Вы здесь

Материал и методика исследования


Глава 2.

Материал и методика исследования

Для получения сравнительных характеристик травмы пострадавших в кабине автомобиля, в зависимости от мест расположения, изучено 651 заключение судебно-медицинских экспертиз, относящихся к 240 случаям автомобильных происшествий, при которых в кабине водителя находились один или несколько пассажиров, располагавшихся на различных местах. 153 заключения относятся к судебно-медицинским исследованиям трупов, 498 – к исследованию живых лиц.

В собственные наблюдения вошли экспертизы 60 живых лиц и 33 трупов (таблица 2.1).

Т а б л и ц а 2.1. Количественное расследование исследованных водителей и пассажиров в зависимости от мест размещения

Наблюдения В П2 П3 П4 П5 Всего
Собственные 34 30 9 10 10 93
Архивные 206 197 64 34 57 558
Итого 240 227 73 44 67 651

Примечание: В – водитель, П2 – пассажир переднего сидения, П3 – пассажир заднего сидения слева, П4 – пассажир заднего сидения в середи не, П5 – пассажир заднего сидения справа.

Т а б л и ц а 2.2. Распределение пострадавших водителей и пассажиров по полу и возрасту

до 20 лет 21-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет Старше 60 лет Всего
Мужчины 53 179 128 101 29 8 498
Женщины 20 47 39 28 12 7 153
Итого 73 226 167 129 41 15 651

Для выяснения обстоятельств автомобильных происшествий – определения типа столкновения автомобиля с внешним объектом, а также определения мест расположения пострадавших в кабине, изучался сопроводительный материал к постановлениям о назначении судебно-медицинских экспертиз и материалы уголовных дел – протоколы осмотра и схемы ДТП, протоколы осмотра и проверки технического состояния автомобилей, протоколы допросов пострадавших и свидетелей. Изучались лишь те случаи автомобильных происшествий, когда в кабине, кроме водителя, находились один или еще несколько пассажиров.

Для уточнения характера травмы у пострадавших водителей и пассажиров изучались медицинские документы – истории болезни, амбулаторные карты, журналы учета амбулаторной хирургической помощи, рентгенограммы.

Исследование трупов лиц, погибших в автомобильных катастрофах, производилось по общепринятой методике.

Одежда и обувь осматривалась до снятия ее с трупа. Отмечалось наличие посторонних наложений – осколков стекла, крови, грунта, наличие и характер повреждений на одежде и обуви. Осмотр проводился в ярких направлениях, косо падающих и скользящих лучах электрического света. Отдельные наложения и повреждения осматривались с помощью лупы (3-х кратное увеличение). Отмечалось распространенность повреждений и наложений. Определялось пространственное соответствие повреждений на одежде повреждениям на кожных покровах. Предметы одежды и обуви снимались с осторожностью, в целях сохранения наложений, просушивались в комнатных условиях и исследовались в лабораторных условиях. Наружное исследование трупов проводилось с описанием повреждений и наложений на кожных покровах методом словесной фотографии с указанием анатомической и двухмерной метрической локализации. Учитывая специфическую позу пострадавших в кабине автомобиля, кроме измерения длины трупа, после разрешения трупного окоченения проводились антропометрические измерения тела в позе, соответствующей положению сидя, с определением параметров, используемых в антропометрии [36], а также в области «пассивной безопасности» [117].

Внутреннее исследование трупов производилось с обязательным вскрытием 3-х полостей и позвоночного канала, а также с применением дополнительных разрезов с широкой отсепаровкой мягких тканей на голове, шее, туловище и конечностях [71,72,88,122].

Характер травмы отдельных областей, органов и отдельных частей скелета оценивал при изучении повреждений различных тканей на месте путем послойного препарирования мягких тканей, затем после извлечения поврежденных органов, частей скелета, в лабораторных условиях, с использованием рекомендуемых методик исследования и извлечения частей скелета, органов, их фиксации, дальнейшего исследования и документирования результатов исследования [68,85,143,150,152,181].

