Вы здесь

Анализ смертельной автотравмы по г. Барнаулу за 2009-2010гг


Publication in electronic media: 06.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/443
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Барнаул

Автомобильная травма занимает ведущее место в структуре механических повреждений. По статистическим данным смертность при дорожно – транспортных происшествиях (ДТП) стоит на третьем месте после сердечно – сосудистых заболеваний и новообразований (Шипунов А.Д.,2001).

Каждый год в мире происходит около 55 млн. автомобильных аварий, в которых гибнет около 1,2 млн. человек и 8 млн. получают травмы. Экономические потери ДТП в некоторых странах оцениваются в 2% и более валютного национального дохода (Peden M. et al., 2002). В России ежегодно в результате ДТП погибает порядка 33-35 тыс. человек. В Алтайском крае на дорогах ежегодно происходит более 4500 ДТП, в них погибает около 550 человек, а количество потерпевших превышает 5000.

Учитывая актуальность проблемы автомобильной травмы, целью работы явилось изучение структуры смертельного автомобильного травматизма по г. Барнаулу на основе анализа архивного материала танатологического отдела Алтайского краевого бюро СМЭ за 2009-2010гг.

За этот период в результате различных видов автомобильной травмы в г. Барнауле погибло 124 человека, что составило 2,3% от общего количества проведенных исследований (экспертиз) и 17,2% – от смертельной механической травмы.

В 70 случаях (56,4%) повреждения в результате ДТП причинялись легковыми автомобилями; в 2 (1,6%) – грузовыми автомобилями классической компоновки; в 6 (4,8%) – вагонной компоновки; по 9 наблюдений (по 7,2%) пришлось на автобус вагонной компоновки и однообъемники. В 28 случаях (22,5%) тип и марка автомобиля в имеющихся документах не указывалась.

Распределение случаев автомобильной травмы по ее виду представлена в табл. №1.

Таблица1. Количественная характеристика автомобильной травмы в зависимости от ее вида

Вид автомобильной травмы Количество %
Столкновение движущегося автомобиля с пешеходом 66 56,4
Действие внутренних частей салона автомобиля 43 36,7
Столкновение движущегося автомобиля с пешеходом и последующим переездом 6 5,1
Переезд колесом движущегося автомобиля 1 0,8
Выпадение из кабины движущегося автомобиля 1 0,8

Из таблицы следует, что чаще всего наблюдается травма при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом, несколько реже – травма внутри салона автомобиля и крайне редко – другие виды автомобильной травмы.

Распределение погибших по видам автомобильной травмы представлено на рис. 1.

Распределение погибших по видам автомобильной травмы

Из 50 погибших от действия внутренних частей салона автомобиля 20 сидели на месте водителя (40%); 1(2%) – на месте пассажира переднего сидения; в 29 случаях (58%) место расположения в салоне не определено.

Среди всех погибших 45(36,3%) лица женского, 79(63,7%) – мужского пола.

Возрастная характеристика погибших представлена в табл. 1.

Таблица 2. Количественная характеристика погибших в результате автомобильной травмы в возрастном аспекте

Возрастная группа Количество погибших
В абсолютных цифрах В относительных цифрах (%)
0-10 3 2,4
11-20 8 6,5
21-30 22 17,7
31-40 24 19,4
41-50 13 10,5
51-60 20 16,1
61-70 11 8,8
>70 20 16,1
Не установлен 3 2,4
Итого: 124 100

Из таблицы следует, что почти 64% погибших – лица трудоспособного возраста.

В 52 наблюдениях (41,9%) пострадавшие в момент ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения, из них у 12 (9,6%) этиловый спирт в крови был выявлен в концентрации от 0,5 до 1,5‰, что у живых лиц обычно оценивается как алкогольное опьянение легкой степени; у 15 (12,1%) – 1,5-2,5‰ – что оценивается как опьянение средней степени; у 15 (12,1%) – 2,5-3,0‰ – что соответствует сильной степени алкогольного опьянения; у 10 (8,1%) концентрация этилового спирта превышала 3,0‰ – тяжелая степень. В 13 наблюдениях (10,5%) сведения о наличии и концентрации алкоголя в крови отсутствовали.

Из 52 потерпевших, доставленных в лечебно – профилактические учреждения г. Барнаула, забор крови для определения наличия и количественного содержания алкоголя был проведен только в 16 случаях (30,8%).

В 2 случаях (1,6%) потерпевшие в момент ДТП находились в состоянии наркотического опьянения.

Количественная характеристика погибших, находившихся в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения в зависимости от возраста представлена в табл.3.

