В эту группу автомобильных происшествий отнесены случаи травмы водителей и пассажиров при столкновениях, которые сопровождались ударами в автомобили сбоку справа. К числу всех наблюдений этот тип столкновений составил 13,33%.
Боковые стенки кабин имеют небольшую трещину. Жесткость же кузова в поперечном направлении значительно меньше, чем в продольном [15]. Поэтому, при ударе в автомобиль в бок происходит максимальная деформация кузова с развитием, в сравнении с лобовыми столкновениями, «максимальных, но опасных для жизни замедлений» [48].
Среди столкнувшихся автомобилей производства завода ВАЗ (2101, 2103,21033, 2105,2106,21011,21013) оказалось 9, завода ГАЗ (21,24) – 11, завода УАЗ (452,469) - 4, завода АЗЛК (412,433,2140) - 4, ИЖ (2715) – 2, ЗАЗ (968 М) – 2. Объектами соударений явились легковые и грузовые автомобили (28 случаев), электровоз (1 случай) и придорожные препятствия (3 случая).
Скорость движения автомобилей перед столкновением была от 30 до 90 км/час. На столкнувшихся автомобилях внешние повреждения располагались справа. В большинстве случаев происходило выраженное нагибание кузовов по дуге влево.
Деформировались крыша и днище на уровне салона. Повреждались правые двери, правые стойки кузова, разбивались стекла дверей, ветровые и передние и задние. Причем, в силу инерции, осколки стекол левых дверей и заднего стекла падали в салон. Наиболее выраженная зона деформаций и повреждений в салоне отмечалась соответственно правым переднему и заднему сидениям.
При боковых правых столкновениях автомобилей исследолваны 32 водителя, 32 пассажиров П2, 5 пассажиров П3, 3 пассажира П4 и 9 пассажиров П5.
Т а б л и ц а 3.4.
Исходы травмы | В | П2 | П3 | П4 | П5 |
Остались в живых | 30 | 24 | 5 | 3 | 7 |
Погибли | 2 | 8 | - | - | 2 |
Всего | 32 | 32 | 5 | 3 | 9 |
При правых боковых столкновениях автомобилей случаи смерти среди пострадавших в кабине наблюдались у пассажиров П2 (25%) в 4 раза чаще, чем у водителей (6,25 %). В 9-ти случаях, в которых в кабине кроме водителя и пассажира П2были и пассажира П5, смертельные исходы имели место у 2-х пассажиров (22,2%). Эти данные указывают на наиболее высокую опасность для жизни пассажиров П2 и П5. Среди пассажиров П3 и П4 погибших не было.
Из 32 случаев правых боковых столкновений автомобилей в 30 степень травмирования пассажиров П2 превышала степень травмирования водителей на 1-12 ступеней и только в 2-х случаях степень травмирования и у водителей и у пассажиров оказалась на одинаково минимально низком уровне.
При оценке различия совокупности величин с помощью критерия Вилкоксона установлено существенное превалирование степени травмирования пассажиров П2 над водителями (p<1%). Также выявляется существенность различия между совокупностями величин степени травмирования сопряженных пар водителей и пассажиров П5, выражающаяся в превалировании величин у пассажиров П5 (p<5%). Не выявлено существенного различия между степенью травмирования сопряженных пар водителей и пассажиров П2 и П3, а также пассажиров П2 и пассажиров, располагавшихся на заднем сидении.
При правых боковых столкновениях из 32 случаев в 30 у пассажиров П2 повреждения мягких тканей, костной системы и внутренних органов носили более распространенный характер, чем у водителей. В двух случаях количество травмированных областей у них было одинаковым, но все же, в каждом из этих случаев более распространенной оказалась травма внутренних органов и костного аппарата у пассажиров П2 При оценке по критерию Вилкоксона и различие существенно (p<1%).
В сопряженных парах травмирования водителей и пассажиров П5 распространенность травм у последних оказалась существенно выше, чем у водителей (p=1%). Не выявлено существенного различия между совокупностями величин распространенности травмы в сопряженных парах травмирования водителей и пассажиров П2 и П5.
При правых боковых столкновениях у водителей и пассажиров переднего сидения повреждения мягких покровов тела (ссадины, кровоподтеки, резаные и ушибленные раны) располагались на правых боковых и передне-наружных поверхностях головы, груди и правых бедрах, передней области правого колена, передних областях обеих голеней, на наружной поверхности правого плеча. Кроме того, у пассажиров П2 повреждения мягких покровов обнаруживались на правой боковой поверхности шеи, живота, в задней области правой голени, на левом предплечье. У этих пассажиров, в отличие от водителей, ссадины, кровоподтеки, ушибленные и резаные раны в каждом случаи были многочисленнее и обширнее, что предопределялось непосредственной близостью пассажиров П2 к месту удара автомобиля с внешним объектом.
У пассажиров П2 в волосистой части головы, на правой боковой поверхности лица, шеи в правой дельтовидной области, на наружной поверхности правого плеча, тыле левого предплечья обнаруживались многочисленныерезаные раны от осколков стекла. У водителей такие раны, ввиду большей удаленности от места соударения, были единичные, располагались на правой боковой поверхности головы. Разрушающимися частями правой стенки салона пассажирам П2 причинялись многочисленные ссадины, ушибленные раны. В связи с деформацией кабины и правых стоек, у пассажиров П2 на наружной поверхности правого плеча, на груди возникали следы контакта с частями внутренней поверхности дверцы, средней стойки в виде ссадин и кровоподтеков.
В некоторых случаях тело пассажира П2 на уровне туловища придавливалось к спинке сидения, на котором размещался пассажир П2, или к правому краю сидения водителя с образованием повреждений у пассажира на противоположной левой боковой и задней поверхности тела в виде очаговых кровоизлияний в мягкие ткани, в отдельных случаях с их отслойкой.
У пассажиров, размещавшихся в легковом автомобиле на заднем сидении, резаные раны причинялись не только осколками стекол правых дверей со стороны удара, но и влетевшими по инерции в салон осколками разбившихся заднего стекла и стекла левой задней дверцы. Поэтому резаные раны обнаружены у пассажиров П3 - П5 не только на правой боковой поверхности головы, но и в затылочной области, на лице слева и на тыле левой кисти (П4).
Преимущественное размещение контактных повреждений – ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран, у водителей и пассажиров на правой боковой поверхности тела определяется правосторонним направлением линии удара при данном виде столкновений. В отдельных случаях при разрушении левых и заднего стекол салона, повреждения от их осколков могут располагаться у пострадавших на задней и левой боковой поверхности головы.
При оценке различия в степени распространенности повреждений тканей у водителей и пассажиров П2 – П5 по критерию Вилкоксона выявлена существенность различия в совокупностях величин в сопряженных парах травмирования водителей и пассажиров П2 , и водителей и пассажиров П5 с превалированием распространенности у пассажиров (p<1%).
В случаях правых боковых столкновений наиболее распространенной травма скелета была у пассажиров переднего сидения. У них , как и у водителей, наблюдались переломы лицевого скелета и мозгового черепа, ребер, нижних конечностей; кроме того, были отмечены не встречающиеся у водителей переломы грудины, верхнего плечевого пояса – обеих ключиц, левой плечевой кости, костей таза. Переломы черепа, грудной клетки обнаруживались чаще и, как правило, носили более массивный характер. У пассажиров П2, в отличии от водителей, наблюдались вдавленный оскольчатый перелом свода черепа, полный перелом грудного отдела позвоночника, множественные переломы ребер с резкой деформацией грудной клетки, множественные переломы таза, в том числе оскольчатый перелом крыла правой подвздошной кости, прямой оскольчатый перелом правой бедренной кости.
У пассажиров П5 были обнаружены диагональный перелом таза и оскольчатый перелом правой ключицы. У водителя т остальных пассажиров в этом случае ДТП повреждений скелета не было, что было связано со столкновением автомобиля на уровне правой задней дверцы и преимущественным травматическим воздействием на тело пассажира П5. При оценке с помощью критерия Вилкоксона различия совокупностей величин распространенности переломов костей у водителей и пассажиров П5, П5 выявлено превалирование распространенности переломов у пассажиров П2, П5 (p<1%, p=5%).
Повреждения внутренних органов при правых боковых столкновениях были отмечены у водителей, пассажиров П2 и П5. У остальных пассажиров повреждений внутренних органов не наблюдалось. В отличие от водителей у пассажиров П2 при этом виде столкновений, повреждения внутренних органов носили более распространенный и тяжелый характер. У них чаще возникала черепно-мозговая травма, зоны ушиба мозговой ткани были обширнее. Только у пассажиров П2 наблюдались обширные разрывы легочной ткани с размозжением. В одном случае у пассажира П2 была разрушена правая половина грудной клетки и поврежденные органы были перемещены из правой в левую плевральную полость. Только у пассажира П2 отмечены разрывы сердца, полные разрывы аорты, спинного мозга, размозжение правой доли печени.
Повреждения органов у водителей были менее значительными и выражались в образовании небольших разрывов правого легкого, правой доли печени и правой почки в области ворот, разрывов интимы аорты, очаговых кровоизлияний под эпикард.
Таким образом, при правых боковых столкновениях автомобилей наиболее часто повреждения внутренних органов наблюдались у пассажиров П2, они были более обширными и распространенными, чем у водителей (p<1%). Существенного различия в распространенности повреждений внутренних органов в сопряженных парах травмирования водителей и пассажиров П5, по критерию Вилкоксона, не выявлено.
Исследование одежды 2-х водителей и 6-ти пассажиров П2, 1-го пассажира П5 производилось после 7-ми автомобильных происшествий. Во всех этих случаях на предметах одежды пассажиров П2 в 2-х случаях на одежде водителей обнаруживались осколки стекла, кроме того, на верхней одежде одного пассажира П2 были обнаружены кусочки отслоившейся автомобильной краски. Повреждения от осколков стекла наблюдались только на одеже пассажиров П2. Эти повреждения были многочисленными, располагались на переде одежды, на уровне груди, и проникали через все слои до кожных покровов.
Разрывы по швам от перерастяжения ткани были отмечены только на одежде пассажиров П2 и П5, изолированные углообразные разрывы – на одежде одного пассажира П2 и водителя. В одном случае, у пассажира П2, женщины, в результате сдавления тела, от перерастяжения ткани произошли разрывы бретель бюстгальтера.
Повреждения обуви отмечены только у двух пассажиров П2. В одном случае от скольжения по поверхности пола на подошве и каблуке правого ботинка образовалась поверхностная потертость с поперечной ориентацией полос. В другом – от смещения пола под ногами пассажира П2 в результате деформации кабины, произошло отслоение подошвы левого сапога по внутреннему краю.
Таким образом, при правых боковых столкновениях, повреждения на одежде у пассажиров переднего сидения и заднего сидения справа были более многочисленными и обширными, чем на одежде у водителей. Эти повреждения возникали от осколков стекла, перерастяжения ткани вследствие деформации тел пассажиров и контактного воздействия деформирующихся и разрушающих частей кабины.