Вы здесь

Левые боковые столкновения


Глава 3.

3.5. Левые боковые столкновения
3.5.1. Характеристика повреждений кабин автомобилей в местах размещения водителей и пассажиров

В эту группу ДТП отнесены случаи травмы водителей и пассажиров при столкновениях, которые сопровождались ударами в автомобили сбоку слева, к общему числу наблюдений они составили 11,24%. Среди столкнувшихся автомобилей завода ВАЗ (2101, 2106, 21011) было 7, завода ГАЗ (21,24) – 7, АЗЛК (407,412,2140) – 7, УАЗ – 5, «Шкода» (1000МБ) – 1.

Объектами соударения явились встречные легковые и грузовые автомобили, троллейбус, БТР (22 случая) железнодорожный состав (1 случай) и придорожные препятствия: (деревья, столб, электроопора (4 случая). Скорость автомобилей перед столкновением была от 20 до 90 км/час.

На столкнувшихся автомобилях внешние повреждения локализовались на левой боковой поверхности и распространялись, в зависимости от силы удара, на левые двери, стойки, днище и крышу на уровне салона. В салоне наиболее выраженная зона деформации отмечалась соответственно месту водителя и пассажира П3. Левая передняя дверца, сидение водителя в некоторых случаях смещались вправо. Передняя панель слева изгибалась кзади. Деформаций и повреждений в кабине, соответственно местам расположения пассажиров П2 и П5, отмечалось. Разбивались опускные стекла левых дверей, переднее ветровое стекло. Осколки стекол от удара смещались слева в салон и размещались преимущественно на сидениях водителя и пассажиров П3, П4.

3.5.2. Исход травмы водителей и пассажиров

При левых боковых столкновениях автомобилей исследованы 27 водителей, 22 пассажира П2, 16 пассажиров П3, 8 пассажиров П4 и 8 пассажиров П5.

Т а б л и ц а 3.5.

Исходы травмы В П2 П3 П4 П5
Остались в живых 21 19 13 7 8
Погибли 6 3 3 1 -
Всего 27 22 16 8 8

Смертельные исходы травмы при левых боковых столкновениях автомобилей наблюдались у лиц, располагавшихся на местах водителя и пассажиров П2, П3 и П4. При этом часто смертельные исходы отмечались у водителей (22,22%0 и пассажиров П3 (18,75%), несколько меньше у пассажиров П2 (13,63%0 и пассажиров П4 (12,5%). При левых боковых столкновениях погибших среди пассажиров П5 не было. Таким образом, наиболее опасными для жизни оказались места водителя и пассажира П3.

3.5.3. Количественная характеристика степени травмирования водителей и пассажиров

При левых боковых столкновениях степень травмирования в количественном выражении наиболее высокого уровня достигала у водителей – до 13 единиц, и у пассажиров П3 – до 7 единиц, несколько ниже – до 6 - у пассажиров П2 и П4, и наиболее низкого у пассажиров П5 – до 4 единиц.

При оценке различия совокупностей величин степени травмирования по методу Вилкоксона установлено превышение ее у водителей над таковой у всех пассажиров П2 - П5 (p<1%, p=1%, p=5%, p=5%), превалирование совокупности величин степени травмирования пассажиров П3 над таковой у пассажиров П2 (p<1%), пассажиров П3 над пассажирами П5 (p<1%) и пассажиров П4 над пассажирами П5 (p=1%).

3.5.4. Сравнительная характеристика распространенности травмы у водителей и пассажиров

Из 22 случаев автомобильных происшествий, при наличии в кабине, кроме водителей пассажиров П2, в 16 случаев распространенность травмы у водителей была большей, чем у пассажиров П2; в одном случае повреждений и у водителя и пассажира П2 не было отмечено; в 4-х случаях количество травмированных областей у водителей и у пассажиров П2 было одинаковым, а в одном – больше у пассажиров П2 за счет большей распространенности повреждений мягких тканей при сохранении преимущественной распространенности повреждений костного аппарата и органов.

При оценке различий с помощью критерия Вилкоксона в совокупности величин распространенности травмы у водителей и пассажиров П2 – П5 установлена существенность различия, выразившаяся в превалировании ее у водителей над таковой у пассажиров П2 (p<1%), пассажиров П3 (p<5%), пассажиров П4 (p<5%) и пассажиров П5 (p=5%).

