Вы здесь

Основные направления развития судебно-медицинской службы РТ


Publication in electronic media: 12.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/356
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан» – лечебно-профилактическое учреждение в системе здравоохранения Республики Татарстан. Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ осуществляет свою деятельность в г. Казани и 28 районах (городах) республики в соответствии с лицензией, действующей до 12.08.2014 г.

Задачей судебно-медицинской службы является: оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам, следователям МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РТ в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов в области судебной медицины.

В помощь органам здравоохранения в случаях обнаружения дефектов в оказании медицинской помощи и в оформлении медицинской документации, расхождения клинического и судебно-медицинского диагнозов направляются представления в адрес главных врачей ЛПУ для разбора случаев на клинико-анатомических конференциях.

По данным отчетов РБСМЭ за 2008-2009 гг., количество трупов в 2009 г. уменьшилось на 5,1% по сравнению с 2008 г. и составило 11185 случаев. В 2009 г. доля аутопсий умерших от насильственных видов смерти в общем количестве вскрытий несколько снизилась и составила 41% (42,8% в 2008 г.), а от ненасильственных, напротив, возросла – 52,8% (50,4% в 2008 г.). По сравнению с прошлым годом в 2009 г. произошло снижение числа смертельных отравлений (918 – в 2008 г., 773 – в 2009 г.). В структуре смертельных отравлений первое место занимают отравления угарным газом (285 случаев, 36,9%). Отравления этиловым алкоголем (201 случаев, что составляет 26% от общего числа отравлений) занимают второе место. Отравления наркотическими веществами (146 случаев, 18,9%) по сравнению с 2008 годом переместились на третье место. В абсолютных цифрах число отравлений наркотиками также существенно уменьшилось (на 119 случаев). Таким образом, за два последних года отмечается существенное сокращение числа отравлений наркотическими веществами.

Количество экспертиз и освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц в 2009 г. уменьшилось на 2,7% и составило 38429 случаев. Экспертизы и освидетельствования по установлению степени вреда здоровью составили 79,3% от общего количества экспертиз/освидетельствований (аналогичный показатель 2008 г. – 80,7%). При этом тяжкий вред здоровью установлен в 7,6% (2304 случаев), вред здоровью средней степени тяжести – в 9,9% (3022), легкий вред здоровью – в 19,3% (5884), вред здоровью не был причинен в 63,1% (19228). При отсутствии вреда здоровью в 79,3% (15243) случаев имелись повреждения в виде ссадин и кровоподтеков и в 20,7% (3985) случаев повреждений не было обнаружено.

В судебно-химических отделениях и лабораториях РТ в 2009 г. выполнено 3355,93 полных анализа, что на 2,8% меньше, чем в 2008 г. Количество судебно-биологических экспертиз и исследований снизилось на 11,8%, исследованных предметов - на 3,3%. В то же время количество экспертиз и исследований, в которых был применен молекулярно-генетический метод исследования, увеличилось на 59% (2008 г. – 53, 2009 г. – 90). В физико-техническом отделении, включая спектральную лабораторию, выполнено 1026 экспеpтиз, что в целом на 142 экспертизы больше, чем в 2008 г. Такое значительное увеличение объема медико-криминалистических исследований объясняется внедрением в практическую работу отделения альгологического метода исследования (на диатомовый планктон).

В 2009 г. было проведено 353 комиссионных судебно-медицинских экспертиз, что на 9% меньше, чем в 2008 г. На 50% увеличилось назначение комплексных экспертиз. По сравнению с 2008 г. назначение повторных и дополнительных экспертиз увеличилось на 9% и 8% соответственно. Среди комиссионных экспертиз по материалам дел, связанных с оказанием медицинской помощи, было проведено 8 экспертиз по уголовным делам и 25 по гражданским делам.

Ежегодно проводимый анализ деятельности РБСМЭ и подготовка к лицензированию (август 2009 г.) показали необходимость усовершенствования структуры судебно-медицинской службы. За предшествующее до 2006 года десятилетие структура судебно-медицинской службы РТ выглядела следующим образом:

Структура судебно-медицинской службы РТ в 1996-2006 годах

Рис. 1. Структура судебно-медицинской службы РТ в 1996-2006 годах.

Созданные в 1993 г. Набережно-Челнинское и в 1996 г. Альметьевское городские бюро судебно-медицинской экспертизы не имели прямого подчинения РБСМЭ МЗ РТ. Их деятельность контролировалась только в организационно-методическом плане, а также при проведении повторных комиссионных судебно-медицинских экспертиз в отделе особо сложных экспертиз бюро. В целом создание городских бюро судебно-медицинской экспертизы было оправдано, так как позволило значительно улучшить материально-техническую базу, привести штатную численность службы к потребностям растущих объемов судебно-медицинских экспертиз.

