Кафедра судебной медицины с основами права ГОУ ВПО «АГМУ Росздрава», г. Барнаул
В практике судебно-медицинского эксперта черепно-мозговая травма нередко устанавливается как основная причина смерти.
Черепно-мозговая травма может включать в себя повреждения кожного покрова головы, костей свода и основания черепа, оболочек и вещества головного мозга. Однако такое сочетание наблюдается не всегда, что связано с условиями ее образования.
Поэтому был проведен анализ частоты встречаемости повреждений разных тканей головы при формировании черепно-мозговой травмы в случаях падения на плоскости и ударов твердым тупым предметом. Для этого проведен анализ архивного материала барнаульского морга КГУАКБСМЭ.
За исследуемый период черепно-мозговая травма составила 470 случаев; из них - падение на плоскости - 65 случаев (13.8%), при падении с большой высоты 27 -(5.7%), удары твердыми тупыми предметами
- 136 (29%), автодорожной травмы черепно-мозговая травмы - в 242 случаях, что составило 51.5%.
При падении на плоскости наиболее частой областью соударения является теменно-височные отделы головы (32 случая -49%), затем затылочная - 18 случаев (27.7%) и лобная - 15 наблюдений (23%).
При падении и ударе теменно-височной областью на кожном покрове в месте соударения чаще формируются ушибленные раны - 14 случаев (44%), ссадины - в 11 (34%) и кровоподтеки - 7 случаев (22%) с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани.
При анализе разрушений костей свода и основания черепа установлено, что переломы теменной и височной костей были в 19 наблюдениях (59.4%), из них, в 8 - линейные, в 11 - оскольчато-фрагментарные, которые сочетали в себе радиальные и концентрические трещины. Следует подчеркнуть, что во всех 19 наблюдениях были обнаружены изолированные трещины на костях основания черепа в передней и средней черепных ямках.
Из всех 32 наблюдений ударов теменно-височной областью эпидуральная гематома была обнаружена только в 1 случае.
Субдуральные гематомы были зафиксированы в 9 экспертных наблюдениях. При этом в одном - гематома располагалась на стороне воздействия на верхней и боковой поверхностях лобной, теменной, височной и затылочной долей, а в остальных - на противоположной стороне от области соударения.
Субарахноидальные кровоизлияния отмечены во всех 32 случаях. При этом тотальными кровоизлияниями были в 50% и захватывали все поверхности правого и левого полушарий. В остальных наблюдениях они носили очаговый характер и располагались, преимущественно, на боковой поверхности противоположного полушария головного мозга относительно области соударения, что подтверждает имеющиеся данные литературы (Попов В.Л., 1988).
Очаги ушиба головного мозга зафиксированы во всех экспертных наблюдениях и располагались они в 14 случаях, как на стороне соударения, так и на противоположном полушарии, на низшей и боковой поверхностях лобной и височной долей и на боковой поверхности теменной доли, а в 18 - только на противоположном полушарии мозга.
Внутримозговые гематомы выявлены в 4 случаях в противоположных полушариях головного мозга относительно области соударения.
При падении навзничь (18 наблюдений) черепно-мозговая травма также характеризовалась комплексом повреждений.
На кожном покрове затылочной области наиболее часто формировались ушибленные раны - 8 случаев (44.4%), ссадины и кровоподтеки в 5 случаях - 28% с кровоизлияниями в мягкие ткани.
Переломы чешуи затылочной кости при падении навзничь зафиксированы в 10 наблюдениях, Из них, в 6 - были линейные трещины, распространяющиеся на основание черепа, в заднюю черепную ямку, и в 4 - оскольчато-фрагментарные, сочетающие в себе радиальные и концентрические трещины, распространение которых, также ограничивалось задней черепной ямкой. Как при падении на бок, так и при падении навзничь во всех случаях были отмечены изолированные трещины на основании черепа в средней и передней черепных ямках.
Эпидуральные гематомы были диагностированы только в двух наблюдениях в проекции перелома чешуи затылочной кости.
Субдуральные гематомы при падении навзничь зафиксированы в 5 случаях: в одном случае гематома располагалась в области соударения, а в остальных - на противоположной стороне - верхняя поверхность теменных долей и верхняя и полюсно-базальная поверхности лобных долей.
Субарахноидальные кровоизлияния были во всех случаях падений навзничь. Однако, по распространенности эти кровоизлияния были различными. Тотальные субарахноидальные кровоизлияния отмечены в 6 случаях, а в остальных (12) кровоизлияния носили очаговый характер и, преимущественно, располагались в зоне, противоположной области соударения: на верхней, боковой и полюсно-базальной поверхностях лобных и височных долей.
Ушибы головного мозга выявлены в 11 случаях в области полюсов и нижних поверхностях лобных и височных долей. Очагов ушиба в области полюсов затылочных долей в данной группе наблюдений не обнаружено.
