Вы здесь

Введение

Актуальность проблемы

В современном мире интенсивное развитие автомобильного транспорта сопровождается неуклонным ростом травматизма [145, 175].

При расследовании автомобильных происшествий, среди многих возникающих вопросов, важное значение имеет установление лица, управляющего автомобилем [38,47,70,72,103,126,135,136,144,146,149].

В тех случаях, когда водитель не установлен следствием, вопрос о лице, управлявшем автомобилем, становится на разрешение комплексной судебно-медицинской автотехнической экспертизы [52].

Сложность проведения этих экспертиз определяется отсутствием научно-разработанных методов оценки и сопоставления судебно-медицинских и автотехнических данных исследования людей, пострадавших в кабине, и поврежденного автомобиля. Имеющиеся в распоряжении экспертов рекомендации об установлении лица, управлявшего автомобилем, на основании обнаружении специфических для водителя повреждений [13] могут быть использованы лишь в случаях фронтальных столкновений автомобилей с препятствиями и не приемлемы для других типов автомобильных происшествий [205].

Предлагаемый поиск судебно-медицинских критериев, сопоставимых с автотехническими при определении мест расположения пострадавших в кабине, основан на данных секционных исследований, предполагает наличие у пострадавших множества повреждений, в том числе содержащих выраженную трасологическую информацию [1,163] и не дает рекомендаций для многих, встречающихся в практике случаев, когда у части пострадавших в кабине лиц телесные повреждения малочисленны и они не содержат трасологической информации. Необходимость выявления новых судебно-медицинских критериев оценки травмы водителей и пассажиров в кабине при различных вариантах столкновений автомобилей с внешними объектами, сопоставимых с автотехническими данными об автомобиле и позволяющих устанавливать места размещения людей в кабине автомобиля при автомобильных происшествиях, и определило цель работы: выявить и обосновать целесообразность использования критериев судебно-медицинской оценки объема травмы людей в кабине для установления мест их расположения при основных типах столкновений легкого автомобиля с внешним объектом.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Установить параметры объема травмы людей в кабине автомобиля и количественные критерии их оценки.
  2. Изучить влияние условий дорожно-транспортного происшествия, сопровождающегося столкновением автомобиля с внешним объектом, на параметры объема травмы у водителей и пассажиров.
  3. Выявить соотношение параметров объема травмы у водителя и пассажиров и показателей травмоопасности мест в кабине при различных вариантах столкновения автомобиля с внешним объектом.
  4. Разработать методику определения мест расположения людей, находившихся в кабине в момент столкновения автомобиля с внешним объектом.

Научная новизна

  1. Определены объективные показатели объема травмы пострадавших в кабине при столкновениях автомобиля с внешним объектом и количественные критерии их оценки.
  2. Показано влияние условий дорожно-транспортных происшествий, сопровождавшихся столкновением автомобиля с внешним объектом, на объем травмы у водителя и пассажиров.
  3. Выявлено соотношение количественных параметров объема травмы у водителя и пассажиров с показателями травмоопасности мест в кабине при различных вариантах столкновения автомобилей с внешними объектами.
  4. Обоснована методика определения мест расположения людей в кабине в момент столкновения автомобиля с внешним объектом.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные данные о сопоставимости параметров объема травмы водителя и пассажиров, полученной в кабине при столкновении автомобиля с внешним объектом, с показателями травмоопасности мест в кабине столкнувшегося автомобиля, позволяют в рамках комплексной судебно-медицинской автотехнической экспертизы определить месторасположение людей в кабине при различных вариантах столкновения автомобилей с внешними объектами.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Обоснование использования объема травмы и количественных критериев оценки ее параметров в качестве дифференцирующих признаков при определении мест расположения людей в кабине автомобиля.
  2. Характеристика условий дорожно-транспортных происшествий, сопровождавшихся столкновением автомобиля с внешним объектом, влияющим на параметры объема травмы у водителей и пассажиров.
  3. Сопоставимость параметров объема травмы у водителя и пассажиров и показателей травмоопасности смет в кабине при различных вариантах столкновения автомобиля с внешним объектом.
  4. Обоснование методики определения мест расположения людей в кабине в момент столкновения автомобиля с внешним объектом.

Апробация работы

Основные положения диссертации доложены на научно-практической конференции Центральной судебно-медицинской лаборатории МО СССР (1985), на пленарных заседаниях Киевского научного общества судебных медиков (1987, 1989), научно-практической конференции медицинской службы ККВО (1988), совещании начальников областных бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ УССР (1989), на кафедре судебной медицины Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (1989).