В г. Набережные Челны, во втором по величине городе РТ, с населением более 500 тыс. человек, судебно-медицинское отделение находилось в очень плохих материально-технических условиях, а объем проводимых судебно-медицинских экспертиз требовал расширения производственных площадей. После преобразования Набережно-Челнинского судебно-медицинского отделения в городское бюро были получены новые помещения общей площадью около 1000 кв. м и организованы соответствующие структурные подразделения (отдел экспертизы трупов, отдел экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, гистологическое, химическое, биологическое и физико-техническое отделения). Вынужденная организационная мера позволила укрепить и поднять на новый уровень судебно-медицинскую службу Набережных Челнов.

Подобное городское бюро было организовано в г. Альметьевске, что позволило построить новое 3-хэтажное здание, оснастить его современным оборудованием и создать необходимые структурные подразделения.

Однако в последующем существование городских бюро не имело перспектив дальнейшего развития в связи с их обособленностью, низким финансированием по «остаточному» принципу, отсутствием должного взаимодействия с РБСМЭ МЗ РТ. Их лабораторные службы не имели перспектив развития, поскольку закупка дорогостоящего оборудования (такого, как, например, хроматомасс-спектрометров) для проведения лабораторных исследований не оправдывала себя в связи с отсутствием достаточного объема исследований.

В 2006 году в связи с оптимизацией деятельности здравоохранения, на основании Постановления Кабинета Министров РТ от 19.12.2006 г. № 632 «О реорганизации учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь», Альметьевское и Набережно-Челнинское городские бюро судебно-медицинской экспертизы были присоединены к РБСМЭ.

С 2007 г. структура судебно-медицинской службы РТ претерпела следующие изменения:

Современная структура судебно-медицинской службы РТ
Рис. 2. Современная структура судебно-медицинской службы РТ.

Все районные (межрайонные) судебно-медицинские отделения можно разделить на три основные группы. Первую группу составляют отделения, расположенные в крупных городах республики, со значительным объемом работы. Здесь ежегодно исследуется порядка 700 трупов, проводится освидетельствование от 500 до 2000 потерпевших, обвиняемых и других лиц. На базе этих отделений проводятся исследования вещественных доказательств не только непосредственно в зоне обслуживания, но и в близлежащих районах. Эти отделения базовые для всей судебно-медицинской службы республики в целом.

Вторую группу составляют РСМО с ежегодным объемом работы от 100 до 350 исследований трупов и от 350 до 1000 освидетельствований живых лиц.

Третью группу составляют РСМО с объемом работы менее 100 трупов в год. В ряде таких отделений работают внешние совместители.

При анализе материально-технического состояния РСМО установлено, что уровень материально-технического обеспечения обратно пропорционален уровню объема работы. Чем меньше объем выполняемой работы, тем чаще условия работы не соответствуют лицензионным требованиям. В первой и второй группах РСМО материально-техническое состояние является удовлетворительным примерно в половине отделений, где были проведены ремонтные работы, и отделения были подготовлены к лицензированию. В отделениях из третьей группы материально-техническое состояние является крайне неудовлетворительным.

Существующие РСМО могут быть сохранены в структуре судебно-медицинской службы республики по решению глав администраций районов при улучшении материально-технической базы и решении социальных вопросов. При невыполнении лицензионных требований деятельность отделений может быть приостановлена, а они могут быть присоединены к близлежащим базовым отделениям.

Анализ материально-технического состояния и объема работы, выполняемо лабораторными подразделениями РБСМЭ, показал, что наиболее целесообразно выполнять исследования вещественных доказательств на базе лабораторий гг. Казани, Набережных Челнов и Альметьевска с разграничением зон обслуживания близлежащих к этим городам РСМО. Для этого необходимо усилить их материально-техническое обеспечение современным оборудованием, что позволит проводить все виды исследования.

Из всех видов лабораторных исследований, как показывает практика, наиболее востребованными являются гистологические методы исследования (в 62% случаев судебно-медицинских экспертиз трупов) и судебно-химические исследования на наличие алкоголя в биологических жидкостях (в 87,5% случаев). Данные виды исследования могут проводиться максимально приближенно к РСМО, например, на базе наиболее крупных судебно-медицинских отделений.

Таким образом, анализ деятельности судебно-медицинской службы РТ за 2006-2009 годы, с учетом кадровой обеспеченности и материально-технического состояния показал необходимость дальнейшей реорганизации структуры РБСМЭ МЗ РТ с целью оптимизации службы, улучшения качества проводимых судебно-медицинских экспертиз и сокращения сроков их производства.

На сегодняшний день целесообразным является реорганизация структуры судебно-медицинской службы следующим образом:

Перспективы развития структуры судебно-медицинской службы
Рис. 3. Перспективы развития структуры судебно-медицинской службы.