3.5.4.1. Сравнительная характеристика распространенности повреждений мягких тканей у водителей и пассажиров

При левых боковых столкновениях контактные повреждения мягких тканей у водителей и пассажиров П2 - П4 располагались преимущественно на левой боковой и передне-боковой поверхности тела. У водителей ссадины, кровоподтеки, ушибленные и резаные раны обнаруживались на голове, шее, груди, животе, левой боковой поверхности таза, на передней, наружной и задней поверхностях левого бедра, на передней и левой боковой поверхностях колен, на передней поверхности обеих голеней в верхней трети, на передне-наружной и наружной поверхностях левой голени, в средней трети наружной поверхности левого плеча, в области левого локтевого сустава, тыле предплечий и кистей (рис. 3.60). Повреждения кожных покровов у водителей, были более распространенными, чем у пассажиров П2 - П4.

У пассажиров П2 повреждения мягких тканей отмечались на лице в волосистой части головы слева, в левой дельтовидной области, обоих плечах, левой боковой поверхности груди, на передне-наружной поверхности левого бедра, в области коленных суставов, передне-внутренней поверхности правой голени и передне-наружной поверхности левой голени.

У пассажиров П3 повреждения мягких тканей обнаруживались на голове, шее, груди, жиота, на голенях, тыле правого предплечья и кисти. В одном случае отмечены ссадины на груди справа.

Повреждения мягких тканей у пассажиров П4 располагались на голове слева и шее справа, на груди спереди и слева, на левом бедре, обоих коленных суставах, на передне-внутренней поверхности правой голени, тыле кистей. У одного из пассажиров П4, вследствие фиксированного положения туловища при столкновении, возникла травма правой группы шейных мышц, выразившаяся в посттравматическом миозите.

У пассажиров П5 единичные повреждения мягких тканей обнаружены на лице, в области таза справа. Резаные раны, царапины и ссадины от осколков стекол в основном наблюдались у водителей. В глубине ран содержались осколки стекол. Повреждения от стекла у остальных пассажиров были единичными и располагались на лице и тыле предплечий и кистей.

Таким образом, при боковых столкновениях слева наиболее многочисленные и обширные повреждения кожных покровов и подлежащих мягких тканей наблюдаются у водителей и пассажиров П3 .

Наиболее часто у водителей и пассажиров повреждались мягкие покровы головы и конечностей. Кроме того, как правило, у водителей обнаруживались повреждения на груди, животе, в области таза. У пассажиров повреждения мягких покровов на туловище отмечены только у П2 и П3 и эти повреждения были единичными. У водителей в глубине резаных ран обнаруживались внедрившиеся осколки стекла.

Преимущественное расположение мягких покровов у водителей и пассажиров на левой боковой поверхности тела определяется левосторонним направлением линии удара при данном типе столкновений.

При оценке различий с помощью критерия Вилкоксона совокупности величин распространенности повреждений мягких тканей установлено существенное превалирование ее у водителей над пассажирами П2, П3 (p<1%) и пассажирами П5 (p<5%), и пассажиров П3 над пассажирами П2 (p<1%) и над пассажирами П4 (p=5%).

3.5.4.2. Сравнительная характеристика распространенности повреждений костного аппарата у водителей и пассажиров

При левых боковых столкновениях наибольшая распространенность повреждений скелета наблюдалась у водителей. У них обнаруживались переломы черепа, грудной клетки, позвоночника, костей таза, нижних и верхних конечностей.

Среди пассажиров наибольшее распространение переломов было у пассажиров П3. Менее распространенными они оказались у пассажиров П2. У пассажиров П4 отмечены лишь единичные переломы ребер и остистого отростка шейного позвонка. У одного пассажира П5 - перелом правой плечевой кости.

Переломы черепа наблюдались только у водителей. У них обнаруживались поперечные трещины свода, проходящие через теменные и височные кости, вдавленный перелом свода черепа слева с поперечными трещинами в передней и средней черепных ямках, перелом верхнечелюстных костей и поперечный перелом в средней черепной ямке, множественные переломы лицевого скелета.

Переломы костей грудной клетки обнаруживались чаще у водителей и пассажиров П3 и только в одном случае у пассажира П2 .

Множественные переломы ребер по нескольким линиям, перелом грудины наблюдались только у водителей. У пассажиров П2 и П3 возникали единичные переломы ребер и у одного пассажира П2 – изолированный перелом 12-го ребра сочетался с компрессионным переломом грудного отдела позвоночника.

Переломы костей таза были отмечены только у водителя и пассажира П3 и распространялись только на левую половину. У водителя имелся перелом горизонтальной ветви левой лонной кости, у пассажира П3 – оскольчатый перелом вертлужной впадины и горизонтальной ветви левой лонной кости.

