г. Барнаул, кафедра судебной медицины ФПК и Ш1С ГОУ ВПО «АГМУ Росздрава»
Случаи нанесения смертельных повреждений острыми объектами занимают второе место после травмы твердыми тупыми предметами. По роду смерти чаще всего это убийства и самоубийства, намного реже -несчастные случаи на производстве и в быту. Проведенный И.З. Дынкиной (1963) анализ результатов судебно-медицинских экспертиз, после подтверждения их следственными данными, показывает, что среди травмы острыми орудиями убийства отмечены в 80,73% случаев, самоубийства - в 17,78%, а несчастные случаи только в 1,49% случаев.
Являясь довольно частым поводом для назначения экспертиз, резаные повреждения все ещё остаются малоизученными. Лишь в последнее время появились единичные работы, в которых изложены теоретические обоснования механогенеза резания, в том числе и кожи.
Так, при изучении механогенеза резаных ран, СВ. Леонов (2006), выделяет 3 части режущего предмета. Первый, собственно рабочий участок режущей кромки, который рассекает ткани, расположенный во фронте раны. Кожа в месте контакта натягивается за счет локализации процесса резания на достаточно протяженном, касательном к повреждаемому объекту, участке резания. При этом разделению материала резанием предшествует процесс предварительного сжатия тканей лезвием под действием прилагаемого к ножу усилия до возникновения на кромке лезвия разрушающего контактного напряжения, после которого начинается процесс резания. Упругая реакция кожи проявляется в её смещении под режущей кромкой с формированием по краям, а при сильном давлении - и перед лезвием складок (валиков) кожи.
Второй участок лезвия нерабочий, как правило, более протяженный, продвигается параллельно дну раны и вступает в контакт с неповрежденной кожей только при изменении направления движения травмирующего предмета и превращается собственно в первый (рабочий) участок лезвия.
Третья часть режзтцего предмета - боковые стенки лезвия, которые при его углублении в толщу тканей взаимодействуют с краями и стенками резаной раны. При этом на стенки лезвия действуют горизонтально направленные силы обжатия повреждаемой ткани. Контакт боковых стенок режущего предмета или не оказывает видимого действия, или приводит к минимальной травмати-зации краёв и стенок ран.
Данные СВ. Леонова в целом подтверждаются нашими исследованиями. Однако, нами выявлены некоторые особенности механизма резания в зависимости от длины клинка и анатомической области тела. Анализ покадровой разбивки видеозаписи показал, что при резании «длинным» клинком выпуклой поверхности (например, бедро), лезвие клинка контактирует с травмируемой поверхностью только своей средней частью (собственно рабочий участок режущей кромки), а передняя и задняя части (нерабочие участки лезвия) остаются над поверхностью кожи, оказывая на тело давление сверху (рис. 1). По мере протягивания, передняя часть «длинного» клинка вступает в контакт с травмируемой областью и превращается в рабочий участок лезвия.
Рис. 1. Покадровое воспроизведение процесса резания «длинным» ножом на поверхности бедра (время одного кадра 0,04 сек.).
В областях тела, где возможен практически полный контакт с травмируемой поверхностью (живот, спина) такое деление участков лезвия становится относительным, так как лезвие, практически по всей длине, контактирует с кожей и оказывает режущее действие. При этом образуется протяженная рана, почти сопоставимая по длине с протяженностью клинка (рис. 2).
Рис. 2. Покадровое воспроизведение процесса резания «длинным» клинком на животе с образованием протяженной резаной раны (время одного кадра 0,04 сек.).
В отличие от этого, при резании «коротким» лезвием, независимо от анатомических особенностей травмируемой области лезвие соприкасается с кожей на всём протяжении. Однако, при протягивании в начале в мягкие ткани погружается только передняя часть лезвия, формируя повреждение небольшой протяженности. Последующее протягивание лезвия сопровождается резанием «из просвета» раны с образованием остальной части повреждения (рис. 3).
Указанные различия в механизме резания оказывают влияние на образование морфологических особенностей повреждений.
С позиций формирования резаных повреждений кожный покров целесообразно рассматривать как преграду, состоящую из трех основных элементов: эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки. Основные структурные компоненты кожи - белки (коллаген и эластин).
Рис. З. Покадровое воспроизведение процесса резания «коротким» ножом на поверхности бедра (время одного кадра 0,04 сек.).
Эпидермис представляет собой тонкую многослойную структуру из небольших, плотно расположенных плоских эпителиальных клеток, пространство между которыми заполнено цементирующим веществом с вязко-пластическими свойствами. Таким образом, эпидермис можно представить как тонкий, достаточно плотный и прочный поверхностный слой кожи, обладающий способностью к пластической деформации.
Дерма по толщине составляет большую часть кожи. Она образована из трех типов фибриллярных волокон: коллагеновых, эластических и ретикулярных. Пучки коллагеновых волокон обеспечивают высокую прочность кожи на разрыв, а эластические волок на - способность кожи к растяжению и сокращению.
Подкожно-жировая клетчатка играет роль мягкой, амортизирующей прослойки между кожей и мышцами. Таким образом, на механическое воздействие кожный покров реагирует как трехслойная структура из тканей с разными физическими свойствами.
При микроскопическом исследовании поверхности участков неповрежденной кожи мы обратили внимание на то, что от каждой волосяной воронки отходит по 6-7 прямолинейных складок. Эти складки соединяются с соседними воронками, а между складками образуются буторки треугольной или ромбовидной формы. В целом складки формируют своеобразный сетчатый рисунок на поверхности кожи. Такую сетчатую складчатость можно рассматривать как проявление остаточной деформации эпидермиса вследствие постоянных смещений кожи при движениях тела. Механическое воздействие на кожу, превышающее порог ее деформационной прочности, сопровождается развитием упруго-пластической деформации в зоне контакта с травмирующим объектом. По окончании нагружения травмируемой части тела на поверхности кожи по краям повреждений остаются проявления пластической деформации в виде трансформации сетчатого рисунка эпидермиса.
Аналогичные проявления остаточной деформации в виде изменения рисунка поверхностных слоев преграды нами выявлены при моделировании процесса протягивания лезвия ножа по липкой, тонкой, прозрачной полиэтиленовой плёнке, зафиксированной на пластилиновом блоке (рис. 4).
Рис. 4. Резаное повреждение полиэтиленовой плёнки, зафиксированной на пластилиновом блоке (стрелками №1 указаны поперечные складки, №3 - косо-поперечные складки, №2 - сглаженность краев повреждения)
Кроме этого, в процессе протягивания лезвия происходит перемещение кожи перед лезвием ножа с образованием складок, которые в последствии пересекаются (рис. 5).
Края раны в начале резания прямолинейные, ровные, неосадненные, сглаженные в просвет, с образованием по краям поперечных складок эпидермиса. Стенки на этом участке раны отвесные, гладкие.
Рис. 5. Формирование складок кожи перед лезвием острого объекта (короткими стрелками указаны складки кожи, длинной стрелкой - направление резания).
В остальных третях края повреждения извилистые, волнистые, зубчатые, с незначительным сглаживанием в просвет, с косо-поперечными складками эпидермиса. Стенки раны в этих третях гладкие, скошенные, с параллельной линейной ребристостью, ориентированной к краям раны под острым углом, открытым к началу движения. Концы раны остроугольные. Ребро конца в начале резания равномерно пологое, ребро у противоположного конца неравномерной ориентации: в поверхностных слоях пологое, в глубоких - отвесное.
Как было указано выше, подкожно-жировая клетчатка и подлежащие мышцы играют амортизирующую роль при травмировании. Кроме этого, на наш взгляд, именно способность к деформации, подвижности этих структур обусловливает формирование всех признаков пластической деформации. При экспериментальном моделировании процесса резания на очищенном от подкожно-жировой клетчатки и плотно фиксированном (приклеивание) к доске лоскутах кожи (что исключало смещение) возникали резаные раны, в которых отсутствовали явления остаточной деформации (рис. 6).
Макро- и микроскопически края такой раны ровные на всём протяжении, без осад-нения, стенки гладкие отвесные, концы остроугольные. Кроме этого, отмечено, что ребра у концов практически одинаковые - равномерно пологие.
Рис. 6. Экспериментальная резаная рана лоскута кожи, плотно фиксированного к доске (эксперимент №5).
Таким образом, несмотря на то, что механогенез резаного повреждения в целом одинаков, установлены особенности резания при различных условиях травмирования.