Вы здесь

Комплексный подход к внедрению информационных технологий в работу судебно-медицинской службы РТ


Publication in electronic media: 12.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/369
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

Современные информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль в развитии всех сфер экономики и общества в целом. Стремительному развитию информатизации все больше способствуют глубокие качественные изменения в материально-технической базе сбора, обработки, трансформации, тиражирования и передачи информации, происходящие под воздействием научно-технической революции. Появление новейших мощных быстродействующих компьютеров, расширение баз данных, создание и деятельность информационно-вычислительных центров, расширение сети Интернет революционизировало сферу информатизации. Сегодня компьютер является основным инструментом в работе специалистов самых разных областей и специальностей.

Применение информационных технологий в экспертной деятельности является важнейшим направлением развития судебно-медицинской службы. Компьютеризация экспертных исследований позволяет значительно снизить затраты рабочего времени на производство экспертиз, выполнять их на качественно новом уровне.

Для обеспечения эффективного применения компьютерных информационных технологий с января 2002 года в бюро функционирует отдел АСУ, в функции которого входят: внедрение новых информационных технологий в практическую экспертную деятельность, техническое обслуживание компьютерной техники, разработка новых программных средств в области судебной медицины, сопровождение различных прикладных программных средств. В отделе АСУ регулярно проводятся консультации сотрудников бюро по различным вопросам обслуживания компьютерной техники, антивирусные мероприятия, проверка, тестирование и оптимизация компьютеров, диагностика неполадок и необходимый ремонт.

В настоящее время в РБСМЭ МЗ РТ эксплуатируется около 300 компьютеров. Компьютеры используются во всех без исключения структурных подразделениях бюро. Использование современных текстовых редакторов и цифровой фотографии позволяет быстро, качественно и наглядно оформлять экспертную документацию, а также документацию, регламентирующую деятельность структурного подразделения. Программы статистического учета позволяют вести учет выполненной работы, составлять аналитические справки по запросам МЗ РТ и правоохранительных органов за любой период времени и по любому статистическому параметру, а также систематизировать заключения экспертиз и акты исследований в единый электронный архив отделения.

Созданы две физически независимые локальные сети, объединяющие 14 рабочих мест в бухгалтерии и 46 рабочих станций в администрации, отделах АСУ, экспертиз трупов, потерпевших, обвиняемых и других лиц, кабинете цифровой фотографии физико-технического отделения. С помощью сетевых технологий оптимизирована работа отдела экспертиз трупов. Компьютеры установлены у секционных столов, что позволяет оперативно отражать ход вскрытия. В дальнейшем эксперт продолжает работу над экспертизой на своем рабочем месте, получив по сети все необходимые для этого данные. Это позволяет отказаться от традиционных видов носителей информации: дискет, флэш-дисков и т.д.

Сетевые технологии широко используются в работе отдела экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. С помощью сетевого программного средства «Амбулатория» полностью автоматизирована работа врача судебно-медицинского эксперта и среднего медицинского персонала по оформлению документации и ведению базы данных по всем экспертизам (исследованиям), выполняемым в отделе.

Проведена компьютеризация всех районных судебно-медицинских отделений, что значительно облегчило работу судебных медиков в районах республики. Для большинства районных отделений были приобретены ноутбуки, которые по ряду причин удобнее стационарных компьютеров в условиях эксплуатации в помещениях, не оборудованных охранной сигнализацией.

В настоящее время в экспертной практике используется более тридцати программных средств, часть из которых находится в процессе постоянного усовершенствования и модернизации. Поскольку стандартизированные программы по судебной медицине отсутствуют, и ни РМИАЦ РТ, осуществляющий информационную поддержку ЛПУ Республики Татарстан, ни РЦСМЭ не обеспечивают бюро судебно-медицинской экспертизы специальными программными средствами, разработку необходимого для бюро программного обеспечения отдел АСУ проводит собственными силами. Ведущим программистом С.А.Ершовым были разработаны такие программные продукты, как программы статистического учета для всех лабораторных подразделений бюро, сетевое программное обеспечение по цифровым фотографиям и т.д.

С постоянным использованием средств вычислительной техники проводится статистический анализ деятельности структурных подразделений и обобщение их результатов; ведется постоянный мониторинг случаев смертельных отравлений наркотическими и психотропными веществами по Республике Татарстан по кварталам, годам, с разбивкой по возрасту и полу. Проводится мониторинг случаев смертельных отравлений алкоголем и его суррогатами; случаев смерти детей и других социально значимых показателей. С 1995 года выпускаются информационно-аналитические сборники, где приводится ежегодный обобщенный анализ основных аспектов деятельности структурных подразделений судебно-медицинской службы РТ с использованием таблиц и графиков и применением отдельных видов статистического анализа и прогнозирования.

Лабораторные подразделения бюро оснащены приборно-компьютерными комплексами, позволяющими автоматизировать процесс исследования вещественных доказательств. Сопровождение программного обеспечения, поставля- емого и работающего в комплексе с высокотехнологическим оборудованием, является важной составляющей повседневной деятельности отдела АСУ, а своевременное отслеживание технических сбоев или программных ошибок в работе технических комплексов позволяет максимально эффективно использовать их потенциал.

Сегодня невозможно представить работу бухгалтера и сотрудника кадровой службы без компьютеров и профессиональных программ. Для эффективной работы бухгалтерии и кадровой службы бюро сейчас используются программные продукты, обеспечивающие бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с законодательством, учет основных средств и расчет амортизации, формирование налоговой, бухгалтерской и другой регламентированной отчетности в различные органы, расчет зарплаты, отпусков, больничных листов, назначение и перерасчет пенсии сотрудников и т.д. Используется поисково-правовая справочная система «Консультант-Плюс». В связи с частыми изменениями в законодательстве, а также введением новых форм отчетности необходимо постоянное сопровождение и регулярное обновление данных программных продуктов.

