г.г. Барнаул-Новокузнецк
При травмировании тела тупыми и острыми предметами через одежду, последняя выступает в роли промежуточной преграды. В зависимости от свойств материала одежды, условий следообразования, она оказывает определенное влияние на морфологические свойства повреждений биологических тканей. При этом с одной стороны в повреждениях материала одежды, как правило, отображаются отдельные групповые признаки травмирующего предмета. С другой – взаимодействие слоев преграды между собой сопряжено с трением кожи по изнаночной поверхности материала одежды. На текстильных материалах такое взаимодействие проявляется образованием следов-наложений секрета и клеток кожи, а при глубоких повреждениях и других тканей тела (кровь, лимфа и др.).
Ранее проведенными нами исследованиями установлено, что зона реального следового контакта при механической травме, выявленная изучением оттисков с копировальной бумаги, подложенной за материалом одежды, значительно превосходит зону видимого разрушения биологического объекта и материала одежды. Эта зона совпадает по размерам и форме со следами-наложениями секрета и клеток кожи. Описанные нами способы выявления следов-наложений на изнаночной поверхности материалов одежды с помощью паров йода и раствора нингидрина позволяют судить о зоне реального следового контакта. Исследование этой зоны расширяет экспертные возможности установления свойств травмирующего предмета.
Целью настоящего исследования явилось изучение характера окрашенных следов-наложений секрета и клеток кожи на изнаночной поверхности часто встречающихся материалов одежды при травмировании головы различными по выраженности ребрами острых и тупых предметов.
Экспериментальные следы получали на х/б ткани, синтетическом трикотаже и выделанной коже. В качестве травмирующих предметов использовали два плотничьих топора (орудия №1,2) и два колуна (орудия №3,4) с острыми и тупыми лезвиями, а также два фрагмента металлического профиля (орудия №5,6) прямоугольного сечения с выраженным и закругленным ребром. Удары наносили по голове биоманекенов в участки с радиусом кривизны 9,6-12,3 см, покрытой слоем указанных материалов одежды, имитирующих головной убор. Ударные воздействия проводили средней частью лезвий (ребер) путем отведения рычага маятникового копра на 90º и 135°, при фронтальном угле контакта 90°.
Следы-наложения секрета и клеток кожи на хлопчатобумажной ткани и синтетическом трикотаже окрашивали парами йода, в срок 1-2 недели после моделирования экспериментальных повреждений. Следы-наложения на выделанной коже окрашивали по аналогичной методике, а также с помощью паров этилцианакрила.
Следы-наложения в повреждениях от орудия №1 на х/б ткани имели вид каемчатого окрашивания вдоль краев сквозных повреждений на ширину менее 1 мм при отведении маятника на 90° и 2-4 мм – при отведении на 135°. Соответственно концевым участкам повреждений, где имелись поверхностные желобовидные следы вдавления на всю их длину, окрашенные зоны образовывали ланцетовидные утолщения шириной при отведении маятника на 90° - 3-7 мм, при отведении на 135° - 4-9 мм. Утолщения располагались со стороны концов, соответствующих большему радиусу кривизны головы. На протяжении ланцетовидных утолщений в части повреждений отмечаются центральные не окрашенные зоны, расположенные строго по линии контакта лезвия топора. Ширина этих не окрашенных участков менее 1 мм. Протяженность следов-наложений значительно превышала длину сквозных повреждений ткани (длина следов-наложений 95-114 мм, сквозной части повреждений ткани – 78-91 мм).
Следы-наложения от орудия №1 на трикотаже имели вид каемчатого окрашивания вдоль краев сквозных повреждений материала. Ширина их при отведении маятника на 90° составила 3-5 мм, при отведении на 135° - 5-6 мм. Окрашивание распространялось за пределы сквозной части повреждений, вдоль их длинника, причем, утолщений на этих участках не отмечено. Протяженность следов наложений значительно превышала длину сквозных повреждений материала (длина следов-наложений 102-120 мм, сквозной части повреждений 62-94 мм). Окраска на протяжении относительно равномерная.
Следы-наложения от орудия №1 на выделанной коже в виде каемчатого слабоинтенсивного, местами расплывчатого окрашивания вдоль длинника сквозной части повреждений. Ширина следов 3 мм и менее, протяженность 94-118 мм, что на 2-3 мм длиннее сквозной части повреждений.
