Вы здесь

К вопросу исследования на диатомовый планктон и псевдопланктон

Publication in electronic media: 21.12.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/613
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Н. В. Хлуднева, В. И. Лысый, В. И. Чикун, А. Ю. Карачев, Г. А. Пильникова

г. Красноярск

Ежегодно утопление уносит жизни более трехсот тысяч человек (по данным ВОЗ). Как правило, наибольшую сложность в расследовании, как для отечественных, так и для зарубежных правоохранительных органов представляет происшествия, связанные с обнаружением трупа в открытых водоемах. Секционная картина в случаях утопления может быть не убедительной. Поэтому для обоснования диагноза утопления используют результаты специальных лабораторных исследований.

Для диагностики смерти от утопления в воде предложены различные методы: гистологический, криоскопический и определение электропроводности и гемолитической способности крови (Carra M., 1903), определение уровня плазменных хлоридов (Gettler, 1921), рефрактометрический (Szulislawska, Tobiezvk, 1926; Sieradzki W., 1928; Gunuto G.,1928), химический (Icard S., 1932; Gibert I. L., 1934), «магниевый тест» (Moritz, 1944), эмиссионный спектральный анализ (Айдипян Р. А., 1957), кристаллооптический (Касаткин Б. С, Клепче И. К., 1966), обнаружение люминесценции нефтепродуктов в содержимом желудочно-кишечного тракта (Быстрое С. С, 1957), бактериологический (Мишульский А. М., 1989), , «натриевый тест» (Тимченко Г. П., 1991) и др.

Степень практической ценности лабораторных методов в диагностике смерти от утопления в воде неоднозначна. Наиболее используемый метод, в последнее время в экспертной практике является, метод исследования на диатомовый планктон и псевдопланктон.

В 1748 году Антуан Луис впервые установил проникновение воды при утоплении в глубокие отделы ткани легкого. Во второй половине 19 века было показано, что аспирируемая вода при утоплении распространяется бронхогенно вплоть до подплевральных участков легких и затем проникает в кровеносную систему. В 1857 году Дене указал на возможность обнаружения аспирированной жидкости в крови, а в 1880 году Бруардель и Виберт в эксперименте на животных при утоплении наблюдали разжижение крови в левой половине сердца, что документируется изменениями электропроводности, удельного веса, количества хлоридов и другими тестами. Все эти наблюдения явились предисторией метода диатомового планктона. Мальвоц (1890) наблюдал при утоплении инородные частицы в межуточной ткани легких. Рейнберг (1901) проследил занос инородных частиц в кровеносное русло, вплоть до подключенной артерии.

Первые публикации о доказательности метода обнаружения диатомовых водорослей в органах трупов извлеченных из воды относятся к 1889 году (Paltauf А.), когда в эксперименте с утоплением трахеотомированных животных в растворе берлинской лазури наблюдали отложение краски в альвеолах, непосредственно под плеврой, в капиллярах легочной ткани и крови левого желудочка сердца. В этом же году появились первые сообщения о применении этого метода (Auer A., Morton ML).

В 1904 году Revenstorf предложил метод обнаружения диатомовых водорослей в легких трупов, утонувших в воде.

В первой четверти 20 века было установлено, что различные красители и инородные тела (бактерии, крахмальные зерна, элементы псевдо-, фито- и зоопланктона могут быть обнаружены в легочной ткани, а иногда и в крови.

Значительное число публикаций, которые раскрывают значение планктона и псевдопланктона относится к 50-60 годам прошлого века.

П. В. Серебрянников, Д. А. Галаев, Н. В. Попов указывают на положительное диагностическое значение обнаружения планктона и псевдопланктона в крови и легких трупа. Ф. Б. Дворцин (1950г.) важным признаком в диагностике утопления считает обнаружение псевдопланктона в периферических отделах легких.

В исследованиях Н. И. Асафьевой (1955), Инне Дьюла, Томашка и Дьендьеши (1952), И. В. Скопина (1955), Н. П. Марченко (1958), Б. С. Свадковский, В. А. Балякина (1964), в эксперименте и при исследовании трупов указано, что обнаружение планктона и псевдопланктона лишь в печени, почке, селезенке, костном мозге имеет положительное диагностическое значение для установления факта утопления.