Интернет – наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена (поиск информации в сети, электронная почта). Благодаря его возможностям бюро активно взаимодействует с органами государственного управления, получает информацию об их деятельности, предоставляет отчеты в электронном виде. Закупки необходимого оборудования, расходных материалов, медикаментов и реактивов ведутся через электронные торги в Интернете в режиме «он-лайн». Бюро имеет сайт в Интернете www.sudmedrt.kgts.ru, где постоянно обновляется информация.

В 2008 году было осуществлено подключение РБСМЭ МЗ РТ к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан (ГИСТ РТ). В рамках данной программы было выполнено подключение к ГИСТ РТ с предоставлением выхода в Интернет районных (межрайонных) судебно-медицинских отделений, а также всех лабораторных отделений. Разработан «Порядок направления документов по электронной почте», регламентирующий обмен информацией по электронной почте между структурными подразделениями бюро, включая районные отделения. Это позволяет районным судебно-медицинским экспертам посредством электронных средств связи консультироваться по особо сложным случаям с опытными экспертами бюро – кураторами отделений и заведующими. Электронная почта предоставляет возможность оперативной доставки в районные отделения приказов по бюро, методических указаний, информационных писем и т.д. В отделе АСУ организовано отдельное рабочее место с выходом в Интернет, позволяющее любому врачу судебно-медицинскому эксперту воспользоваться ресурсами Интернета для поиска любой интересующей информации, необходимой для проведения экспертизы (исследования).

С 2008 года в отделе АСУ начато формирование единого электронного архива экспертиз (исследований) трупов по всей республике, что предоставляет возможность оперативного поиска информации по любой экспертизе, выполненной в республике, по запросам правоохранительных органов, а также осуществлять своевременный контроль за качеством и сроками проведения экспертиз в районных отделениях.

Одной из составляющих деятельности отдела АСУ является мультимедийное обеспечение конференций, совещаний, семинаров, лекций, общественных и праздничных мероприятий. В конференц-зале бюро смонтирована система проецирования изображений с экрана переносного компьютера на настенный экран и монитор телевизора, установлены микрофоны и комплект звукового оборудования. Отдел АСУ осуществляет помощь сотрудникам бюро в создании слайдовых презентаций, стендовых докладов, а также занимается компьютерным дизайном и версткой различных брошюр, статей в профильные научно-практические журналы, сборников научно-практических работ и т.д.

С 2008 года в отделе АСУ в рамках создания музея истории судебно-медицинской службы РТ была начата подготовка видеофильмов о наиболее значительных событиях в общественной и культурной жизни бюро. В фильмотеку вошли фильмы о строительстве третьего этажа бюро (2008), беседах с ветеранами судебно-медицинской службы РТ, составившие серию «Жизнь замечательного судебно-медицинского эксперта» (2008-2009), конференции (2009), документальный фильм о жизни Ю.П.Калинина (2009).

В настоящее время развитие информатизации бюро, как и многих других организаций различных отраслей и форм собственности, вышло на этап так называемой второй волны информатизации, когда разрозненные и разнообразные технические решения конца 90-х – начала 2000-х годов, сложившиеся историческим образом, заменяются на разработанные на базе концепций и стратегий развития взаимоувязанные централизованные решения. Наиболее востребованным решением является системный (единый) подход на всех стадиях – создания, поддержания и развития информационного пространства.

Стремительное развитие компьютерных технологий и связанный с ним рост сложности и объемов решаемых задач заставляют сделать вывод о том, что поддержать в неизменном виде (без развития и модернизации) введенную в эксплуатацию информационную систему невозможно. Эффективная и надежная работа бюро возможна лишь в рамках плановых мероприятий по поддержанию работоспособности, модернизации, своевременному вводу новых единиц техники и выводу из эксплуатации устаревших моделей.

Трех-четырехлетний срок службы компьютера является фактическим стандартом для корпоративного пользователя. На этот срок ориентирована и смена поколений компьютерной техники, и срок службы компонентов. При условии своевременного и грамотного проведения модернизации средств вычислительной техники этот срок может быть продлен примерно до пяти лет. После этого техника безнадежно устаревает, перестает отвечать уровню решаемых задач, не поддается дальнейшей модернизации из-за несовместимости новых комплектующих со старыми и в случае отказа – практически неремонтопригодна.

Внедрение цифровых технологий привело к значительному росту объемов цифровой информации, в виде макро- и микрофотографий, видеозаписей, рентгенограмм трупов, томограмм живых лиц, вещественных доказательств, мест происшествий, заключений экспертов, которые ежегодно могут занимать порядка нескольких терабайт памяти. Все это требует единой базы данных изображений и централизованной системы хранения информации.

В настоящее время все большее значение и актуальность приобретают проблемы защиты и безопасности информации, включающие в себя комплекс организационных и технических мер по защите баз данных как персональных данных, так и судебно-следственных.

Данные проблемы могут быть решены с помощью качественной модернизации локальной сети бюро: перестройки ее структуры, расширения количества рабочих станций, охватывающего все структурные подразделения бюро, с помощью перехода на технологию «тонких клиентов». Особенно актуально это для отдела экспертизы трупов, поскольку в условиях секционной весьма сложно обеспечить работоспособность традиционных компьютеров ввиду повышенной влажности и других неблагоприятных факторов.

Решение всех этих вопросов требует значительных финансовых средств и интеграции с осуществляемыми Минздравом РТ проектами информатизации здравоохранения.