ГБУЗ «Камчатское краевое Бюро СМЭ»
Транспортный травматизм – один из основных видов травматизма в экономически развитых странах. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тысяч человек и около 8 миллионов получают травмы. И в нашей стране борьба с травматизмом при дорожно-транспортных происшествиях является важной государственной задачей, в решении которой принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе врачи. Транспортный травматизм называют еще «небоевым травматизмом мирного времени».
Из всех видов несчастных случаев – в быту, на производстве (горные и промышленные предприятия), в спорте и т.п., автотранспортные происшествия уносят наибольшую часть жизней и, как правило, причиняют наиболее серьезные повреждения. Они составляют 40–60 % от всего механического травматизма.
Основными причинами автомобильного травматизма являются: быстрая езда (30 %) и нетрезвое состояние водителей (от 25 до 50 %). Нередко причиной наездов автомашин на пешеходов являются нарушения, совершаемые самими пешеходами (около 30 %).
Изучение автомобильной травмы прошло ряд этапов: накопление фактов; описание отдельных наблюдений; изучение механизмов образования и особенностей повреждений при различных видах автомобильной травмы.
Актуальность настоящей проблемы связана с тем, что автодорожная травма занимает ведущее место в структуре механической травмы. С 2008 года правительством Российской Федерации разработаны и приняты программы, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ужесточение уголовной и административной ответственности, увеличение размеров денежных штрафов за нарушения ПДД, усиление контроля соблюдения ПДД).
В городе Петропавловске-Камчатском, по данным архива ГБУЗ «Камчатское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», случаи смертельного травматизма в результате столкновения движущегося транспортного средства и пешехода составляют более половины всех случаев ДТП. Это обусловлено загруженностью дорог (Камчатка занимает одно из первых мест в России по количеству транспортных средств на душу населения), рельефом местности (горная), метеорологическими условиями (большое количество осадков, туман), плохой освещенностью дорог, отсутствию пешеходных дорожек.
Цель настоящей статьи: анализ смертельного дорожно-транспортного травматизма – наезд на пешехода – по следующим критериям: пол, возраст, время суток, наличие или отсутствие алкоголя в крови, а также выявление наиболее опасных участков дороги в городе Петропавловске-Камчатском.
Для рассмотрения возрастно-половой характеристики погибших в результате наезда транспортного средства на пешехода со смертельным исходом умершие были поделены на 3 группы: дети (до 14 лет), женщины и мужчины, и их количество было высчитано по годам.
Таблица 1 Количество случаев наезда на пешехода со смертельным исходом за период 2004–2011 гг. в г. Петропавловске-Камчатском по возрастно-половым группам и годам (в абсолютных числах)
Год | Дети | Женщины | Мужчины | Всего за год |
2004 | 1 | 7 | 19 | 27 |
2005 | 0 | 5 | 11 | 16 |
2006 | 1 | 5 | 9 | 15 |
2007 | 1 | 6 | 13 | 20 |
2008 | 1 | 5 | 14 | 20 |
2009 | 0 | 3 | 5 | 8 |
2010 | 0 | 4 | 9 | 13 |
2011 | 0 | 6 | 7 | 13 |
Всего | 4 | 41 | 87 | 132 |
Процентная характеристика в группах проводилась следующим образом: все смертельные случаи были приняты за 100 %, а случаи в группах высчитывались из общего их числа.
Проведенный сравнительный анализ погибших пешеходов по г. Петропавловску-Камчатскому показал, что мужчин погибло в 2,3 раза больше, чем женщин. За 8 лет соотношение погибших мужчин к погибшим женщинам: 2004 – 3:1, 2005 – 2:1, 2006 – 2:1, 2007 – 2:1, 2008 – 3:1, 2009 – 1,5:1, 2010 – 2:1, 2011 – 1:1. Из чего следует, что большее количество смертей приходится на долю мужского населения – в общем и по годам, доля женщин во много раз уступает, а смертность детей, по данной нозологии, в некоторые года отсутствует.
Все случаи со смертельным исходом были также проанализированы в зависимости от времени суток. Полученные данные таковы: наибольшее количество смертельных случаев (71,88 %) приходится на темное и сумеречное время суток (вечер18:00 – 00:00 и ночь 00:00 – 06:00), на дневное (12:00 – 18:00) и утреннее (06:00 – 12:00) – 13,66 и 10,41 % соответственно, в 4,05 % случаев время происшествия не установлено.
Во всех случаях исследований трупов в морге исследовалась кровь на наличие этилового спирта. Установлено, что более половины (59,3%) погибших находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом на долю мужчин пришлось 70,88 %.
Диаграмма 2 Возрастная характеристика лиц, погибших в результате наезда на пешехода со смертельным исходом за 2004–2011 гг.
Из диаграммы 2 следует, что наибольшее количество погибших зарегистрировано в возрастной группе 15–29 лет.
Для того чтобы отобразить опасные участки дорог, были проанализированы места всех дорожно-транспортных происшествий (наезд на пешехода со смертельным исходом). 84,5 % всех случаев транспортных происшествий имели место на проезжих частях многополосной дороги вблизи регулируемых перекрестков и пешеходных переходов или между ними, оставшуюся долю – 15,5 % – составляют случаи, произошедшие в жилых зонах. В 85,85 % случаев наезд на пешехода со смертельным исходом произошел в непосредственной близости (за 10–50 м) от регулируемого или нерегулируемого пешеходного перехода.
График 1 Кривая числа дорожно-транспортных происшествий (наезд на пешехода со смертельным исходом) в г. Петропавловске-Камчатском за 2004–2011 гг. в абсолютных числах)
График 1 наглядно демонстрирует снижение числа дорожно-транс-портных происшествий (наезд на пешехода со смертельным исходом) в 2011 г.
Оценка результатов расчета и анализ случаев смертельного дорожно-транспортного травматизма – наезд на пешехода в г. Петропавловске-Камчатском за период 2004–2011 гг. – дают возможность сделать следующие выводы: