Вы здесь

Судебно-медицинская оценка автомобильной травмы со смертельным исходом по г. Альметьевску и Альметьевскому району РТ за 2006-2008 гг.


Publication in electronic media: 20.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/385
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) из-за тяжести своих последствий по-прежнему являются серьезной социальной, экономической и медицинской проблемой. Высокий уровень аварийности требует комплексного подхода к целевому решению взаимосвязанных организационных, юридических, технических, экономических, медицинских и других задач.

Среди различных видов механических повреждений исключительное по-ложение занимает автотранспортная травма в силу распространенности, выраженной тенденции к росту и тяжести последствий, проявляющихся, прежде всего, количеством смертельных исходов. Анализ и обобщение материалов несчастных случаев на дорожном транспорте является одной из задач судебно-медицинской экспертизы. Сведения, выявленные в процессе анализа, могут иметь значение для профилактики автотравмы.

Целью нашего исследования явилась судебно-медицинская оценка и сравнительный анализ дорожно-транспортных происшествий при автомобильной травме со смертельным исходом по г. Альметьевску и Альметьевскому району РТ за 2006-2008 гг., установление возможной зависимости числа летальных исходов от вида дорожно-транспортного происшествия, количества происшествий и пострадавших по расположению на местности, от их возраста и нахождения в состоянии алкогольного опьянения, выявление возможной закономерности по сезонам года.

Для анализа было изучено 692 судебно-медицинских исследования и экспертизы трупов за 2006 г., 669 – за 2007 г., 695 – за 2008 г. в Альметьевском МСМО РБСМЭ МЗ РТ.

Материалом исследования послужили 125 случаев дорожно-транспортных происшествий (табл. 1) с летальным исходом, достоверно установленных по данным медицинских документов, постановлений следственных органов о назначении экспертизы (исследований).

Таблица 1. Распределение количества дорожно-транспортных происше-ствий по видам

Виды столкновений 2006 2007 2008
Столкновение пешехода и автомобиля 26 18 19
Столкновение автомобилей 13 15 10
Столкновение автомобиля с препятствием 1 2 3
Опрокидывание 5 5 8
Общее число случаев 45 40 40

Как видно из таблицы, основными причинами получения травмы, повлекшей смерть человека, являются: столкновение пешехода и автомобиля – 50,4%, автомобилей – 30,4%, автомобиля с препятствием – 4,8%, опрокидывание – 14,4%. В 2008 году показатели количества ДТП со смертельным исходом по сравнению с 2006 годом снизились с 45 до 40 случаев или на 11,1%.

Среди потерпевших в ДТП в возрастном аспекте (табл. 2) наибольшую группу составили лица трудоспособного возраста (26-50 лет) – 42,8%, на втором месте – возрастная категория от 19 до 25 лет, составившая 25,7% пострадавших, далее возрастная категория от 51 года до 60 лет – 13,8%, пожилого возраста (старше 60 лет) – 9,7%, возрастная категория до 14 лет и лица от 15 до 18 лет – по 4%. Общее количество пострадавших в 2008 году по сравнению с 2006 годом уменьшилось с 54 до 47 человек или на 13%.

Таблица 2. Распределение количества (числа) потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях по возрасту

Возрастные показатели 2006 2007 2008
До 14 лет 1 4 1
15-18 лет 4 - 2
19-25 лет 13 10 16
26-50 лет 22 26 17
51-60 лет 11 2 8
Старше 60 лет 3 9 3
Всего 54 51 47

В состоянии алкогольного опьянения (табл. 3) находились 42,8% – 65 потерпевших. Этот показатель в 2008 году по сравнению с 2006 годом снизился с 28 до 19 потерпевших, что составляет 32,2%.

Таблица 3. Распределение количества (числа) потерпевших в ДТП по возрасту в состоянии алкогольного опьянения

Алкогольное опьянение 2006 2007 2008
До 14 лет - - -
15-18 лет 2 - 1
19-25 лет 10 3 6
26-50 лет 10 11 8
51-60 лет 5 1 3
Старше 60 лет 1 3 1
Всего 28 18 19

В зависимости от времени года наибольшее число пострадавших с летальным исходом наблюдается в осенний период, что составляет – 35,2% , на втором месте – лето (29,6%), далее зима – 22,4%, весна – 12,8%.

Если рассматривать распределение ДТП на местности, то видно, что 66,4% происшествий приходится на автодороги Альметьевского района, 26,4% - на улицы г. Альметьевска, на улицы сел Альметьевского района - 7,2%, т.е. количество ДТП напрямую зависит от плотности транспортного потока.

По Республике Татарстан за последние три года (2006-2008) в дорожно-транспортных происшествиях при автомобильной травме погибло 2341 человек. Из них за аналогичный период в г. Альметьевске и в Альметьевском районе погибло 152 человека, что составляет около 6,5%.

Таким образом, анализ представленных нами данных показывает, что:

  • среди дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом преобладают столкновения пешехода и автомобиля;
  • большинство погибших относится к группе трудоспособного возраста;
  • остается высоким показатель количества пострадавших в ДТП в состоянии алкогольного опьянения;
  • наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий приходится на осенний период;
  • по распределению на местности можно выделить высокоаварийные участки дорог: это преимущественно автодороги, соединяющие крупные населенные пункты (Альметьевск – Чистополь, Альметьевск – Набережные Челны, Альметьевск – Бугульма и т.д.).
  • представленные данные, на наш взгляд, могут иметь значения для профилактики дорожно-транспортных происшествий с тяжкими повреждениями и возможного прогнозирования их.

    В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, которых с каждым годом становится только больше, предупреждение аварийности становится одной из серьезнейших проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.