В лабораторных условиях изготовлены препараты головного мозга 8, спинного мозга – 3, сердца – 3, аорты – 3, шейного отдела позвоночник – 3, подъязычной кости – 2, грудины – 7, ребер – 71, костей таза – 1, бедренной кости – 7, большеберцовых – 8, малоберцовых – 8, таранной – 1, пяточной 2, ключицы – 2, плечевой – 3, локтевой – 2, лучевой – 2, пястной – 1.

В 16 случаях проводилось гистологическое исследование кусочков внутренних органов, в 3-х - микрофотографирование гистологических препаратов с помощью микроскопа «Ампливал».

Исследование одежды и обуви в лабораторных условиях проводилось в соответствии с рекомендациями для выявления характеристик наложений и повреждений при автомобильной травме [2,3,17,32,44-46,66,67,93,141,144,145,171,180]. В лаборатории использовались визуальный, с применением цветных оптических стекол, метрические, микроскопические методы (МБС-2, -9), исследование в отраженных инфракрасных (рельеф – 4), в ультрафиолетовых лучах (РЛК, тип Л-80).

При трасологических исследованиях применялся прибор оптического наложения ПОН-2. В одном случае природа наложений определялись методом инфракрасной спектроскопии (specord 75 jr), в 2-х – биологическими и цитологическими методами. За исключением вышеуказанного спектрального исследования в ИК-зоне, все остальные методы исследования, включая методы фотографической документации, проведены в условиях и с использованием табельного оборудования и приборов, которыми укомплектована судебно-медицинская лаборатория.

В собственных наблюдениях произведен осмотр 25 автомобилей, изучено 48 протоколов осмотра технического состояния различных марок легковых автомобилей, 5 заключений автотехнических и криминалистических экспертиз. Совместно со специалистом автотехником определялось травмоопасность каждого места в салоне на основании выявления совокупности данных о локализации участка соударения автомобиля с внешним объектом, направлении линии удара, о наличии и размещении деформации и разрушений частей и деталей оснащения салона от воздействия внешнего объекта и повреждений от контакта с телами людей, размещавшихся на сидениях, а также данных о конструктивных особенностях кабины автомобиля, о насыщенности травмирующими объектами разных мест в салоне с учетом их размещения и демпфирующих свойств.

Анализ материала производился раздельно после распределения всех случаев по пяти типам столкновений легковых автомобилей: в прямом встречном направлении, встречном направлении под углом справа, встречном направлении под углом слева, в перекрестном направлении с ударом справа, в перекрестном направлении с ударом слева, Случаи столкновения автомобилей в попутном направлении при ударе в автомобиль сзади не анализировались.

Проведен математический анализ частоты смертельных исходов среди водителей и каждого из пассажиров. Различие в травмировании водителей и пассажиров определялось с помощью оценки параметров объема травмы: распространенности повреждений по областям тела и степени травмирования всего тела.

Сравнительная оценка распространенности повреждений у водителей и пассажиров переднего сидения, заднего сидения слева, заднего сидения в середине и заднего сидения справа производилась с учетом распределения повреждений по 13 областям левой и правой половины тела: голова (1), шея (2), грудь (3), живот и поясничная область (4), таз (5), бедро (6), колено (7), голень (8), стопа (9), плечо (10), локоть (11), предплечье (12), кисть (13) с подразделением на повреждения кожных покровов и подлежащих мягких тканей, костного аппарата, внутренних органов. Распространенность повреждений выражалась количественно по числу вовлеченных в травму частей тела.

Рис. 2.1. Области тела (1-13), учитываемые при количественной оценке распространённости повреждений мягких тканей, костного аппарата и внутренних органов.

Степень травмирования водителей и каждого из пассажиров выражалась количественно в балах, соответственно 15 ступенчатой градации всех повреждений (таблица 2,3), обнаруженных у пострадавших и сгруппированных с ориентацией на данные о пороговых величинах сил травмирования различных тканей тела человека при механических воздействиях [92] и на данные о величине работы силы, относящиеся у случаям непосредственного воздействия частей движущегося автомобиля на тело пострадавшего [156]. При этом использованные авторами устаревшие единицы измерений травмирующих сил применялись лишь для ориентации при группировки различных по морфологической тяжести повреждений.