Прошедшее в 2009 году лицензирование подчеркнуло актуальность реструктуризации бюро.

За 2007-2008 годы по различным причинам, в числе которых неудовлетворительное материально-техническое и санитарно-гигиеническое состояние, а также отсутствие кадров, были закрыты 5 РСМО (Тетюшское, Бавлинское, Верхне-Услонское, Лаишевское и Сармановское). В 2009 году не смогли получить лицензию на осуществление своей деятельности еще 2 РСМО (Балтасинское и Рыбно-Слободское). Эти отделения были присоединены к близлежащим действующим отделениям.

Таким образом, в базовых отделениях с зоной обслуживания, включающей в себя несколько районов республики, в настоящее время трудится не по одному, а по несколько квалифицированных судебно-медицинских экспертов. Это позволяет более рационально распределять объем работы и организовывать проведение дополнительных лабораторных методов исследования, проводить планомерное эффективное обучение кадров.

Базовые судебно-медицинские отделения
Рис. 4. Базовые судебно-медицинские отделения с зоной обслуживания, включающей в себя несколько районов республики.

Укрупнение отделений позволяет также решить вопросы материально-технического обеспечения. Так, в гг. Набережные Челны, Альметьевске и Нижнекамске здания отделений переведены на баланс РБСМЭ, решен вопрос о передаче на баланс бюро здания Бугульминского судебно-медицинского отделения.

Мониторинг деятельности судебно-медицинской службы показывает, что рост числа проводимых судебно-медицинских экспертиз опережает рост кадровых ресурсов службы. Двукратный рост численности кадров службы произошел в 1995 г. с 169 до 352 штатных единиц экспертов. При этом поступающий рост числа исследований плавно продолжался независимо от имеющихся штатов и в последние годы он сохраняет свои темпы.

Высокую квалификацию кадров службы подтверждает факт наличия у большинства врачей судебно-медицинских экспертов и среднего медицинского персонала квалификационных категорий.

Таблица. Наличие квалификационных категорий у врачей судебно-медицинских экспертов в 2007-2009 гг.

Категории 2007 2008 2009
Высшая категория 37 42 52
1-я категория 36 39 17
2-я категория 18 14 18

Профессиональное обучение сотрудников судебно-медицинской службы является обязательным компонентом их усовершенствования. Периодически врачи судебно-медицинские эксперты обучаются на тематических циклах усовершенствования в базовых центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула и т.д. Другими формами повышения квалификации являются обучение на рабочем месте и обмен опытом.

С 1961 года на базе РБСМЭ проводятся научно-практические конференции врачей судебно-медицинских экспертов с участием представителей правоохранительных органов, судов, прокуратуры, а также врачей-клиницистов. Практика показала, что проведение ежегодных конференций способствует обмену опытом, знакомит с новыми методами, методиками работы, восполняет нехватку теоретических знаний путем подготовки и заслушивания докладов, имеющих научно-практическую направленность.

Среди причин, влияющих на снижение качества работы, одно из ведущих мест занимают проблемы бюджетного финансирования РБСМЭ МЗ РТ. Для восполнения дефицита бюджетного финансирования на базе бюро с 10.06.02 г. внедрена система предоставления платных медицинских услуг населению. Правовым основанием для проведения экспертиз и исследований на платной основе является ФЗ от 31.05.01 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В 2002 г. был разработан прейскурант, включающий 14 наименований услуг, согласованных с МЗ РТ, МВД РТ и Управлением судебного департамента РФ в РТ, утвержден план развития и начата активная работа по проведению маркетинговых мероприятий и исследованию рынка платных медицинских услуг.

На 01.01.2009 г. перечень платных медицинских услуг включал 46 наименования. Объем доходов, получаемых от оказания платных медицинских услуг населению на сегодняшний день составляет 4,9% от суммы консолидированного бюджета.

Рост доходов сотрудников благоприятно отразился на увеличении производительности труда, повышении его эффективности, рациональном использовании рабочего времени. Помимо выделения внебюджетных средств на оплату труда, значительная их часть была использована и на другие потребности бюро. Дополнительное внебюджетное финансирование деятельности судебно-медицинской службы РТ привело к улучшению материально-технической оснащенности подразделений, приобретению оргтехники и рабочего инвентаря, эффективному использованию имеющихся резервов, широкому внедрению современных технологий и дополнительных лабораторных исследований, что позволило повысить уровень экспертной работы.

Обобщая результаты проведенного анализа деятельности РБСМЭ, считаю, что мероприятия, направленные на улучшение качества судебно-медицинской деятельности и повышение профессиональной квалификации экспертов, должны включать в себя введение новых форм организации и управления судебно-медицинской службой, а также дальнейший поиск причин и факторов, прямо или косвенно влияющих на эффективность экспертных исследований.