Окрашенные следы-наложения от орудия №2 на х/б ткани длинником располагались соответственно желобовидным вдавлениям на поверхности ткани, и имели удлиненную ланцетовидную форму, с вытянутыми острыми концами, длиной 75-105 мм, шириной 14-15 мм при отведении маятника на 90°; длиной 91-100 мм, шириной 10-14 мм – при отведении на 135°. При этом, длина желобовидных вдавлений (40-85 мм) была значительно меньше длины окрашенных следов-наложений. Кроме того, соответственно дну желобовидного вдавления (контактная зона действия лезвия) в следах-наложениях отмечались узкие полосы значительно более бледного окрашивания, шириной до 2 мм. Вблизи концов слабо окрашенные полосы исчезали и продолжались прямолинейными интенсивно окрашенными полосками шириной 1 мм, истончающимися к вершинам зоны окрашивания. Интенсивность окрашивания на участке поперечно следу усиливалась от центра к краю.
Следы-наложения от орудия №2 на синтетическом трикотаже распространялись соответственно слабо различимым желобовидным вдавлениям на поверхности материала, значительно (на 12-27 мм) превышали его по длине, имели удлиненно-ланцетовидную форму с вытянутыми остроугольными концами. Окрашенные следы длиной 75-96 мм, шириной 7-10 мм при отведении маятника на 90°; длиной 75-90 мм, шириной 9-11 мм – при отведении на 135°. Соответственно контактной зоне действия лезвия следы имели узкие бледно окрашенные полосы шириной 1-3 мм, которые в концевых отделах истончались и продолжались вытянутыми интенсивно окрашенными остроугольными концами. Интенсивность окрашивания поперечно следу также возрастает от центра контактной зоны к периферии.
Следы-наложения от орудия №2 на выделанной коже удлиненной ланцетовидной формы, с острыми концами, располагались соответственно желобовидным вдавлениям и во всех следах на 3-5 мм превышали их по длине. Длина следов при отведении маятника на 90° - 71-80 мм, ширина 9-13 мм; при отведении на 135° - длина 85-87 мм, ширина 11-13 мм. На протяжении контактной зоны действия лезвия, за исключением концевых отделов, во всех следах отмечены полосы слабоинтенсивного окрашивания потожировых наложений шириной 2-4 мм.
Следы-наложения от орудия №3 на х/б ткани ланцетовидной формы с острыми концами, располагались соответственно желобовидным вдавлениям, длина которых 50-65 мм. Длина следов при отведении маятника на 90° - 65-72 мм, ширина 12-15 мм; при отведении на 135° - длина 60-67 мм, ширина 17-20 мм. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-8 мм. Интенсивность окраски следов-наложений неравномерна в поперечном направлении, увеличивается от центра к периферии.
Следы-наложения от орудия №3 на синтетическом трикотаже соответствуют слабо различимым желобовидным вдавлениям, ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 60-71 мм и шириной 12-17 мм при отведении маятника на 90°; длиной 55-65 мм, шириной 15-18 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-7 мм. Интенсивность окраски следов-наложений неравномерная в поперечном направлении, увеличивается от центра к периферии.
Следы-наложения от орудия №3 на выделанной коже соответствуют желобовидным вдавлениям в контактной зоне действия лезвия (длина 50-67 мм), ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 54-55 мм и шириной 12-14 мм при отведении маятника на 90°; длиной 55-62 мм, шириной 14-17 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-7 мм.
Следы-наложения от орудия №4 на х/б ткани ланцетовидной формы, с острыми концами, располагались соответственно желобовидным вдавлениям, длина которых 50-68 мм. Длина следов при отведении маятника на 90° - 52-62 мм, ширина 8-10 мм; при отведении на 135° - длина 61-69 мм, ширина 12-14 мм. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 2-4 мм. Интенсивность окраски следов-наложений неравномерная в поперечном направлении, увеличивается от центра к периферии.
Следы-наложения от орудия №4 на синтетическом трикотаже соответствуют слабо различимым желобовидным вдавлениям, ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 45-65 мм и шириной 10-15 мм при отведении маятника на 90°; длиной 55-68 мм, шириной 12-16 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 2-4 мм. Интенсивность окраски следов-наложений неравномерная в поперечном направлении, увеличивается от центра к периферии.
Следы-наложения от орудия №4 на выделанной коже соответствуют желобовидным вдавлениям в контактной зоне действия лезвия (длина 50-65 мм), ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 50-65 мм и шириной 15-16 мм при отведении маятника на 90°; длиной 65-80 мм, шириной 16-17 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия лезвия располагались ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 2-6 мм.
