Вы здесь

Исторические аспекты судебно-медицинского исследования скопчества в России XIX века


Publication in electronic media: 12.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/370
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

В. А. Калянов1, К.В. Кирягин2

Кафедра судебной медицины1 ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»,

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ» 2

В настоящее время в некоторых регионах России были зарегистрированы преступления (ритуальные убийства, причинение различной степени тяжести вреда здоровью человека и т.п.), связанные с деятельностью религиозных сект и течений и относящиеся к разряду криминальной казуистики. В современной судебно-медицинской литературе отсутствуют какие-либо данные о судебно-медицинской оценке и дифференциально-диагностических критериях различных повреждений и причинения смерти, связанных с ритуальными действиями. Единственным научным трудом (руководством), освещающим вышеуказанные проблемы, явилась книга Е.Пеликана «Судебно-медицинские исследования скопчества», выпущенная в 1872 году, которая и была положена в основу нашего сообщения.

В России XIX века было значительно распространено (табл. 1) одно из религиозных течений – «скопчество», которое преследовалось по закону. На наш взгляд, рассмотрение данного вопроса представляет значительный интерес не только с исторических, но и с судебно-медицинских позиций [4].

Скопцы – религиозная секта в России, которая возникла в конце XVIII века и проповедовала «спасение души» в борьбе с плотью путем оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. Основателем секты считается К. Селиванов [3].

Таблица 1. О числе обнаруженных скопцов и скопчих в некоторых местностях Империи в три периода времени с 1805 по 1839 гг., с 1840 по 1859 гг. и с 1860 по 1871 гг. (по данным Е. Пеликана)

Губернии и области Число обнаруженных скопцов и скопчих
С 1805 по 1839 гг. С 1840 по 1859 гг. С 1859 по 1871 гг.
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
Астраханская - - 7 - - -
Воронежская 83 9 12 11 8 6
Вятская 1 - 4 9 - -
Енисейская 25 19 57 43 16 4
Казанская 1 - 1 - - -
Калужская 51 2 56 7 36 21
Костромская 38 9 38 99 1 -
Курская 102 26 111 13 283 3
Московская 128 59 52 5 8 39
Нижегородская 4 1 7 - 2 -
Новгородская 23 - 6 1 - -
Орловская 237 31 200 121 69 7
Пермская 50 7 59 23 1 2
Рязанская 54 3 65 73 13 39
С.-Петербургская 195 15 436 251 70 87
Самарская - - 16 11 9 -
Саратовская 20 3 40 34 1 -
Симбирская 37 9 30 2 1 -

Всего за период времени с 1805 по 1839 годы было выявлено 2022 случая оскопления, с 1840 по 1859 годы – 2375, с 1860 по 1871 годы – 1047 [4].

Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился (по формулировке Е. Пеликана) к отсечению яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой. Такой род оскопления называется «малою печатью» или «первою печатью», «первым убелением», «первою чистотою», причем они называют яички «ключом ада», а ствол – «ключом бездны». Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону еще неокончательно освобождает скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то фанатики решаются на отнятие у себя полового члена. Эта операция, называемая ими «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», или «вторым убелением» («сесть на белого коня» в противоположность к первому убелению, или «сесть на пегого коня»), делается или совокупно с отнятием ядер, или же ствол отнимается впоследствии. «При этом скопцы иногда вставляют особые оловянные или свинцовые шпеньки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования, по показанию их, самопроизвольному истечению мочи». Упоминается также о «третьей печати» («во имя духа святого»): она выражается в отнятии у мужчин части грудных мышц [4].

Что касается оскопления женского, то оно, по всей вероятности, по- явилось несколько позже (в первые десятилетия XIX века) и подразумевало большее хирургическое разнообразие. Е. Пеликан насчитывает пять видов операций, совершавшихся над женщинами, принявшими скопчество: «…вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков; отнятие части грудей, полное отнятие (ампутация) одной или обеих грудей (последнее гораздо чаще); разные надрезы, преимущественно на обеих грудях; вырезывание частей малых губ, одних или вместе с похотником; вырезывание верхней части больших губ вместе с малыми и похотником». При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была, судя по всему, ампутация обеих грудей [4].

Наконец, известен ряд случаев, когда оскопление дополнялось деформацией кожных покровов (резаные раны или ожоги) различных частей тела, не соотносимых с сексуальной сферой. Как правило, эти повреждения располагались на теле крестообразно и воспринимались как знаки принадлежности к «ангельскому чину»: «Повреждения на нижних конечностях, крестце и пояснице признавались кавказскими скопцами более высокою степенью оскопления, дававшей им право называться «пятикрылыми ангелами», а высшую, совершеннейшую степень оскопления «шестикрылых ангелов» представляли изуверы, у которых вышеописанные рубцы находились на передних поверхностях обоих плеч, а также на спине и на лопатках» [1].

Оскопление проводилось чаще всего с использованием ножа, бритвы, топора, косы и т.д. (табл. 2).

Таблица 2. Орудия, которыми, по показаниям скопцов и скопчих, было произведено оскопление (по данным Е. Пеликана)

ОРУДИЕ Муж. Жен.
Нож 164 66
Ножницы 1 2
Бритва 108 9
Топор 80 1
Рубанок 1 -
Коса 23 -
Долото 1 -
Стамеска 1 -
Прижигание - 7
Прочие орудия 17 -

Вопросами, разрешаемыми в ходе судебно-медицинских исследований, связанных с причинением телесных повреждений, в то время (на наш взгляд, и на современном этапе) в данном аспекте были следующие:

  1. По каким вероятным и достоверным судебно-медицинским данным можно было судить о принадлежности лица к конкретной секте?
  2. Не могут ли имеющиеся повреждения быть следствием какого-либо патологического процесса (в том числе аномалий развития) либо хирургического вмешательства?
  3. К каким последствиям для жизни и здоровья могли привести име- ющиеся повреждения?
  4. По каким судебно-медицинским признакам можно судить о том, было ли причинено повреждение посторонним лицом или же имело место самоповреждение?
  5. Каковы конструкционные особенности травмирующего предмета, которым было причинено повреждение?
  6. Можно ли определить срок давности причиненных повреждений?

Таким образом, при проведении судебно-медицинских экспертиз (исследований) как живых лиц, так и трупов необходимо учитывать возможность причинения повреждений или смерти в результате каких-либо ритуальных действий, связанных с деятельностью религиозных сект.

Список литературы

  1. Волков Н. Секта скопцов. – Л., 1930. – 61с.
  2. Клебанов А. И. Из мира религиозного сектантства. – М., 1974. – 47с.
  3. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. – М.: ОГИ, 2002. – 388 c.
  4. Пеликан Е. Судебно-медицинские исследования скопчества. – СПб., 1872. – 184 с.