Н. П. Марченко, М. И. Авдеев (1959), Miller (1963), Petercohn (1963), Spitz (1966) указывают, что планктон и псевдопланктон могут попадать в легкие живых людей с пылью при дыхании, в желудочно-кишечный тракт с пищей и жидкостью, затем проникать в сосудистое русло, а оттуда во все ткани и внутренние органы и обнаруживаться при исследовании трупов, в случаях, если смерть наступила не от утопления. По данным П. Л. Андриянова обнаружение псевдопланктона может иметь значение как признак утопления только в случаях, если исключается прижизненное запыление легких.

Е. Д. Киндаева, О. И. Харитонов (1963) свидетельствуют, что, несмотря на наличие значительного количества отечественной и зарубежной литературы, до сих пор дискутируется вопрос, чему отдать предпочтение -исследованию на фитопланктон или псевдопланктон. Они указывают, что в связи с этим в 1961г. Главной судебно-медицинской экспертизой Министерства здравоохранения СССР было издано методическое письмо «Об изъятии, направлении и лабораторном исследовании внутренних органов трупа на элементы диатомового планктона». Е. Д. Киндаева и О. И. Харитонов на основании своих исследований пришли к выводу что на загнивших трупах должны применятся методы обнаружения как фито, так и псевдопланктона. Высокая температура (свыше 400С°) разрушает панцирь диатомей, поэтому для исследования на фитопланктон трупный материал не рекомендуется разрушать в муфельной печи. Разрушение кусочков внутренних органов пергидрольным способом или крепкими кислотами (серной, азотной и др.) для исследования на фитопланктон - очень трудоемкий процесс, что затрудняет внедрение его в практику работы. Метод псевдопланктона в виду быстрого нахождения минераль-ныъх частиц с помощью поляризационного микроскопа более удобен. Наибольшее количество минеральных частиц обнаруживается в печени, мышцы левого желудочка сердца, почках. Они так же пришли к выводу, что возможность посмертного проникновения минеральных частицво внутренние органы исключается.

Л. М. Эдлин (1968) указывает, что планктон может не обнаруживаться в 25-50% случаев фактического утопления, а поэтому отрицательный результат исследования, не исключает возможность утопления.

В. К. Беликов, И. Н. Колин, И. И. Мазикин (1980) предложили комплексный метод лабораторной диагностики утопления, который включает в себя исследование на фитопланктон, кристаллооптическое исследование на кварцсодержащий псевдопланктон, который подтвержден результатами спектрального эмиссионного исследования. Предлагаемая ими методика дала следующие результаты. Так в ткани легкого обнаружены панцири диатомей, в 74% случаев, кварцсо-держащих микрочастиц псевдопланктона в 79% случаев. В ткани почки и костного мозга панцири диатомей обнаруживались в 41% случаев, кварцсодержащие микрочастицы в 52% случаев.

А. П. Загрядская, А. Л. Фидоровцев (1986) кроме исследования на диатомовый планктон и кварцсодержащих частиц предлагают производить исследование на содержащуюся в воде пыльцу растений. По их мнению, это исследование значительно расширяет возможности экспертов и упрощает лабораторную диагностику смерти от утопления в воде.

Ю. С. Исаев, В. А. Свешников, В. А. Сундуков (1983-1990) предложили классификацию видов утопления (асфиктический, аспирационный, рефлекторный, смешанный), которые позволили с убедительностью предполагать при каких типах утопления обнаруживаются створки диатомового планктона во внутренних органах трупа, а при каких обнаружение не возможно. Они же подготовили -«Письмо о судебно-медицинском обосновании смерти от утопления в воде», которое было рекомендовано Главным судебно-медицинским экспертом, для внедрения в практику. Ю. С. Исаев отметил, что створки диатомового планктона в ареале бассейна озера Байкал, минерализованы незначительно, а поэтому при разрушении внутренних органов нельзя применять минерализацию крепкими кислотами, а использовать другие щадящие методы.

