г. Барнаул, кафедра судебной медицины ФНК и ППС ГОУ ВПО «АлтГМУ»,
г. Новокузнецк, городское бюро судебно-медицинской экспертизы
Контактное взаимодействие травмирующего предмета с преградой сопровождается переносом частиц с поверхности одного объекта на другой. В случаях травмирования участков тела человека, покрытых одеждой, последняя выступает в роли промежуточного слоя. С лицевой стороны она контактирует с травмирующей поверхностью, а с изнаночной стороны - с кожным покровом. При этом, в ряде случаев визуальными методами можно обнаружить частицы спущенного эпидермиса с поврежденного участка кожи (Громов А.П., Науменко В.Г., 1977). Диагностическая значимость этого признака ограничивается установлением отдельных групповых свойств травмирующего предмета -наличие углов или ребер по периметру травмирующей поверхности, и не позволяет достоверно судить об истинной форме и размерах травмирующей поверхности, вступившей в контакт с преградой. Обнаружение частиц эпидермиса на изнаночной стороне материалов одежды, как правило, относится к случаям исследования тупой травмы, и не используется широко при изучении следов-повреждений от других видов воздействия.
Проведенные нами исследования повреждений одежды и кожи от действия рубящих объектов и ребер тупых твердых предметов показали, что зона фактического контакта в месте воздействия значительно больше видимых разрушений. Кроме того, выявлены характерные особенности распределения красителя на бумаге с оттиском контактной зоны. Неравномерность окрашивания свидетельствует о неодинаковом давлении на преграду в пределах контактной зоны, что, в свою очередь, обусловлено особенностями рельефа поверхности травмирующего предмета.
При этом, топография наложений частиц секрета желез и клеток кожи на обращенной к телу поверхности бумаги совпадала с оттиском контактной зоны.
Целенаправленные исследования изнаночной поверхности материалов одежды в зоне травмирования позволили выявить подобные наложения. Отсутствие четких контуров, малая контрастность, «прозрачность» этих следов делают малоэффективными обычные методы непосредственного визуального исследования. Из-за небольшого количества частиц секрета потовых, сальных желез и клеток эпидермиса наложения образуются только в пределах зоны контакта при принудительном давлении и (или) трении под действием травмирующего объекта. Размеры и агрегатное состояние биологических частиц способствуют их плотной фиксации среди нитей и волокон материалов одежды.
Целью нашего исследования явилось применение адаптированных методов визуализации наложений потожировых веществ и частиц эпидермиса на изнаночной стороне прилежащей к телу одежды, в проекции зоны контакта травмирующего предмета с телом человека.
Для проявления слабо видимых следов-наложений частиц биологических тканей нами использованы два варианта известных в биохимии методов, применяемых для выявления липидов и а-аминокислот.
В основе йодного метода лежит физическая способность его паров абсорбироваться на жировых пятнах. В криминалистике применяют метод окуривания парами йода. Мы использовали более простой способ, позволяющий одновременно более равномерно действовать парам на исследуемую поверхность. Для этого дно чистого, сухого эксикатора заполняют кристаллами йода. Фрагмент одежды с предполагаемым следом подвешивают, а крышку эксикатора плотно закрывают. При этом потожировые следы и эпидермис окрашиваются в темно-бурый цвет. Время экспозиции зависит от давности образования следа и по нашим наблюдениям составляет от 10-20 минут до 1 суток. Полученные следы не стойкие, и на открытом воздухе через несколько часов обесцвечиваются, что связано с испарением йода. Для фиксации следа, а также в том случае, если он малой контрастности по отношению к цвету материала одежды можно использовать последующую обработку следа раствором крахмала из пульверизатора, в результате чего его цвет меняется на фиолетовый, либо темно-синий.
Окрашивание следов потожировых наложений осуществляется раствором нингидрина. В основе метода лежит химическая реакция нингидрина с а-аминокислотами, содержащимися в выделениях человеческой кожи и являющимися продуктами деградации животного белка. 0,5 % спиртовый раствор нингидрина в виде аэрозоля наносится равномерным слоем пульверизатором, не допуская образования потеков на материале одежды. В результате химической реакции наложения потожировых веществ и эпидермис приобретают цвет от ярко-красного до фиолетового. Время проявления окрашивания по нашим данным от 10-20 минут до 2-3 часов. Для ускорения реакции после обработки раствором фрагмент одежды надо нагреть утюгом через бумагу.
Экспериментальные следы получали на х/б ткани светлых тонов. В качестве травмирующих предметов использовали: клинок столового ножа с закругленным острием, металлическую трубку, топор плотничий. Удары наносились острием клинка, торцевой поверхностью трубки, средней частью лезвия топора по бедру биоманекена. Для этого использовали маятниковый копр с рычагом 580 мм. Рычаг отводили на 45°, при фронтальном угле 90°. Масса ножа - 180 гр., трубки - 550 гр., топора - 1130 гр.
Зону контакта травмирующего предмета с преградой оценивали по оттискам на бумаге, которую вместе с копировальной бумагой укладывали под материал одежды (рис. 1а-3а).
Рис. 1а. Оттиск на бумаге контактной зоны от действия концевой части ножа.
Рис. 2а. Окрашивание наложений клеток биологических тканей парами йода в зоне контакта.
Рис. За. Окрашивание наложений клеток биологических тканей нингидрином в зоне контакта.
Рис. 1б. Оттиск на бумаге контактной зоны от действия торцевой части трубки.
Рис. 2б. Окрашивание наложений клеток биологических тканей парами йода в зоне контакта.
Рис. Зб. Окрашивание наложений клеток биологических тканей нингидрином в зоне контакта.
Рис. 1в. Оттиск на бумаге контактной зоны от действия средней части топора.
Рис. 2в. Окрашивание наложений клеток биологических тканей парами йода в зоне контакта.
Рис. Зв. Окрашивание наложений клеток биологических тканей нингидрином в зоне контакта.
Сквозные повреждения на ткани образовались от воздействия лезвия топора, и имели вид единичных ровно разделенных по прямой линии поперечно-краевых нитей с уплощенными концами. Во всех остальных случаях повреждения имели вид слабо различимых, не стойких воронкообразных вдав-лений, без нарушения целостности нитей. При сравнении повреждений с оттисками зон реального контакта на бумаге установлено, что видимые повреждения значительно меньше.
Через 48 часов фрагменты х/б ткани окрашивали вышеприведенными методами. На изнаночной поверхности материала проявлялись зоны отложений потожировых выделений и эпидермиса (рис. 1 б. в - 3 б, в). При сравнении окрашенных участков с оттисками зон фактического контакта на бумаге выявлены сходства в форме и размерах.
Таким образом, зона реального следового контакта травмирующего объекта с преградой часто обширнее визуально определяемых разрушений. Применение методов окраски внедрившегося эпидермиса и потожировых наложений на изнаночной поверхности материала одежды позволяет более достоверно судить о морфологии зон реального контакта, что расширяет возможности диагностических трассологических экспертиз по установлению конструктивных особенностей травмирующего объекта и механогенеза повреждений.