Следы-наложения от орудия №5 на х/б ткани ланцетовидной формы, с острыми и закругленными концами, располагались соответственно желобовидным вдавлениям, длина которых 31-50 мм. Длина следов при отведении маятника на 90° - 55-64 мм, ширина 9-15 мм; при отведении на 135° - длина 61-80 мм, ширина 16-18 мм. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 2-4 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении. Интенсивность окрашивания в сравнении со следами от орудий №1-4 значительно ниже.
Следы-наложения от орудия №5 на синтетическом трикотаже соответствуют слабо различимым желобовидным вдавлениям (контактная зона действия ребра), ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 70-95 мм и шириной 12-16 мм при отведении маятника на 90°; длиной 80-85 мм, шириной 14-16 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-5 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении и значительно ниже в сравнении со следами от орудий №1-4.
Следы-наложения от орудия №5 на выделанной коже соответствуют желобовидным вдавлениям в контактной зоне действия ребра (длина 50-80 мм), ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 60-75 мм и шириной 13-16 мм при отведении маятника на 90°; длиной 72-95 мм, шириной 17-24 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-7 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении и также значительно ниже в сравнении со следами от орудий №1-4.
Следы-наложения от орудия №6 на х/б ткани ланцетовидной формы, с острыми и закругленными концами, располагались соответственно слабо различимым вдавлениям. Длина следов при отведении маятника на 90° - 60-75 мм, ширина 14-15 мм; при отведении на 135° - длина 65-76 мм, ширина – 17-22 мм. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 2-6 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении и значительно ниже в сравнении со следами от орудий №1-4.
Следы-наложения от орудия №6 на синтетическом трикотаже соответствуют слабо различимым желобовидным вдавлениям, ланцетовидной формы, с острыми концами, длиной 55-69 мм и шириной 15-16 мм при отведении маятника на 90°; длиной 65-72 мм, шириной 16-18 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались полосовидные и ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 3-7 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении и значительно ниже в сравнении со следами от орудий №1-4.
Следы-наложения от орудия №6 на выделанной коже соответствуют желобовидным вдавлениям в контактной зоне действия ребра (длина 45-62 мм), ланцетовидной формы, с острыми и закругленными концами, длиной 65-78 мм и шириной 13-16 мм при отведении маятника на 90°; длиной 63-70 мм, шириной 14-17 мм – при отведении на 135°. В центральных отделах окрашенных следов в контактной зоне действия ребра располагались ланцетовидные слабоокрашенные участки шириной 4-8 мм. Интенсивность окраски следов-наложений равномерная в поперечном направлении и значительно ниже в сравнении со следами от орудий №1-4.
При сравнении окрашенных следов-наложений с оттисками на бумаге, полученными при ее послойном подкладывании вместе с копировальной бумагой между материалом одежды и кожей, выявлено, что они сходны по форме и размерам, но интенсивность окрашивания диаметрально противоположная. Так, в зоне действия лезвия (ребра) интенсивность окраски на оттиске бумаги максимальна, а к периферии следа она уменьшается. На окрашенных следах-наложениях секрета и клеток кожи в контактной зоне действия лезвия (ребра) окраска этих веществ минимальна по интенсивности, по направлению к краям – увеличивается. Выявленное различие в результатах разных способов регистрации следов объясняется тем, что в момент погружения лезвия (ребра) нарастающим давлением кромки и клина жидкая фракция секрета кожи (потожировая эмульсия) выдавливается к периферии, где давление минимально и под воздействием гигроскопичности материала одежды секрет пропитывает периферические отделы следа. Ширина слабо окрашенных зон в следах-наложениях зависит как от материала преграды, так и от конструктивных свойств травмирующего предмета.
Результаты исследований показали, что исследование окрашенных следов-наложений секрета и клеток кожи на материалах одежды позволяет по форме, размерным характеристикам и особенностям окраски выявлять некоторые конструктивные признаки ребер острых и тупых предметов. Так, ширина следов-наложений секрета и клеток кожи на изнаночной поверхности материалов одежды находится в прямой зависимости как от угла схождения граней, так и от плотности материалов преграды. Длина же этих следов имеет обратную зависимость, т.е. она закономерно уменьшается с увеличением угла заточки лезвия, и минимальная при действии ребрами тупых предметов.
Таким образом, исследование следов-наложений на различных материалах одежды позволяет выявить различия в морфологии, обусловленные величиной угла заточки и шириной кромки лезвия. Диагностика этих признаков расширяет возможности идентификации травмирующих объектов по общим и узким групповым признакам.