г. Барнаул
Наиважнейшим вопросом при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является установление водителя, так как именно он несет ответственность за последствия аварии, в том числе за жизнь пассажиров. Особенно сложно бывает отличить водителя от пассажира переднего сидения при обнаружении тел погибших вне салона автомобиля. Решение этого вопроса требует проведения судебно-медицинской экспертизы, однако она не всегда дает категоричный ответ. При изучении состояния этого вопроса, нами установлено, что нет каких-то четких указаний о последовательности экспертных действий при выявлении следов, указывающих на положение погибшего в салоне автомобиля. Убедительным остается обнаружение специфических признаков в виде штамп-отпечатков выступающих деталей салона. Однако, их формирование – большая редкость, так как конструирование салонов современных автомобилей предполагает использование атравматичных материалов и конструкций.
Часть исследователей предлагают проводить диагностику положения погибшего в салоне, основываясь на объеме травмы или частоте встречаемости отдельных повреждений. Так например, А.А. Солохин (1968) доказал, что количество повреждений у водителя обычно меньше, чем у пассажира. В работах А.И. Швеца (1989), А.А. Тхакахова (1999), И.В. Панькова (2002) проводится количественная оценка встречаемости телесных повреждений у водителя и пассажира. К сожалению, этот подход не является абсолютным, так как не учитывает направление столкновения и использование средств активной и пассивной безопасности, особенности строения салона автомобиля. На наш взгляд нет единой и понятной системы сбора экспертной информации, направленной на решение вопроса о том, кто из участников ДТП является водителем. Не уточнены задачи судебно-медицинского эксперта при осмотре транспортного средства и нет указания на правила выделения из большого числа повреждений, которые идентификационно значимы в установлении положения пострадавшего в автомобиле (Шадымов А.Б., Янковский В.Э., Новоселов А.С., 2006; Шадымов А.Б., Новоселов А.С., 2007).
В данной статье мы хотели предложить алгоритм проведения судебно-медицинского анализа направленного на установление водителя автомобиля при разных видах фронтальных столкновений. Выбор именно этого вида столкновения нами сделан не случайно, так как при анализе архивного материала Алтайского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы с 1987 по 2007 годы было установлено, что разные виды фронтальных столкновений составляют 77% всего проанализированного материала (Новоселов А.С., 2006).
Предложенный алгоритм действий составлен на основе изучения 235 первичных судебно-медицинских экспертиз и 36 комплексных медико-автотехнических экспертиз травмы в салоне автомобиля. Полученные данные нашли подтверждение в 45 собственных экспертных наблюдениях за 2005-2007 годы (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм установления водителя при фронтальных столкновениях автомобиля.
На первом этапе при осмотре места происшествия судебно-медицинскому эксперту наиболее важно определить вид столкновения автомобиля. В зависимости от локализации повреждения кузова автомобиля среди фронтальных столкновений следует выделять три вида – фронтальное центральное столкновение (ФЦС), левое (ФЛС) и правое (ФПС). Экспертную оценку поврежденных частей автомобиля (вмятины, трещины, деформации, потёртости, наложения инородных объектов) желательно проводить непосредственно на месте происшествия. Обязательно следует отметить расположение руля – левое или правое и габариты салона.
В соответствии с наиболее травмируемыми частями тела человека нами выделены 3 следообразующих уровня воздействия. «Верхний» уровень включает панель крыши, солнцезащитный козырек, переднюю стойку и ветровое стекло. К «среднему» уровню относится рулевая колонка и обод рулевого колеса, панель двери, верхняя и средняя части передней панели. «Нижний» уровень – это панель пола, педали, панель между подушками сидений, нижняя часть передней панели.
Кроме того, необходимо проверить эффективность использования средств пассивной безопасности – ремней, воздушных подушек, подголовников и т.д.
Все это позволяет устанавливать направление действия сил на тела пострадавших в салоне автомобиля в момент столкновения в трех плоскостях (горизонтальной, вертикальной и диагональной).
На втором этапе проводится судебно-медицинская экспертиза повреждений у пострадавших. В соответствии с вышеизложенным, эксперт должен установить пропорции тела пострадавшего, после чего (условно) оценить 3 следовоспринимающих уровня травмирования. В «верхнем» уровне это повреждения головы и шеи, в «среднем» – повреждения грудной клетки, живота и верхних конечностей, в «нижнем» уровне – повреждения таза и нижних конечностей.
При этом локализация и характер повреждений водителя и пассажира во многом зависят от первоначального положения их тел в салоне – типа посадки. Нами выделены три типичных типа посадки: «стандартная», «вертикальная» и «спортивная». Каждому из них соответствует определенная траектория перемещения тела человека в момент фронтального столкновения автомобиля с преградой. Наши исследования показали, что только у водителя встречаются все 3 варианта, тогда как для пассажира переднего сиденья обычен «стандартный» тип.
Для «стандартного» типа характерно относительно равномерное перемещение всех уровней тела вперед и несколько кверху, при этом повреждения локализуются преимущественно по всей передней поверхности тела пострадавшего. При «вертикальном» типе траектория перемещения тела направлена вперед и кверху, приподнимая центр тяжести – таз. При этом основной удар приходится на верхнюю часть тела. При «спортивном» типе посадки тело человека практически прямолинейно стремится кпереди, вызывая основную нагрузку на нижние конечности и таз.
Определение типа посадки позволяет установить траекторию перемещения тела каждого пострадавшего в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия и провести сопоставление телесных повреждений с деталями салона автомобиля.
Последний, третий этап, проведения экспертизы включает в себя сравнительный анализ повреждений у пассажира и водителя с установлением вида, локализации и механизма образования повреждений. В основу подобной дифференциальной диагностики положены различия в первоначальном положении и динамике перемещения тел в салоне, способах использования средств активной и пассивной безопасности.
Детальный анализ полученных повреждений в каждом конкретном случае обычно позволяет поставить точку в вопросе установления водителя транспортного средства при любом варианте фронтального столкновения автомобиля.