Таблица 3. Распределение погибших по возрасту и наличию алкоголя

Возраст Алкоголь
  Количество % Количество %
0-10 3 2,4 0 0
11-20 8 6,45 5 4,03
21-30 22 17,7 9 7,25
31-40 24 19,3 10 8,1
41-50 13 10,5 10 8,1
51-60 20 16,1 5 4,03
61-70 11 8,8 1 0,8
> 70 20 16,1 5 4,03
Не установлен 3 2,4 2 1,6

Сезонная частота смертельной автомобильной травмы распределилась следующим образом: максимальное количество происшествий происходило летом 50 (40,3%) и осенью 40 (32,2%); зимой совершено 22 ДТП – 17,7%; весной 12 – 9,6%.

По времени суток ДТП чаще всего происходило вечером (19.00-24.00) – 38 случаев (30,6%) и днем (13.00-18.00) – 36 (29%). В утреннее время (7.00-12.00) зафиксировано 24 случая (19,3%); в ночное (0.00-6.00) – 22 (17,7%); в 4 случаях (3,2%) время ДТП не установлено.

83 случая ДТП (67%) произошло в черте Барнаула и 34 (27,4%) – за его пределами.

Из всех потерпевших на месте происшествия погибло 69 человек (55,6%); в машине скорой медицинской помощи – 3 (2,4%); в стационаре – 52 (42%). При этом досуточная летальность была в 16 случаях (30,7%) со средней продолжительностью пребывания в стационаре 3,4 часов. Смертельный исход на вторые и более сутки пребывания в стационаре зарегистрирован в 36 случаях (69,2%) со средней продолжительностью пребывания – 9,7 койко-дней.

При наружном исследовании трупа повреждения на одежде выявлены в 45 случаях (36,3%). При их описании форма отмечена в 44 случаях (97,8%), размер – в 43 (95,6%), характер краев – в 37 (82,2%), концы нитей – в 36 (80%). Следы наложений на одежде были выявлены в 62 случаях (50%). Повреждение обуви выявлено в 7 случаях (5,6%), из них: потертости описаны – в 3 случаях (42,8%), трассы – в 1 (14,3%), разрывы – в 3 (42,8%).

По виду и частоте образовавшихся повреждений при исследовании трупа выявлена следующая картина:

  • из условно – специфических повреждений чаще формировались переломы костей скелета - 9 человек (7,2%); кровоподтеки – 6 (4,8%); ссадины – 5 (4%); раны – 2 (1,6%).
  • из характерных повреждений чаще возникали переломы костей скелета (55человек-44,3%), при описании которых характер краев указан в 51 случае (92,7%), плоскость перелома – в 28 (51%). Ссадины выявлены в 45 наблюдениях (36,3%), форма которых указана в 41 случае (91,1%), наличие корочки – в 3(2,4%), состояние дна – в 41 (91,1%), отслоение чешуек эпидермиса – в 5 (4%). Наличие ран отмечено в 38 случаях (30,6%), из которых характер краев и концов указан в 35 наблюдениях (92,1%), стенок – в 10 (26,3%), состояние дна – в 32 (84,2%). Кровоподтеки описаны в 21 случае (16,9%).
  • из нехарактерных повреждений чаще всего формировались переломы костей скелета – 52 случая (42%), при этом характер краев указан в 45 (86,5%), плоскость – в 19 (36,5%). Ссадины отмечены в 40 наблюдениях (32,3%), их форма указана в 37 случаях (92,5%), наличие корочки – в 4 (10%), состояние дна – в 34 (85%), отслоение чешуек эпидермиса – в 3 (7,5%). Кровоподтеки описаны в 40 случаях (32,3%). Раны – в 33 (26,6%), характер их концов и краев указан в 28 наблюдениях (85%), стенок – в 4 (12%), состояние дна – в 25 (76%).

Из внутренних органов наиболее чаще травмировался головной мозг – 74 случая (57,7%); далее следовали повреждения печени – 41(33,1%); связочного аппарата – 39 (31,4%); легких – 35 (28,2%); селезенки – 21 (17%); спинного мозга – 12 (9,7%); сосудов – 10 (8,1%); кишечника – 8 (6,5%); почек – 3 (2,4%). Признаки общего сотрясения отмечены в 118 случаях (95,2%). Частота повреждений внутренних органов представлена на рис. 2.

Диаграмма частоты повреждений внутренних органов
Рис.2. Диаграмма частоты повреждений внутренних органов.

В 75 случаях (60,5%) экспертом проводились измерения уровня расположения повреждений от стоп; в 112 наблюдениях (90,3%) – выполнялись продольные разрезы на конечностях с исследованием подлежащих мягких тканей и костей; в 102 (82,3%) – проводились срединные разрезы по задней поверхности шеи и туловища; позвоночный канал исследовался в 22 случаях (17,7%). Только в 9 случаях (7,3%) изымались поврежденные кости для дополнительного исследования. Проведено 15 проб у секционного стола (12,1%).

