Вы здесь

Анализ возрастных особенностей повреждений при автомобильной травме у детей в результате фронтального удара

Publication in electronic media: 09.06.2009 under http://journal.forens-lit.ru/node/51
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2008 Вып. 14

А.А. Ефимов, И.С. Рузанов, В.Б. Турковский

г. Саратов

Автомобильная травма становится в последние годы все более актуальной и относится к числу предотвратимой причины смерти населения, на разработку снижения которой направлена программ на уровне национальных проектов. С увеличением автомобильного парка в России растет и количество детей, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.

Одним из наиболее часто встречающихся видов автомобильной травмы является удар частями движущегося автомобиля.

Достаточно детально изученные вопросы этапности, механизмов и морфологических свойств повреждений у взрослых при этом виде травмы, но остается открытым в отношении детей

Исследований, посвященных анализу фазности и особенностей повреждений при автотравме у детей в зависимости от возраста и роста пострадавшего в изученной нами судебно-медицинской литературе не встретилось.

Цель исследования

Установление особенностей повреждений у детей при ударе частями движущегося автомобиля в зависимости от возраста.

Материалы и методы

Проведен анализ лечения 161 ребенка, поступившего в клинику хирургии детского возраста ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ» с повреждениями, полученными при ударе частями движущегося транспортного средства, за 4 года (1992-1993 и 2006-2007). Возраст пострадавших был от 1,5 до 14 лет включительно. Все наблюдения были разделены на 2 группы в зависимости от возраста: до 8 лет включительно (54%) и дети более 8 лет (46%). Согласно общепринятым педиатрическим формулам, рост ребенка в возрасте 8 лет составляет около 130 см и более 130 см – у более старших детей, что является определяющем в расположении центра тяжести тела.

Результаты и их обсуждение

Не подлежит сомнению тот факт, что фазность травмирования и соответственно особенности морфологии повреждений, возникающих при ударе выступающими частями, зависит от соотношения высоты центра тяжести и высоты травмирующих частей автомобиля. Если удар приходится ниже уровня центра тяжести тела, то при этом, как правило, происходит следующее: удар бампером, забрасывание тела на капот, отбрасывание на грунт и скольжение по нему. Если удар приходится выше центра тяжести тела, то после удара бампером происходит отбрасывание тела на грунт с последующим скольжением. Логично предположить, что, учитывая преобладание в дорожно-транспортных происшествиях с участием детей легковых автомобилей с приблизительно одинаковой высотой бампера, рост ребенка с этих позиций начинает играть принципиальную роль.

При ударе автомобилем были выявлены существенные отличия в характере повреждений у детей до 8 лет и детей старшего возраста (табл.1).

Таблица 1.

Частота встречаемости повреждений при ударе частями движущегося автомобиля в зависимости от возраста ребенка (%).

Локализация повреждений Возраст
До 8 лет (54%) Старше 8 лет (46%)
Голова 91% 77%
Ключица 3,4% 6,7%
Плечо 8% 17,5%
Предплечье, кисть 5,7% 6,7%
Грудная клетка 9,1% 4%
Живот 17,2% 9,4%
Поясница 10,4% 4%
Таз 4,6% 13,5%
Бедро 24,1% 8,1%
Голень 9,1% 21,6%

У детей младшего возраста удар происходил, видимо, без забрасывания на капот. Первичное воздействие бампера приходилось на область бедра, о чем свидетельствовала высокая частота встречаемости переломов бедра (24,1%), особенно в верхней и средней трети (14,9%). Затем происходил удар в область грудной клетки (9,1%), живота (17,2%), головы (91,9%). Отбрасывание на землю вело к образованию повреждений головы и конечностей. При этом в этой группе был относительно высок уровень тяжелой черепно-мозговой травмы (28,7% в структуре ЧМТ). В сравнении со взрослыми выше был уровень повреждений внутренних органов (12,6%), очевидно полученных в момент удара в область груди и живота, а так же при падении на дорожное покрытие. При этом отмечалось преобладание повреждений почек (63,7% всех травм внутренних органов).

У старших детей местом первичного контакта являлась голень (21,6%). Забрасывание на капот, вероятнее всего, смягчало дальнейший ход травмы, поскольку энергия удара перераспределялась на пояс верхних конечностей (30,9%), таз (13,5%), о чем свидетельствовала более высокая частота повреждений и переломов этих областей, и одновременно более низкий уровень тяжелой черепно-мозговой травмы. Реже встречались повреждения внутренних органов (4%). В этой группе падение на дорожное полотно характеризовалось повреждениями головы, таза, верхних конечностей.

В обеих группах встречались единичные переломы костей нижней трети голени, которые по – видимому носили конструкционный характер.

Выводы

Таким образом, в результате проведенного нами исследования установленные характер, локализация и тяжесть повреждений при этом виде автомобильной травмы у детей зависит от возраста, что обусловлено ростовыми показателями и непосредственно связано с разницей в фазности травмирования при первичном воздействии выше центра тяжести тела в одних случаях (у детей до 8 лет) и воздействии ниже центра тяжести тела в других (у детей старше 8 лет).