Переломы костей и повреждения суставов нижних конечностей возникали только у водителей и пассажиров П3. У водителей встречались прямые оскольчатые переломы диафиза левой бедренной кости, оскольчатый перелом наружного мыщелка левой большеберцовой кости, разрывы внутренних менисков левого и правого коленных суставов, закрытый вывих основной фаланги 1-го пальца правой стопы. У пассажира П3 – прямой перелом диафиза левой бедренной кости.

Повреждение костей верхних конечностей отмечены у водителей и пассажиров П2, П3. Прямой оскольчатый перелом левой локтевой кости был отмечен у водителя, перелом правого луча в типичном месте с вывихом головки локтевой кости – у пассажира П3 , левого луча – у пассажиров П2 .

Таким образом, при левых боковых столкновениях переломы скелета наблюдались, в основном, у водителей и пассажира П3. Как правило, они распространялись на несколько частей тела. У пассажиров П2 и П4 переломы носили единичный характер, а среди пассажиров П5 только у одного имелся перелом правой лучевой кости. При оценке различий по критерию Вилкоксона в совокупностях величин распространенности переломов костей у водителей и пассажиров при данном типе столкновений установлено превалирование распространенности переломов костей в сопряженных парах наблюдений у водителей над пассажирами П2 (р<1%), у пассажиров П3 над водителями (p<5%) и у пассажиров П3 над пассажирами П2 (p=1%).

3.5.4.3. Сравнительная характеристика распространенности повреждений внутренних органов у водителей и пассажиров.

Левые боковые столкновения автомобилей сопровождались более распространенной травмой внутренних органов у водителей и пассажиров П3. У остальных пассажиров П2 и П4 была отмечена лишь черепно-мозговая травма. У пассажиров П4 очаговые кровоизлияния в легкие. У пассажиров П5 внутренние органы не повреждались.

У водителей черепно-мозговая травма носила более выраженный характер. Кроме сотрясений головного мозга наблюдались подоболочечные кровоизлияния и ушибы, размозжения ткани мозга, локализовавшиеся на боковых сторонах больших полушарий.

Травма груди у водителя сопровождалась очаговыми кровоизлияниями в легкие в области ворот, легочных связок, в ткань нижней доли левого легкого, в двух случаях отмечены разрывы нижней доли левого легкого, возникающие от отломков ребер. Кроме точечных и очаговых кровоизлияний в сердечную сорочку под эпикард и миокард, обнаруживались разрывы сердечной сорочки и стенки правого предсердия. Были отмечены разрывы аорты в грудном отделе, разрывы и размозжения печени, разрывы селезенки, очаговые подкапсульные кровоизлияния в печени и правой почке а местах прикрепления печеночно-почечной связки. В двух случаях отмечены диффузные кровоизлияния под оболочки спинного мозга.

Травма внутренних органов у пассажиров П3 в сравнении с остальными пассажирами была более распространенной. У них наблюдались сотрясение головного мозга, кровоизлияния под оболочки головного мозга, крупноочаговое кровоизлияние в нижнюю долю левого легкого, разрывы сердца, печени, селезенки.

У пассажиров П2 в пяти случаях т у пассажиров П4 в трех случаях черепно-мозговая травма ограничилась сотрясением головного мозга или ушибом его ткани.

При оценке различий с помощью критерия Вилкоксона совокупностей величин распространенности повреждений внутренних органов сопряженных пар наблюдений водителей и пассажиров, установлено существенное превалирование распространенности повреждений органов у водителей в сравнении с пассажирами П2 (p<1%), у пассажиров П3 в сравнении с водителями (p<5%) и пассажирами П2 (p=5%).

Таким образом, при боковых столкновениях слева наиболее тяжелые и распространенные повреждения внутренних органов у водителей и пассажиров П3.

3.5.5. Характеристика повреждений одежды у водителей и пассажиров.

Исследование одежды водителей и пассажиров при данном типе столкновений автомобилей производилось в 6-ти случаях. На одежде водителей отмечены наложения многочисленных осколков стекла, щелевидные и углообразные разрывы от контактного воздействия разрушающихся частей салона, а также разрывы по швам от перерастяжения ткани вследствие деформации частей тела.

На предметах одежды пассажира П3 отмечены наложения многочисленных осколков стекла, разрывы от них. На одежде остальных пассажиров обнаруживались отдельные осколки стекол.

Читать далее раздел "Заключение"⇒