Т а б л и ц а 2.3.
Распределение по группам повреждений при травме в кабине
и их количественная оценка.

Характеристика повреждений Пороговые величины травмирующих сил в кгс.м (по В.К. Стешицу)х) Количественная оценка повреждений
- нет повреждений -  
  1. ссадины, поверхностные ушибленные раны
  2. ограниченные кровоизлияния в мягкие ткани
2,8-5,8
5,8
1
  1. перелом костей носа
  2. сотрясение головного мозга
  3. ограниченный разрыв диафрагмальной поверхности правой доли печени, поверхностный разрыв селезенки, ограниченный разрыв
    мышц
5,9
5,9-7,5
6.3
2
  1. растяжение и разрывы связок шейного отдела позвоночника, разрыв межпозвонкового диска
  2. разрыв внутренней боковой связки коленного сустава
  3. ограниченное кровоизлияние в брыжейку тонких кишок
  4. субарахноидальное кровоизлияние
  5. обширное кровоизлияние в мягкие ткани
6-14
7,4
11,3
13,5
18,1
2
  1. перелом 1 ребра, фаланги
  2. перелом ключицы, ограниченный разрыв печени между долями
  3. изолированная трещина теменной кости, височной, скуловой, нижней челюсти
  4. поперечный перелом грудины
  5. трещина затылочной кости, переходящая в заднюю черепную ямку с пересечением пирамидки
  6. ушиб головного мозга со стороны удара
  7. трещина лобной кости
  8. односторонний перелом одной из костей переднего отдела тазового кольца без смещения отломков
21,3
21,3
23,8
24,4
25-35
29,2
30,4
31,9
3
  1. глубокий разрыв выпуклой поверхности селезенки
  2. трещина височной кости, переходящая на турецкое седло
  3. перелом двух ребер
  4. перелом ключицы и первых 2-3 ребер
  5. разрывы связок между отдельными грудными позвонками и межпозвонкового диска
  6. переломы 2-3 ребер по одной линии с разрывом почки или селезенки
  7. трещина подвздошной кости
  8. вывих в голеностопном суставе
  9. компрессионный перелом отдельных грудных позвонков
41,3
41,6
49,6
49,6
54,9
55
55,7
56,5
57,6
4
  1. перелом 2-х остистых отростков грудных позвонков
  2. поперечный перелом большеберцовой кости
  3. поперечный перелом плечевой кости
  4. ограниченный оскольчатый перелом свода черепа с трещинами на прилегающие кости свода и основания черепа, ушиб головного мозга на противоположной стороне
  5. вывих головки плечевой кости
  6. оскольчатый перелом плечевой кости
  7. оскольчатый перелом обеих костей предплечья
58
58-65
62,2
62,5
63,7
67,1
77,8
5
  1. перелом 3-8 ребер
  2. оскольчатый перелом височной кости с трещинами на всем протяжении средней черепной ямки
  3. перелом костей переднего отдела тазового кольца на стороне удара
  4. поперечный перелом обеих костей голени
  5. вдавленный перелом затылочной кости с трещиной, проходящей в заднюю черепную ямку
  6. переломы отростков поясничных позвонков
  7. перелом бедренной кости, разрыв крестцово-подвздошного сочленения
  8. оскольчатый перелом лопатки в месте удара
81
81
89,4
92
94,5
95
95,2
98
6
  1. поперечный перелом нижней трети бедренной кости
  2. односторонний перелом костей переднего отдела тазового кольца со смещением отломков, с размозжением правой доли печени
  3. переломы 4-5 ребер с отрывом сердца
  4. переломы до 9 ребер по одной линии
  5. разрыв лонного сочленения с переломами седалищной или подвздошной костей
  6. поперечный перелом между 4 и 5 крестцовыми позвонками со смещением отломков
  7. переломы 9-12 ребер с разрывом почки в области ворот
100,7
100,8
105,0
107
113,2
121,1
135,8
7
  1. вывих в тазобедренном суставе
  2. перелом подвздошной кости
  3. перелом позвоночника в поясничном отделе
141,2
148,0
152
8
