С 2002 г. в РБСМЭ проводится работа по изучению случаев травмирования людей при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе внутри салона автомобиля.
Наш интерес к этой проблеме обусловлен постоянным увеличением количества данного вида судебно-медицинских экспертиз. Так, по общероссийским данным [1], судебно-медицинское исследование автомобильной травмы составляет около 20% от общего числа экспертиз в случаях насильственной смерти (по данным нашего бюро за 1999-2008 годы в г. Казани (табл. 1) – от 11 до 18%). При этом доля случаев смертельного травмирования людей внутри салона автомобиля составляет по данным литературы до 20% от общего числа автотравмы, по нашим данным – от 19 до 34%.
Таблица 1. Структура смертельной автотравмы по г. Казани за 1999-2008 гг. (абсолютные данные)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Общее количество СМЭ трупов в случаях насильственной смерти | 1937 | 2014 | 2020 | 1951 | 2126 | 2367 | 1701 | 1515 | 1491 | 1615 |
Общее количество случаев СМЭ трупов при автотравме | 211 | 235 | 221 | 258 | 279 | 337 | 193 | 182 | 246 | 299 |
Доля автотравмы в насильственной смерти, % | 11 | 12 | 11 | 13 | 13 | 14 | 11 | 12 | 16 | 18 |
Смерть внутри салона автомобиля | 41 | 47 | 66 | 67 | 73 | 101 | 44 | 47 | 84 | 102 |
Доля внутрисалонной травмы в автотравме, % | 19 | 20 | 30 | 26 | 26 | 30 | 23 | 26 | 34 | 34 |
Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению судебно-медицинских экспертиз (табл. 2), требующих ситуационного анализа, с целью решения вопроса о местоположении водителя (В) и пассажира переднего сидения (ППС), которые назначаются следователями ГСУ МВД РТ. Традиционно данный вопрос решался в рамках комиссионных судебно-медицинских экспертиз в отделе особо сложных экспертиз (ООСЭ), но с 2007 г. все чаще такие экспертизы выполняются в медико-криминалистическом отделении (МКО) комплексно с экспертами автотехниками ГУ «Средне-Волжский РЦСЭ МЮ РФ».
Таблица 2. Количество судебно-медицинских экспертиз по установлению местоположения водителя и пассажира переднего сидения в ООСЭ и МКО за 1999-2008 гг.
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
ООСЭ | 1 | 3 | 4 | - | 2 | 1 | 3 | 1 | - | 5 |
МКО | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 | 3 |
Анализ первичных судебно-медицинских экспертиз (актов исследования), проведенных в случаях внутрисалонной травмы, которые были предоставлены следователем для решения вопроса об установлении местоположения потерпевших в момент столкновения, выявил целый ряд недостатков, которые к моменту проведения медико-криминалистической экспертизы не могли быть устранены и существенно повлияли на объективность оценки механизма травмы. Это:
В настоящее время данные недостатки устранены, в работу отдела экспертизы трупов внедряется протокол комплексного анализа дифференцирующих признаков при травме внутри салона автомобиля, который был разработан на основе изучения специальной литературы. Оказалось, что разные авторы [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] рекомендуют более четырех десятков признаков, пригодных для сравнительного анализа повреждений у потерпевших при ДТП внутри салона автомобиля. Установление диагностической ценности этих признаков является одной из целей нашей работы.
Таким образом, на данный момент эксперт или группа экспертов, перед которыми поставлена задача об установлении местоположения В и ППС, располагают достаточно качественным судебно-медицинским материалом, который может быть дополнительно исследован с помощью архивов цифровых фотографий и данных рентгенологического исследования.
Но, как известно, для объективной оценки механизма травмы внутри салона автомобиля необходимо исследование самого транспортного средства, в частности, для установления места приложения и направления воздействия деформирующей силы, а, соответственно, определения биомеханики смещения людей, находящихся в момент удара в салоне автомобиля. Этот важнейший фактор не может быть использован, если к моменту проведения экспертизы транспортное средство не сохранилось. Как оказалось, это - не такой уж редкий случай.
Существуют и другие проблемы, связанные с вопросами взаимодействия судебно-медицинского эксперта и сотрудников МВД, осуществляющих следственные действия на месте происшествия. Так, в официальном протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия, который заполняется следователем ССО ГСУ, отсутствует ряд пунктов, чрезвычайно важных для дальнейших экспертных исследований. Например, наличие и факт применения подушек и ремней безопасности, условия автомобильной травмы (столкновение с преградой или другим транспортным средством, опрокидывание и т.п.), наличие внутри салона предметов, способных травмировать водителя и пассажиров. Кроме того, может отсутствовать архив фотоматериалов, произведенных на месте происшествия, так как в связи с перегруженностью компьютеров ЭКЦ МВД он, как правило, уничтожается спустя несколько месяцев после ДТП.
Таким образом, очевидно, что для решения обозначенной проблемы необходимо рабочее взаимодействие экспертов различных ведомств и следователей. Одной из первоочередных задач, по нашему мнению, является создание единой информационной базы с ограниченным доступом, объединяющей сведения о ДТП. Наиболее перспективным мы видим использование цифровых видеоматериалов, полученных с помощью камер наружного наблюдения, и внедрение в практическую работу современных методов исследования (медико-криминалистических, судебно-биологических, физико-химических), позволяющих идентифицировать объекты, обнаруженные внутри салона автомобиля и на теле потерпевшего, с дальнейшим сравнительным анализом полученных сведений.