Н. В. Чернов, Л. Ш. Зиятдинова (1997) рекомендуют диатомовый планктон выявлять в гистологических срезах. При этом отмечают, что под предметное стекло может попасть планктон из водопроводной воды, в которую помещают парафиновые срезы, но эта вероятность очень мала и составляет 1:31500. При этом дифференцировать артефакт, от аспирации жидкости при утоплении можно по следующим критериям:

  1. При аспирации диатомей обнаруживаются не изолированно, а в сочетании с другими микрочастицами, наиболее частое сочетание с псевдопланктонам, частицами органического происхождения, фрагментами растительной клетчатки.
  2. Неаспирированная створка планктона - одиночная, располагается не в толще, а на поверхности среза ткани, резкость изображения планктона несовместима с резкостью изображения ткани, ввиду разных плоскостей взаиморасположения.

Одним из основных условий обнаружения диатомей является набор внутренних органов и тканей, необходимых для исследования и соблюдений правил изъятия биологического материала.

Рекомендуемый набор внутренних органов (не менее 2000 гр.): легкие, почка, селезенка (с неповрежденной капсулой), вещество головного мозга, спиной мозг, мышца сердца, скелетная мышца с неповрежденной фасцией. Кроме того, исследованию может подвергаться кровь, промывные воды полостей сердца, жидкость, изъятая из пазухи основной кости, среднего уха.

В настоящее время используются следующие методики выявления диатомовых водорослей.

  1. Ускоренный. Автор - Н. И. Асафьева. Предложен в 1958 году. Суть его заключается в сжигании исследуемых органов в муфельной печи и микроскопическом исследовании остатка.
  2. Пергидрольный метод. Авторы - Е. М. Губарев, О. Е. Максимюк. Исследуемый биологический материал разрушается 33% раствором перекиси водорода, концентрированной серной кислоты с использованием кипячения (несколько часов) и азотной кислоты. Осадок исследуется микроскопически.
  3. Практическое применение нашла методика, предложенная А. Л. Корсаковым и К. В. Якимовой (1983). Минерализация исследуемого материала (ткань краевых отделов легкого и почки) происходит в течение 18-20 часов при комнатной температуре в смеси концентрированной серной, азотной кислот и дистиллированной воды в соотношении 1:1:1. Исследуют многократно отмытый осадок (до нейтральной среды).
  4. Ю. С. Исаев, П. А. Кокорин в 1999 году предложили способ минерализации крови утонувших хромовой смесью (1г. бихро-мата калия и 100мл. концентрированной серной кислоты), что позволяет обнаруживать панцири диатомей, в том числе и тонкостенных видов.

Подводя итог вышеприведенным работам можно сказать что, по мнению авторов, применяемые методики исследования органов трупа на диатомовый планктон и псевдопланктон при судебно-медицинской экспертизе утопления дают объективные и достоверные доказательства при утоплениии в пресной воде.

Однако работа В. А. Осминкина, А. В. Мартевой (2005) свидетельствует об обратном. На основании изучения значительного количества случаев - 2386 летальных исходов от утопления в пресной воде за 1995-2004 годы, а так же на основании электронно-микроскопических данных механизма транс-капилярного обмена, они, пришли к выводу: -«Попадания в кровь и во внутренние органы планктона и псевдопланктона через капилляры легких при смерти от утопления нами исключается. Результаты альгологических исследований считаем артифициальными, не имеющими диагностической значимости...».

Если полностью согласится с этими выводами, то необходимо поставить крест на альгологических исследованиях с целью доказательства причины смерти при утоплении.

Наше же мнение, что это не совсем так. Истина в этом вопросе как всегда лежит где-то посередине. Мы считаем, что процент обнаружения створок диатомового планктона во внутренних органах (имеющих доказательное значение) - 50%-60% и более процентов, явно завышен. Наши данные показывают, что этот процент, при исследовании почки лежит в пределах не более десяти.