Вы здесь

Динамика и судебно-медицинская оценка самоповреждений с летальным исходом по г. Альметьевску и Альметьевскому району РТ за 2006-2008 гг.


Publication in electronic media: 16.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/378
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

С. М. Щанькин1, М. И. Ильин1, Т. Н. Бешимов2

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»1;
ГУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В. М. Бехтерева2»

Суициды рассматриваются исследователями как индикатор изменений в социальной, экономической и политической жизни страны, как «барометр» жизнедеятельности общества, его благополучия. Известно, что число самоубийств снижается в период военных действий, поскольку внешняя угроза сплачивает общество перед опасностью. И, наоборот, рост преднамеренных самоповреждений (ПС) отмечается в период экономических кризисов, когда отдельные члены общества избранным исходом жизни демонстрируют попытку «вести диалог» с ним.

Актуальность проблемы суицидов очевидна. По всему миру число погибших от собственной руки превышает число жертв от рук убийц и насильников. Всемирная организация здравоохранения рассматривает показатель более 20 суицидов в год на 100 тыс. населения как неблагоприятный. В России этот показатель на сегодняшний день составляет 34 на 100 тыс. населения, а в Республике Татарстан – 32,3. Россия, по официальным данным, выходит на второе место в мире по количеству суицидов на 100 тыс. постоянно проживающего населения [1]. Достигнутый уровень самоубийств в стране диктует необходимость углубленного изучения этой проблемы, в том числе и статистических данных.

Целью нашего исследования явились уровень, динамика, сравнительный анализ и судебно-медицинская оценка преднамеренных самоповреждений с летальным исходом на территории РТ по г. Альметьевску и Альметьевскому району за 2006-2008 гг., установление возможной зависимости числа смертельных исходов ПС от пола, возраста, времен года, нахождения в алкогольном опьянении, примененный способ самоубийства с кодом по МКБ-10, психического состояния и т.д.

Для анализа было взято 2056 судебно-медицинских исследований и экспертиз трупов: 692 - за 2006 г., 669 - за 2007 г., 695 - за 2008 г. в Альметьевском межрайонном судебно-медицинском отделении РБ СМЭ МЗ РТ. Для объективного представления о структуре и динамике суицидов в г. Альметьевске и Альметьевском районе за исследуемый период был проведен анализ 200 случаев завершенных суицидов, достоверно установленных по данным медицинских документов, постановлений следственных органов о назначении экспертизы (исследований).

Отмечаются достаточно стабильные показатели самоубийств по г. Альметьевску и Альметьевскому району. В 2006 г. их число составило 56 случаев (8% от общего количества исследованных трупов), в 2007 г. – 73 случая (10,8%), в 2008 г. – 71 случай (10,2%). Так, в 2007 г., по сравнению с 2006 г., количество суицидов увеличилось на 38,9%, в 2008 г. произошло небольшое снижение самоубийств (на 2%).

Среди лиц, покончивших жизнь самоубийством, преобладают лица мужского пола (в 2006 г. – 52 случая, в 2007 г. – 65 случаев, в 2008 г. – 60 случаев). Однако число женщин-самоубийц с каждым годом растет (с 4 случаев в 2006 г. до 11 случаев в 2008 г.), несмотря на то, что традиционно считается, что женщины больше склонны к попыткам суицида, а не к законченным суицидам.

При анализе возрастного распределения суицидов установлено, что наибольший уровень «аутоагрессии» наблюдается в группе 41 – 50 лет (29,0%), на втором месте возрастные категории 31-40 лет (17,2%) и старше 60 лет (17,2%), на третьем месте – группа 51-60 лет (13,0%). Доля суицидов в возрастной группе 15-20 лет составляет 5,7%, 21-25 лет – 8,0%, 26 – 30 лет – 9,9%. Наибольшее число самоубийств приходится на мужчин трудоспособного возраста.

Данные судебно-медицинской статистики за три обследованных нами года (2006 – 2008) свидетельствуют о существовании явно выраженных сезонных колебаний в распределении самоубийств (рис. 1). Чаще всего попытки суицидов совершаются весной (31,7%). Затем по нисходящей следуют: лето (28,2%) и зима (21%). Минимум самодеструктивных поступков приходится на осенний период (19,1%). Самым суицидальным месяцем года, судя по полученным данным, является май (12,6%), а меньше всего случаев суицида – в январе и феврале (по 8%). В целом же по уровню суицидов весна и лето различаются очень незначительно, а потому есть смысл говорить скорее не о летнем, а о более широком и продолжительном, летне-весеннем пике суицидальной активности.

Сезонные колебания самоубийств
Рис. 1. Сезонные колебания самоубийств.

По дням недели не установлено выраженной закономерности совершения суицидов по каждому году, пики суицидов приходятся на различные дни недели, однако в целом за период суициды чаще совершались во вторник и воскресенье (16,4 и 15,3 % соответственно), наименьший показатель – в пятницу и среду (12,2 и 10,7% соответственно).

Исследователями отмечена суицидогенная роль алкогольной интоксикации. С одной стороны, прием алкоголя повышает агрессивность, конфликтность, приводит к нарастанию тревожности с появлением депрессивных расстройств, к легкому возникновению различных аффективных и импульсивных реакций в ответ даже на незначительное психогенное воздействие. С другой стороны, алкогольное опьянение оказывает растормаживающее действие, снимает страх, ослабляет самоконтроль, т.е. облегчает суицидальные действия.

Проведенное исследование показало, что особенностью «российских» самоубийств является не только их очень высокая интенсивность у мужчин среднего возраста, но и то, что мужчины (59,2%), в отличие от женщин (6,1%), чаще совершают самоубийство в состоянии алкогольного опьянения.

По данным ВОЗ в мире ежегодно совершается примерно 500000 самоубийств и 7000000 суицидальных попыток. Основным путем реализации суицида при этом, вероятно, вследствие общедоступности и простоты исполнения, является механическая асфиксия через повешение. Этот вид самоубийства значительно опережает самоубийства путем отравления или прыжка с высоты и составляет до 90% от всех случаев реализованного суицида.

Исследование архивного материала, проведенное по результатам протоколов вскрытия трупов в Альметьевском МСМО РБСМЭ МЗ РТ за период с 2006 по 2008 гг., в целом подтвердило эти закономерности. К роду самоубийств категории насильственной смерти, при доказанной следственными органами попытке суицида, были отнесены случаи летального исхода в результате причинения погибшими вреда своему здоровью при помощи повешения, огнестрельного и колюще-режущего оружия, самоотравления уксусной кислотой, прыжка с высоты.

Среди способов самоубийств (рис. 2) на первом месте фигурирует самоповешение (181 случай, или 90,5%). На втором месте идет самоповреждение острыми предметами (10 случаев, 5,0%), огнестрельным оружием (6 случаев, 3%), отравление уксусной кислотой (2 случая, 1%) и путем прыжка с высоты (1 случай, 0,2%).

Способы самоубийств
Рис. 2. Способы самоубийств.

Место совершения акта суицида сильно варьирует: дом, работа, лес, улица, сад, гараж, комната, ванна и т.д. По нашим данным, в преобладающем большинстве случаев самоубийство совершается дома в комнате и на садовых участках.

Совместно с Альметьевским психо-неврологическим диспансером нами были проанализированы все 200 случаев завершенных суицидов за 2006- 2008 гг. Оказалось, что часть суицидентов (46 человек) при жизни стояли на учете в психо-неврологическом диспансере с различными психическими расстройствами такими, как шизофрения, специфические расстройства личности, олигофрения, задержка психического развития, депрессии, неврозы, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами.

Согласно полученным данным, увеличилась доля суицидов лиц, имеющих психические нарушения, а именно: в 2006 г. – 11 случаев (5,5%), в 2007 г. – 19 случаев (9,5%), в 2008 г. – 16 случаев (8%). Из них лица, склонные к алкоголизму и наркомании, совершали самоубийства: в 2006 г. (7 случаев) – в 1,75 раз, в 2007 г. (13 случаев) – в 2,17 раз, в 2008 г. (11 случаев) – в 2,2 раза чаще, чем лица с другой психической патологией.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Уровень смертности от преднамеренных самоповреждений (ПС) за исследуемый период с каждым годом возрастает – доля самоубийств в общем количестве умерших увеличилась с 8% в 2006 г. до 10,2% в 2008 г.

Половозрастная характеристика лиц, покончивших жизнь самоубийством, во всех возрастных группах характеризуется доминированием мужчин. Мужчины трудоспособного возраста (41-50 лет) наиболее подвержены суициду (в этом возрасте их погибает более 30% от общего количества суицидентов мужского пола).

Низкий показатель смертности от ПС среди женщин не позволяет рассматривать депрессию, более всего встречающуюся у лиц этого пола, как состояние, предшествующее либо сопутствующее ПС.

Уход из жизни в 55-60 лет и старше часто объясняется выходом на пенсию, резкой сменой стиля жизни, одиночным проживанием, наличием хронических соматических заболеваний, нежеланием быть в тягость окружающим.

Наибольшее количество суицидов приходится на весенне-летний период.

Более половины самоубийств совершаются суицидентами в состоянии алкогольного опьянения.

Среди способов самоубийств на первом месте находится самоповреждение путем повешения – 90,5%.

Отмечается рост самоубийств среди лиц с психическими нарушениями наркологической группы, по отношению к лицам с другой психической патологией.

Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем.

Не подлежит сомнению значимость и необходимость дальнейших углубленных, систематических исследований проблемы суицида. Только наиболее полное выявление причин феномена суицида, его «характерных» черт и особенностей проявления, анализ истинного масштаба в пределах страны и конкретного региона могут служить основой для разработки комплексной системы многопрофильной профилактики данного явления.

Список литературы

  1. Россия в цифрах. – Федеральная служба Государственной статистики. – 2006-2008.