Вы здесь

Анализ морфологических особенностей повреждений детей в салоне автомобиля при различных условиях дорожно-транспортных происшествий

Publication in electronic media: 09.06.2009 under http://journal.forens-lit.ru/node/52
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2008 Вып. 14

Анализ морфологических особенностей повреждений детей в салоне автомобиля при различных условиях дорожно-транспортных происшествий

А.А. Ефимов, И.С. Рузанов, В.Б. Турковский

г. Саратов

Травма детей внутри салона транспортного средства становится одним из наиболее частых вариантов автомобильной травмы и особенно актуальна в последние годы. Повреждения весьма разнообразны и зависят от различных механизмов их образования, которые связаны с конструкционными особенностями салона автомобиля, места расположения ребенка, наличия средств безопасности. Все перечисленные условия, влияющие на морфологические проявления повреждений, не являются константами, а определяются столкновением движущихся транспортных средств, так как именно это обусловливает кинематику перемещения тел пострадавших внутри салона. Вопрос о морфологических особенностей повреждений у детей в салоне автомобиля при различных условиях столкновения транспортных средств освещен в современной литературе недостаточно, что обосновывает актуальность проведения данного исследования.

Цель исследования: Определение морфологических особенностей повреждений у детей при травме в салоне автомобиля в зависимости от условий дорожно-транспортного происшествия.

Материалы и методы. Исследование проведено на клинических наблюдениях пострадавших детей, поступивших в клинику хирургии детского возраста ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ». Проведен анализ 129 детей в возрасте от 4 месяцев до 14 лет с повреждениями, полученными в салоне транспортного средства, за 8 лет (1992-1995, 2004-2007 гг.). Весь материал был разделен на две группы: 1) травма в салоне транспортного средства с высокой конструктивной безопасностью (к таким средствам отнесены все автомобили легкового типа) – 103 наблюдения, 2) травма в салоне транспортного средства с низкой конструктивной безопасностью (к ним отнесены грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, автомобили военного типа) – 26 наблюдений. Первая группа, в связи со своей неоднородностью, разделена на ряд подгрупп в зависимости от положения ребенка в салоне, направление удара при столкновении, факт опрокидывания автомобиля, принятие мер предосторожности.

Из 103 наблюдений выявлено 38 случаев с известными данными о расположении ребенка в салоне, среди них: на заднем боковом сиденье – 20 случаев, на заднем сиденье посередине - 13 и на месте переднего пассажира – 5; 48 наблюдений с известными данными о направлении удара (фронтальное столкновение – 30, боковое – 18); в 22-х случаев автомобиль при аварии переворачивался, и 12 детей получили травму при принятых мерах предосторожности.

Результаты и их обсуждение. Характер повреждений при травме в салоне автомобиля с высокой конструктивной безопасностью разнился в зависимости от места расположения ребенка. Так, при расположении ребенка на заднем боковом сиденье происходил удар головой и туловищем о переднее сиденье и дверцу. Подтверждением этого является высокая частота встречаемости повреждений головы (95%), черепно-мозговая травма – 57,9%, в структуре которой тяжелая черепно-мозговая травма (ушиб головного мозга) составляет лишь 9%. Сравнительно чаще встречались переломы ключицы и верхней конечности (20%). Сравнительно реже страдали нижние конечности. Тяжелые повреждения в этой группе были связаны с ударом автомобиля в то место, где сидел ребенок (табл.1).

Таблица 1.

Частота встречаемости повреждений в зависимости от места расположения ребенка в салоне автомобиля

Локализация повреждений Расположение ребенка в салоне
Заднее боковое сиденье (52,6%) Заднее среднее сиденье (34,2%) Переднее правое сиденье (13,1%)
Голова 95% 76,9% 80%
Ключица 10% - -
Верхняя конечность 10% 7,6% -
Грудная клетка - 15,3% 20%
Живот, поясница 10% 23% -
Нижняя конечность 5% 53,8% 40%

Существенно разнился травматизм при нахождении ребенка на заднем сиденье посередине. Ребенок вылетал вперед, ударяясь о приборную панель автомобиля, о чем свидетельствовали повреждения нижних конечностей, живота и поясничной области, тяжелая черепно-мозговая травма.

При расположении ребенка при дорожно-транспортном происшествии на переднем сиденье он ударялся головой, туловищем, нижними конечностями о панель. Это подтверждалось частотой повреждений этих частей тела.

Важным фактором, влияющим на травматизм в салоне, является направление удара. При фронтальном ударе ребенок ударялся головой и туловищем о переднее сиденье или панель приборов, либо вылетал вперед между сиденьями при нахождении на заднем среднем сиденье. Результатом этого явилась высокая частота травмы головы, которая составила 93,3% от общего количества детей получивших повреждения при фронтальном столкновении. В структуре этой травмы 85,7% – черепно-мозговая травма различной степени тяжести, при этом доля тяжелой черепно-мозговой травмы составила 29%. Отмечен перелом II шейного позвонка, переломы костей верхних конечностей, повреждения туловища (грудной клетки, живота, поясницы), перелом костей таза. Среди повреждений нижних конечностей отмечена относительно большая частота переломов бедренной кости (9,9%). Повреждения голени составили 6,6%.