  1. вдавленный перелом затылочной кости с трещинами на свод и основание черепа, субдуральная гематома и ушиб головного мозга на стороне удара, субарахноидальное кровоизлияние в области подкорковых узлов
  2. поперечный перелом лопатки в сочетании с переломами 4-5 ребер
156
180
9
  1. переломы остистых отростков 3-х грудных позвонков, перелом лопатки в сочетании с переломом затылочной кости
181 10
  1. разрывы обоих крестцово–подвздошных сочленений и односторонние переломы костей переднего отдела таза
  2. отлом крыла подвздошной кости
  3. перелом грудины, ребер по средне-ключичной линиям с разрывами диафрагмальной поверхности печени
  4. разрывы связочного аппарата и межпозвонковых дисков между несколькими позвонками в грудном отделе
200
206
214,3
230
11
  1. множественные переломы ребер с отрывом почки от сосудистой ножки
  2. двусторонние разрывы крестцово-подвздошных сочленений с переломами костей переднего отдела таза и 8 и 9 ребер
262,8
287,7
12
  1. оскольчатый перелом плечевой кости в сочетании с переломами шейки бедра и крыла подвздошной кости
  2. двусторонние переломы 3-5 ребер в сочетании с переломом грудины, купола диафрагмы
  3. размозжение мышц с поперечным переломом бедренной кости
  4. оскольчатый перелом костей черепа с вдавлением отломков и повреждением вещества мозга
  5. субдуральные разрывы легкого
  6. разрывы тонких кишок и брыжейки в сочетании с переломами костей конечностей
316
316
341,4
400,3
419,5
433
13
  1. переломы позвоночника в сочетании с множественными переломами ребер и разрывами аорты
  2. разрыв атланто-окципитального сочленения и разрыв аорты
  3. вдавленный перелом лобной или затылочной кости с трещинами свода и основания черепа на протяжении трех ямок, крупноочаговые кровоизлияния в стволовой части головного мозга, обширные ушибы мозга в месте противоудара
  4. компрессионный перелом поясничных позвонков в сочетании с переломами 5 ребер, перелом грудины, разрывы легких, отрыв почки или селезенки
  5. открытые переломы костей предплечья на одном уровне с множественными переломами костей туловища и головы
465
365
491
595,4
750
14
  1. двусторонние переломы 8-10 ребер в сочетании с оскольчатыми переломами лопатки, разрывами крестцово-подвздошных и лонного сочленения, отрыв почки от сосудистой ножки или обширный разрыв печени
  2. множественные двусторонние переломы ребер с отрывом сердца, разрывами легких, размозжением печени
  3. лоскутная рана и крупно оскольчатый перелом костей свода черепа с разрушением головного мозга
  4. разрывы связок и межпозвонковых дисков с размозжением спинного мозга на уровне грудных позвонков с размозжением спинного мозга
  5. разрывы обоих крестцово-подвздошных, лонного сочленений в сочетании с переломами костей таза и расхождением отломков, разрушение частей тела
791
800,2
809
863
1180,6
15

Х) Для перевода в систему СИ указанные величины х 9,80665 Н.

Степень травмирования пострадавших при автомобильных происшествиях оценивалась по совокупности максимально выраженных повреждений с присвоением им соответствующего порогового балльного значения.

Получаемые числовые значения распространенности повреждений и степени травмирования водителей и пассажиров по каждому дорожно-транспортному происшествию вносились в свободные таблицы и сравнивались между собой. Оценка достоверности различия количественных показателей распространенности и степени травмирования сопряженных пар наблюдений травм водителей и пассажиров определялись с помощью критерия Вилкоксона [80].

Читать далее раздел "Глава 3. 3.1. Встречные прямые столкновения"⇒