это обусловлено: загруженностью дорог (Камчатка занимает одно из первых мест в России по количеству транспортных средств на душу населения), рельефом местности (горная), метеорологическими условиями (большое количество осадков, туман), плохой освещенностью дорог, отсутствием пешеходных дорожек.
При анализе архивного материала оценка смертельной травмы, связанной со столкновением движущегося автомобиля с пешеходом проводилась по следующим критериям: пол, возраст, время суток, наличие или отсутствие алкоголя в крови, а также выявление наиболее опасных участков дороги в городе Петропавловске-Камчатском.
По анализируемым годам материал распределялся следующим образом. За 6 лет отмечено 106 случаев исследования трупов лиц погибших в результате столкновения пешехода с движущимся автомобилем, из них в 2004 – 27 случаев, 2005 – 16, 2006 – 15, 2007 – 20, 2008 – 20, 2009 – 9 случаев. Из 106 погибших взрослых было 102 человека (71 мужчин и 31 - женщин), детей – 4.
Диаграмма №1. Количественная характеристика погибших по полу за 2004-2009гг.
Из диаграммы видно, что намного чаще погибают мужчины по сравнению с женщинами и по отдельным годам и в общем.
По времени суток: наибольшее количество смертельных случаев приходится на конец рабочего дня (после 18:00) и темное время суток – 71,88%.
Из общего числа погибших в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП находилось 59,3%; из них мужчины составили 70,9%.
Для выявления наиболее опасных участков дороги, были проанализированы места всех дорожно-транспортных происшествий: 84,5% от всех случаев ДТП произошли на проезжей части многополосной дороги вблизи регулируемых перекрестков и пешеходных переходов или между ними. В остальных 15,5% случаев, ДТП совершалось в жилых зонах.
Распределение анализируемого материала по возрасту представлено на диаграмме 2.
Диаграмма №2. Возрастная характеристика погибших 2004-2009гг.
Из диаграммы следует, что более 60% погибших приходится на возрастные группы 15-39 лет, а почти 90% - это люди официально трудоспособного возраста.
Оценка результатов анализа дает возможность сделать следующие выводы: