Вы здесь

Судебно-медицинские аспекты ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике Татарстан


Publication in electronic media: 16.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/377
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

Техногенные аварии и катастрофы, локальные вооруженные конфликты и террористические акты – эти новые термины конца ХХ столетия прочно вошли в нашу жизнь и требуют принципиально нового решения в подготовленности к работе в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций медицинских специалистов различных министерств и ведомств. Пожары на промышленных производствах, аварии на воздушном и железнодорожном транспорте, кораблекрушения речных и морских судов, выход из строя технических сооружений (прорывы плотин, взрывы шахт, зданий, туннелей), взрывы и радиоактивные выбросы на атомных электростанциях, выход токсических веществ в атмосферу, аварии на предприятиях относятся к техногенным катастрофам. История человеческой жизнедеятельности свидетельствует о том, что техническое совершенствование сопровождается ростом техногенных катастроф по всему миру.

Каждая авария либо техногенная катастрофа имеет свои отличительные черты по виду, масштабу разрушений, комплексу действующих повреждающих факторов, длительности их воздействия, которые в совокупности определяют количество человеческих жертв и характер разрушений объектов. Указанные факторы определяют потребность в различных силах и средствах, обусловливают объем работы задействованных служб, принимающих участие в проведении аварийно-спасательных работ, направленных на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде, а также сосредоточенных на локализации зоны ЧС.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»].

Таблица. Чрезвычайные ситуации, возникшие на территории РТ, сопровождавшиеся массовой гибелью людей, в период с 1991 по 2008 гг.

Дата Область РТ Вид катастрофы Количество жертв
26.11.1991 Бугульма Авиакатастрофа самолет АН-24 41 человек
23.06.1992 Высокая Гора Авиакатастрофа самодельный самолет 3 человека
02.11.1996 Кукмор Взрыв бытового газа в жилом доме 6 человек
08.05.2004 Казань Обрушение конструкций 5-этажного дома 2 человека
10.08.2004 Альметьевский район Автокатастрофа а/м ВАЗ, УАЗ, КамаЗ 8 человек
14.08.2004 Трасса Ульяновск-Казань Автокатастрофа микроавтобус «Газель» - а/м Wolksvagen «Passat» 13 человек
01.08.2007 Казань Взрыв бытового газа в квартире 10-этажного дома 2 человека
16.10.2007 Трасса Оренбург-Казань Автокатастрофа микроавтобус «Mercedes» - грузовой автомобиль «Skania» 9 человек
09.01.2008 Казань Взрыв бытового газа в 3-этажном доме 12 человек

Изучив архивные документы бюро с 1991 по 2008 гг., мы выяснили, что за данный период времени на территории нашей Республики было 9 чрезвычайных ситуаций, которые унесли жизни 113 граждан.

Кроме того, сотрудники нашего учреждения принимали активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях соседних регионов, а именно: крупнейшей в истории советского речного флота аварии теплохода «Александр Суворов» на реке Волге в 1983 г., врезавшегося в опору моста в районе г. Ульяновска (176 человек погибли) и на территории Республики Башкортостан в 1989 г. (1710-й км Транссибирской магистрали), где в результате столкновения двух поездов произошел взрыв трубопровода «Сибирь-Урал-Поволжье», унесший жизни около 645 человек.

Учитывая то, что чрезвычайные ситуации не редки, возникла острая необходимость отработки определенных действий судебно-медицинской службы при возникновении очага массовых потерь. В РБСМЭ МЗ РТ были организованы тактико-специализированные учения (ТСУ) в 2005 и 2007 гг. по темам: «Падение самолета» и «Взрыв газопровода с массовой гибелью людей». Учения проводились совместно со следующими ведомственными службами: МЗ РТ, прокуратурой РТ, МЧС РТ, Республиканским центром медицины катастроф, МВД РТ.

На первом этапе в плане подготовки сотрудников бюро для работы в условиях ЧС были организованы теоретические занятия, для проведения которых приглашались сотрудники III Центра судебно-медицинских и криминалистических исследований МО РФ, оказавшие значительную организационно-методическую помощь. Кроме того, часть докладов была подготовлена сотрудниками бюро и медицины катастроф.

На этом же этапе были разработаны планы мероприятий по работе в условиях ЧС, закреплен личный состав структурных подразделений со схемой оповещения, определены должностные обязанности каждого сотрудника и порядок взаимодействия с другими ведомственными службами.

В соответствии с планами были подготовлены учебные тематические места происшествий. В дни проведения учений личный состав бюро поднимался по тревоге согласно схеме оповещения, после чего определенные приказом сотрудники убывали к местам учений, где до их прибытия дежурной следственно-оперативной группой, в которую входил районный судебно-медицинский эксперт, проводилась разведка мест происшествия с предварительной оценкой потерь и масштабов катастроф.

Работа на месте происшествия осуществлялась с соблюдением следующих рекомендаций:

  1. Первоначально было выставлено оцепление, обеспечивающее сохранность осматриваемой территории, которая была обозначена оградительными лентами.
  2. Вся осматриваемая территория при помощи разграничительных лент разбивалась на секторы, составлялась схема местности, секторы обозначались буквами русского алфавита. Объектам, обнаруженным в секторах, присваивались номера (А1, А2, Б1, Б2 и т.д.).
  3. Руководителем учений проводился инструктаж участников осмотра места происшествия, создавались группы (следователь прокуратуры, судмедэксперт, криминалист), которым поручались конкретные участки работы.
  4. Все работы велись в спецодежде с обозначением служб.
  5. Производилась фото- и видеосъемка места происшествия для привязки найденных объектов к конкретным предметам окружающей обстановки. Фиксируемые объекты определял руководитель осмотра (следователь).
  6. Обнаруженные биологические объекты обозначались флажками с указанием сектора и номера, фиксировались в протоколе осмотра, упаковывались, маркировались и направлялись в приемно-сортировочное отделение с сопроводительными документами, где производилась их регистрация и сортировка по группам 1-3 в соответствии со степенью разрушения тела. Это определяло порядок их исследования.
  7. За внешним оцеплением находились: руководство, место отдыха и приема пищи для участников осмотра; развертывались штаб с оперативно-информационной группой, приемно-сортировочные отделения судебно-медицинской службы и медицины катастроф с группой по идентификации личности, а также парк машин.
  8. На заключительном этапе учений проводились анализ и разбор. Выявленные ошибки прорабатывались с личным составом, вносились коррективы в план мероприятий на всех этапах.

Комплексный анализ проведенных учений показал, что мероприятия по организации работы судебно-медицинской службы в условиях ЧС имеют общие принципы. Региональные судебно-медицинские службы должны быть готовы к ликвидации ЧС среднего масштаба своими силами.

Ситуация, которая потребовала бы от судебно-медицинской службы проявить все знания и умения, полученные в ходе проводимых учений, не заставила себя ждать. Трагедия разыгралась в Казани в ночь с 8-го на 9-е января 2008 года в Авиастроительном районе по улице Малая Печорская, где произошел взрыв 1-го подъезда жилого 3-этажного кирпичного дома №7. Данная чрезвычайная ситуация повлекла за собой массовую гибель 12-ти человек. По системе оповещения были подняты все подразделения судебно-медицинской службы и проинформированы о сложившейся ситуации. Руководителями были даны соответствующие инструкции. С самого начала на месте происшествия находился один дежурный эксперт, в помощь которому позднее прибыл поднятый по тревоге судебно-медицинский эксперт для работы на месте происшествия в ходе тушения пожара и разбора конструкций разрушенного дома. Разбор конструкций производился сотрудниками МЧС, медицины катастроф, пожарной службы и солдатами срочной службы. Работа на месте происшествия осложнялась суровыми климатическими условиями (низкая температура воздуха, сильный ветер), повышенной задымленностью. На месте происшествия были обнаружены трупы 9 человек, хотя, по данным МВД, их должно было быть 12. На все трупы были составлены протоколы осмотра, каждый был упакован в специальный полиэтиленовый пакет с соответствующими маркировками, производилось фотографирование. В случаях опознания трупа на месте происшествия на бирках указывались ФИО пострадавшего. Была организована специальная площадка, куда доставлялись все конструкции разрушения и производилась сортировка всех обнаруженных объектов в течение 4-х дней.

Проведение судебно-медицинских экспертиз трупов, извлеченных в ходе разбора завалов, осуществлялось в день трагедии. Экспертиза выполнялась с участием экспертов медико-криминалистического отделения, проводилось фотографирование каждого трупа, рентгенологическое исследование, составлялись сигнальные карты, на которых указывались отсутствующие части туловища (если таковые были), для последующего сопоставления с позднее найденными фрагментами. Все отсортированные объекты, хоть отдаленно напоминающие биологические ткани, были направлены в РБСМЭ МЗ РТ для проведения судебно-медицинской экспертизы, включающей идентификацию видовой, групповой и геномной принадлежности и медико-криминалистической экспертизы. В доставленных 11-ти картонных коробках было обнаружено 115 объектов, упакованных в одноразовые целлофановые пакеты, имеющие соответствующие маркировки с присвоением соответствующих номеров. При проведении экспертизы объектов применялись цифровая фотография, рентгенологическое исследование. Часть каждого объекта направлялась в судебно-биологическое отделение для установления видовой принадлежности. В ходе экспертизы была установлена видовая принадлежность каждого объекта. По данным медико-криминалистической и судебно-биологической экспертиз из 115-ти объектов только 18 объектов принадлежали человеку с указанием анатомической локализации костных останков. Видовая принадлежность остальных объектов составила: 57 – крупному рогатому скоту , 4 – птице, 3 – собаке, 10 – свинье, 2 – норке, по 1-му – овце и кролику, также было обнаружено 8 объектов, волокна которых имели неживотное происхождение. Объекты, которые принадлежали человеку, подверглись молекулярно-генетическому исследованию при взаимодействии с ЭКЦ МВД РТ. Было установлено, что часть объектов не принадлежат никому от уже исследованных трупов. Впоследствии, при взаимодействии со следственными органами, была проведена судебно-комиссионная экспертиза, были составлены сводные таблицы и анатомические схемы по идентификации объектов биологического происхождения по различным анатомическим областям, а также установлена судьба оставшихся 3-х человек.

В ходе работы по ликвидации ЧС были задействованы 5 отделов бюро, включающие: руководство бюро – 4 сотрудника, отдел экспертизы трупов – 28 сотрудников, судебно-биологическое отделение – 20 сотрудников, медико-криминалистическое отделение – 4 сотрудника, судебно-гистологическое отделение – 4 сотрудника, судебно-химическое отделение – 18 сотрудников. В общей сложности были задействованы 78 сотрудников РБСМЭ МЗ РТ, из них 38 экспертов, 31 лаборант и 9 санитаров.

Работа во время последней ЧС показала готовность сотрудников РБСМЭ МЗ РТ к взаимодействию с прокуратурой, следственным комитетом, МЧС, медициной катастроф и МВД РТ по ликвидации последствий и разрешению вопросов по идентификации и установлению причины смерти.