В 70 случаях (56,4%) причиной смерти явилась тупая сочетанная травма. Из них в 26 (37,2%) – сами повреждения явились основной и непосредственной причиной смерти. В остальных 44 случаях (62,8%) смерть наступила от ближайших и отдаленных осложнений: от обильной кровопотери – 28 (63,6%); травматического шока – 10 (22,8%); пневмонии – 4 (9%); аспирации кровью – 1 (2,3%); сепсиса – 1 (2,3%). В 53 наблюдениях (42,8%) смерть наступила от ЧМТ. В 19 случаях (35,8%) сама травма явилась основной и непосредственной причиной смерти. 34 человека (64,2%) погибли от осложнений ЧМТ в виде отека, набухания головного мозга с дислокацией – 30 случаев (88,2%); пневмонии – 3 (8,9%); обильной кровопотери – 1 (2,9%). В 1 случае (0,8%) причиной смерти явилась компрессионная асфиксия.

При производстве СМИ были использованы дополнительные методы исследования. Анализ сроков их выполнения выглядит следующим образом:

Судебно – химическое исследование на алкоголь проведено в 97 случаях (78,2%), при этом средняя продолжительность исследования составила 2,3 суток; минимальный срок – 1 день, максимальный – 9 дней.

На судебно – гистологическое исследование материал направлялся в 63 случаях (50,8%), из них в 55 (87,3%) – в архив; средняя продолжительность исследования составила 13,9 дней; минимальный срок 7 дней, максимальный – 32 дня.

На судебно – биологическое исследование забор материала производился в 113 случаях (91,1%), из которых в 109 (96,4%) материал направлен в архив; в 11 (8,8%) материал на биологическое исследование не направлялся.

На осмотр места происшествия при ДТП дежурный эксперт выезжал в 48 случаях (39%), при этом внутрипеченочная температура измерялась в 10 наблюдениях (20,8%); суправитальные реакции вообще не проводились.

При написании выводов экспертами выделялись фазы автомобильной травмы только в 58 случаях (46,7%); определение положения тела потерпевшего в момент ДТП в 41 (33,1%); определение направления воздействия травмирующей силы в 45 (36,3%); уровень расположения травмирующих деталей автомобиля по отношению к дорожному покрытию указан в 31 случае (25%).

Средние сроки выполнения судебно-медицинского исследования трупа составили 18 дней, минимальный – 1 день, максимальный – 55 дней. При этом в трёхдневный срок после получения всех данных дополнительных методов исследования было сдано 85 актов (68,5%); 39 актов (31,5%) были сданы с превышением этого срока. Превышение составило от 1 до 33 дней.

Схемы повреждений были приложены к 42-м актам (34%), фотографии – к 2-м (1,6%).

Таким образом, проведенный анализ выявил следующее:

  • по сравнению с предыдущими годами (2002-2004гг. – 440 случаев (4,5%); 2005-2006гг. – 257 (3,9%); 2007-2008гг. – 232 (4%) в количественном и процентном отношении смертельная автомобильная травма по г. Барнаул существенно уменьшилась, несмотря на увеличение автомобильного парка;
  • при выезде на место ДТП дежурные эксперты крайне редко измеряют внутрипеченочную температуру, а суправитальные реакции вообще не проводят, что в последующем не позволяет более точно определить давность наступления смерти.
  • при исследовании трупа у секционного стола далеко не всегда эксперты проводят обязательные при транспортной травме стандартные измерения и разрезы; скудно описывают морфологические свойства выявленных повреждений на одежде и теле потерпевших; крайне редко изымают поврежденные кости для дополнительного исследования, хотя давно известно, что у секционного стола выявление зон разрыва и долома на переломе практически невозможно. Все эти недочеты негативно сказываются на обоснованности и качестве экспертных выводов;
  • продолжается необоснованное затягивание сроков проведения гистологического исследования;
  • не всегда при написании выводов эксперты определяют: фазность конкретного вида автомобильной травмы, положение тела потерпевшего, направление воздействия травмирующей силы и уровень расположения травмирующих частей транспортного средства, что негативно влияет на качество выводов;
  • не всегда объективно нарушается трехдневный срок сдачи Акта (Заключения) после получения данных дополнительных методов исследования;
  • только в 30,8% случаев при поступлении в стационар производился забор крови на наличие и количественное содержание алкоголя;
  • перечисленные недостатки, допускаемые при экспертизе смертельной автомобильной травмы свидетельствуют об отсутствии должного контроля.

Список литературы

  1. Солохин А.А. Судебно – медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, М., Медицина. 1968. – 235с.
  2. Peden M.et al. Pzerention of zoad inyures. World heal organization.-Geneva, 2002. -200s.