Результаты комплексного изучения случаев сопряженного травмирования водителей и пассажиров в кабине при основных типах столкновения автомобилей с внешними объектами позволяют сделать следующие рекомендации:
1. Установление лица, управляющего автомобилем, производить на основании сопоставимости данных дифференциальной оценки судебно-медицинской экспертизы всех лиц, находившихся в кабине, физико-технического исследования их одежды и обуви, с данными автотехнического и трасологического исследований автомобиля.
2. Ход сопоставления целесообразно проводить в два этапа.
На первом этапе сопоставляются с одной стороны судебно-медицинские данные об объеме травм у каждого из лиц, находившихся в автомобиле (живые лица, трупы), численность и распространенность повреждений на одежде и обуви, отложившихся на них осколков стекол, с другой стороны – автотехнические и трасологические данные о травмоопасности каждого из мест в салоне столкнувшегося автомобиля.
Параметры объема травмы – степень травмирования, распространенность травмы по областям (частям) тела, распространенность повреждений мягких тканей, переломов костей и повреждений внутренних органов для наглядности сравнения целесообразно выражать количественно, используя предлагаемые методы: степень травмирования – в баллах, в соответствии с 15-ступеньчатой градацией повреждений, характерных для травмы внутри кабины; степень распространенности – в числах, соответствующих количеству вовлеченных в травму областей тела, раздельного условно на 13 частей.
Различия в тавмоопасности мест в салоне столкнувшегося автомобиля устанавливается совместным его исследованием всеми участвующими в комплексной экспертизе специалистами – автотехником, трасологом и судебным медиком. Травмоопасность каждого из мест в салоне определяется типом столкновения автомобиля с внешним объектом (размещением участка соударения, направлением линии удара). Удаленностью места от участка соударения, насыщенностью места травмирующими объектами с учетом направления линии удара, демпфирующих свойств и конструктивных особенностей частей и деталей оснащения салона.
При совместном осмотре столкнувшегося автомобиля автотехником, трасологом и судебно-медицинским экспертом, с целью выявления различий в травмоопасности каждого из мест в салоне, представляется целесообразным выделить три группы повреждений на автомобиле:
Оценка результатов осмотра салона автомобиля производится с учетом возможных изменений во взаиморасположении разрушенных и деформированных частей и деталей автомобиля, которые возникают как во время автопроисшествия, вследствие от упругих свойств, так и после него, в результате извлечения тел пострадавших из автомобиля на месте происшествия, транспортировки автомобиля к месту дальнейшей стоянки, а также в результате утраты части деталей.
В заключении первого этапа на основании сопоставления выраженности объема травмы у каждого из лиц, находившихся в салоне, наличия, распространенности и количества повреждений на их одежде, со степенью травмоопасности каждого из мест в салоне определяется возможность или невозможность расположения каждого лица на определенном месте в салоне при дорожно-транспортном происшествии.
На втором этапе производится детальное сопоставление контактных повреждений на телах каждого из лиц, находившихся в салоне, с частями и деталями оснащения салона, с учетом направления линии столкновения автомобиля с внешним объектом. Результаты детального сопоставления используются для окончательного обоснования результатов исследования, полученных на первом этапе. Повреждения на частях и деталях оснащения салона от тел водителя и пассажиров, а также возникающие от контакта с ними следы-наслоения и повреждения на одежде, обуви и телах пострадавших могут быть использованы также для определения водителя и пассажиров, характера манипуляций водителя непосредственно перед столкновением, установления факта использования водителем или пассажиром ремней безопасности.