Публикации: По теме диссертации опубликованы 15 научных статей

  1. Дебой Н.Н. Особенности травмы водителей и пассажиров в кабине автомобиля при дорожно-транспортных происшествиях // МЗ УССР 1 съезд судебных медиков УССР. – Киев, 1987. - С. 52-83
  2. Дебой Н.Н. Объем травмы водителей и пассажиров при различных типах столкновений автомобилей // Актуальные вопросы интенсификации лечебно-диагностического процесса в частях и лечебных учреждениях КВО. Тезисы докладов. - 1988. С. 23-24.
  3. Дебой Н.Н. Особенности механизма повреждений от ремней безопасности у водителей и пассажиров // Актуальные вопросы интенсификации лечебно-диагностического процесса в частях и лечебных учреждениях КВО. Тезисы докладов. – Киев, 1988. - С. 24.
  4. Дебой Н.Н. К механизму возникновения повреждений у находящихся в салоне потерпевших при основных типах столкновений автомобиля // Криминалистика и судебная экспертиза - Вып. 36. - Киев, 1988. - С. 112-116.
  5. Дебой Н.Н. Значение повреждений от ремней безопасности для установления места размещения пострадавших в кабине автомобиля // Криминалистика и судебная экспертиза - Вып. 38. – Киев, 1989. - С. 115-117.
  6. Дебой Н.Н. Установление по объему травмы места размещения пострадавших в кабине при столкновении автомобилей // Криминалистика и судебная экспертиза - Вып. 39. – Киев, 1989. - С. 91-94.
  7. Дебой Н.Н. Особенности повреждений автомобилей и находящихся в салоне пострадавших в зависимости от типа столкновения // Криминалистика и судебная экспертиза. - Вып. 40. – Киев, 1990. - С. 74-79.
  8. Дебой Н.Н. Особенности повреждений одежды и обуви водителей и пассажиров при столкновении автомобилей // Криминалистическая и судебная экспертиза - Вып. 41. - Киев, 1991. - С. 97-100.
  9. Дебой Н.Н. О сопоставлении судебно-медицинских и автотехнических данных при установлении мест расположения пострадавших в кабине автомобиля при столкновении // Криминалистика и судебная экспертиза - Вып. 42. – Киев, 1991. - С. 124-126.
  10. Дебой Н.Н. Сравнительная характеристика травмы водителей и пассажиров при опрокидывании автомобилей // Криминалистика и судебная экспертиза - Вып. 43. – Киев, 1991. - С. 124-126.
  11. Дебой Н.Н. Возможности ситуационной экспертизы в случаях установления лица, управлявшего автомобилем при дорожно-транспортных происшествиях // Вопросы судебной медицины, медицинского права и криминалистики. – Самара, 1999. - С. 30-32.
  12. Дебой Н.Н. Объем повреждений – как групповой (общий) признак при идентификации тупого травмирующего предмета. - Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской науки и практики // Материалы V1 Всеросийского съезда судебных медиков, посвященного 30-летию всероссийского общества судебных медиков. Москава-Тюмень. – 2005. – С. 80-81.
  13. Дебой Н.Н. Об информативности материалов, представляемых для экспертного установления лица, управлявшего автомобилем. // Вопросы судебной медицины, медицинского права и биоэтики: сборник научных трудов [Текст] / под редакцией А.П. Ардашкина, В.В. Сергеева. – Самара: Кредо, 2008. – С. 28-34.
  14. Дебой Н.Н. К методике установления водителя при дорожно-транспортном происшествии // Современные проблемы применения новых медико-криминалистических технологий в расследовании преступлений против личности. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень. 2008. - С.34-36.
  15. Дебой Н.Н., Балашова В.В. К характеристике материалов, направляемых на медико-криминалистическую экспертизу, в случаях установления водителя при дорожно-транспортных происшествиях. // Вопросы судебной медицины, медицинского права и биоэтики: сборник научных трудов [Текст] / под редакцией А.П. Ардашкина, В.В. Сергеева. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – С. 22-24.

Практическое применение

По материалам выполненной работы разработаны методические рекомендации [Установление лица, управлявшего автомобилем по данным судебно-медицинской экспертизы (методические рекомендации) – Киев: МЗ УССР Республиканский центр научной медицинской информации, 1991. 10 с.], внедрено рационализаторское предложение. Результаты использованы в практике Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ УССР, ряда ОСМЛ МО СССР.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. В работе 8 таблиц и 77 рисунков. Список литературы включает 211 источников (181 отечественных и 30 иностранных). Текст диссертации изложен на 119 страницах и 71 страницу занимают таблицы, схемы, фотоиллюстрации и список литературы.

Читать далее раздел "Глава 1. Обзор литературы 1.1. Судебно-медицинские аспекты установления места расположения пострадавших в кабине автомобиля"⇒