Представляют интерес повреждения мягких тканей головы - при фронтальном ударе преобладали травмы лица (26,6%), повреждения теменно-затылочных областей составили 23,3%.

При боковом ударе ребенок, вероятнее всего, ударялся головой, верхней частью туловища, нижними конечностями о дверцу, боковое стекло, сиденья, при этом амплитуда движения тела была выше, что, вероятно, позволяло смягчить удар при смещении на соседние сиденья, перераспределить его на пояс верхних конечностей, что подтверждается и несколько иными локализацией и характером имеющихся повреждений. Повреждения головы встречались только в 83,3% наблюдений, ниже была доля черепно-мозговой травмы - 50%, тяжелая черепно-мозговая травма не встречалась вовсе. Кроме этого были обнаружены переломы ключицы. Травма верхних конечностей, несмотря на большую частоту, характеризовалась меньшей долей переломов, а преобладали повреждения мягких тканей. Повреждения туловища отмечены в 22% наблюдений, из них 2 сопровождались травмой внутреннего органа. Травмы грудной клетки затрагивали только одну половину. Значимо выше отмечалась частота повреждений нижних конечностей: опять же с преобладанием повреждений лишь мягких тканей (перелом зафиксирован лишь в одном наблюдении). Повреждения мягких тканей головы при боковом ударе: лицо - 50% (среди них, у 55,5% отмечены повреждения только одной половины), в два раза выше была доля ран лица (66,6%), очевидно связанная с ударом о стекло; височная область -16,6%, теменно-затылочные области 22%.

При опрокидывании автомобиля место в салоне переставало играть существенное значение. Травма характеризовалась высоким уровнем повреждений конечностей - 59% (верхних - 40,9%, из них 77,7% переломов, нижних -18,1%, все – переломы), повреждениями головы - 81% (доля черепно-мозговой травмы - 68%, тяжелой черепно-мозговой травмы - 11,1%), повреждениями грудной клетки и живота - 22,7% (из них 1 травма внутреннего органа), таза - 13,6%.

Принятие мер предосторожности значимо влияло на частоту и вид повреждений. Учитывалось применение ремней безопасности, детских сидений, а также нахождение ребенка на руках и коленях. Дети чаще всего находились на руках и коленях, сиденье использовалось у одного, ремень безопасности – у двоих. При этом в 92,8% встречались повреждения головы, среди которых черепно-мозговая травма составила 69%, а доля тяжелой - 22%. Кроме этого отмечались: перелом шейного отдела позвоночника, травмы верхних конечностей, живота и грудной клетки, которые ограничивались ушибами. Вместе с тем у двоих детей ушибы головного мозга и цервикальная травма возникали именно при нахождении ребенка на руках, что говорит о недостаточной надежности этого способа фиксирования ребенка в момент происшествия.

Травма в автомобилях с низкой конструктивной безопасностью характеризовалась повреждениями головы в 73% (доля черепно-мозговой травмы 65%, в ее структуре тяжелая черепно-мозговая травма -17,6%), высокой частотой тяжелых повреждений конечностей с преобладанием травм нижних и высокой долей переломов длинных трубчатых костей. Переломы костей таза отмечены в 7,6% наблюдений. Высоким был уровень ран мягких тканей. В 11,4% наблюдений встречались вывихи крупных суставов. Вероятно, подобные повреждения были обусловлены низким удобством сидений, наличием поручней, больших стеклянных окон, наличием окружающих стоящих людей в общественном транспорте.

Выводы

Характер повреждений в салоне зависит от расположения ребенка, направления удара, конструктивных особенностей автомобиля и принятия мер безопасности.

Наиболее безопасными являются задние боковые места. Разницы по сторонам выявлено не было. Тяжелые повреждения возникали при нахождении на заднем среднем сиденье.

При боковом ударе, в отличие от фронтального, в связи с большим пространством для смещения тела, а значит и для смягчения удара, тяжелые повреждения встречались реже, однако выше была частота ран, что вероятно было связано с ударами о стекло, при этом повреждения чаще затрагивали только одну половину тела.

При опрокидывании автомобиля место нахождения ребенка переставало играть значимую роль, точкой приложения удара становилась верхняя часть тела. Принятие мер предосторожности позволяло уменьшить тяжесть травмы, однако в некоторых наблюдениях нахождение ребенка на руках из защиты превращалось, наоборот, в усугубляющую тяжесть повреждений силу.

Травма в автомобилях с низкой конструктивной безопасностью, в том числе и в общественном транспорте, имела свои особенности и характеризовалась, прежде всего, тяжелыми повреждениями конечностей.