Разрушение вещества головного мозга зафиксировано в двух случаях в области нижней поверхности и полюсов лобных и височных долей. Внутримозговых гематом не диагностировано.
Падение вперед с образованием черепно-мозговой травмы было в 15 случаях (23 %). Повреждения кожного покрова, как правило, располагались в лобной области и в области носа. Ссадины отмечены в 8 наблюдениях, кровоподтеки и ушибленные раны с кровоизлиянием в мягкие ткани зафиксированы в 7 случаях.
При анализе черепно-мозговой травмы, возникшей в этих условиях, в двух экспертных наблюдениях отмечены оскольчато-фрагментарные переломы чешуи лобной кости, включающие в себя косо-вертикальные, косые и дугообразные трещины, распространяющиеся в переднюю черепную ямку. Изолированные трещины на основании черепа не зафиксированы.
Анализ повреждений головного мозга показал, что эпидуральные и субдуральные гематомы не формировались.
Субарахноидальные кровоизлияния были зафиксированы во всех 15 случаях, но в 13 - они носили тотальный характер, в двух -были очаговыми и располагались на наружной поверхности височных и теменных долей.
Ушибы и разрушения вещества головного мозга были диагностированы в 4 случаях в области полюсов и нижней поверхности лобных долей. Внутримозговые гематомы не были выявлены.
При ударах твердыми тупыми предметами наиболее часто страдает лицо - 64 случая (47%), на втором месте стоит лобно-теменная область - 40 (29.4%) и на последнем - теменно-височная и теменно-затылочная области (по 16 случаев - 11.7%).
На лице чаще формировались кровоподтеки 34 случая (53.1%), ссадины - в 20 наблюдениях - 31.2% и ушибленные раны -в 10 (15.6%). В этих условиях травмы в 22 наблюдениях зафиксированы многоосколь-чатые переломы костей носа. Переломов костей свода и основания черепа не выявлено.
При анализе повреждений головного мозга установлено, что эпидуральных гематом обнаружено не было. Субдуральные кровоизлияния выявлены в 22 случаях с расположением на верхней, боковой и нижней поверхности лобных долей.
Субарахноидальные кровоизлияния отмечены во всех случаях травмы на верхней, боковой и нижней поверхностях лобных долей с захватом верхней и боковой поверхностей теменных долей мозга.
Ушибы вещества головного мозга были диагностированы в 28 случаях в области полюсов и нижней поверхности лобных долей. Разрушений вещества головного мозга и внутримозговых гематом не выявлено.
При ударах в лобно-теменную область из всех повреждений кожного покрова наиболее часто возникали кровоподтеки - 20 случаев (50%), на втором месте были ссадины с кровоизлиянием в мягкие ткани в 12 наблюдениях, что составило (30%) и на последнем - ушибленные раны - 8 наблюдений (20%).
Переломы чешуи лобной кости были в 16 случаях. Из них в 7 они были линейными линейных, 8 - оскольчато-фрагментарных, с радиальными и концентрическими трещинами, в 1 случае диагностирован вдавленный перелом чешуи лобной кости. Изолированные трещины на основании черепа экспертами не зафиксированы. Эпидуральные гематомы отмечены в 4 наблюдениях, они располагались в области переломов на верхней поверхности лобной и теменной долей. Субдуральные кровоизлияния имели ту же локализацию и отмечены в 8 случаях.
Субарахноидальные кровоизлияния были во всех наблюдениях, в 8 случаях они были тотальными, а в остальных - очаговыми и располагались на верхнебоковых поверхностях лобной и теменных долей и на нижней поверхности височных долей мозга.
Ушибы вещества головного мозга зафиксированы в 18 случаях и локализовались, в основном, в области полюса и на нижней поверхности лобных долей. В 8 случаях очаги ушибов были на нижней поверхности височных долей. Разрушения вещества головного мозга имели тз'же локализацию и встретились в 4 наблюдениях. Внутримозговых гематом не выявлено.
При ударах в теменно-височную область черепно-мозговая травма зафиксирована в 16 случаях.
На кожном покрове теменно-височной области раны были в 8 наблюдениях, ссадины и кровоподтеки по 4 случая.
Переломы костей свода и основания черепа отмечены в 12 наблюдениях из них в 4 случаях было сочетание вертикальных и косо вертикальных трещин, а в 6 - оскольчато-фрагментарные с вертикальными, косо-вертикальными и дугообразными трещинами и только в 2 случаях вдавленные переломы. Изолированных трещин на костях свода и основания черепа не зафиксировано.
Эпидуральные гематомы были в 6 случаях и располагались в проекции переломов на боковой поверхности теменной и височной долей. Субдуральные кровоизлияния зафиксированы в 4 наблюдениях на стороне воздействия на боковой поверхности теменной доли и на боковой и нижней поверхности височной и лобной долей мозга.
Субарахноидальные кровоизлияния отмечены во всех случаях травмы, при этом в 4 - носили тотальный характер, в 8 - располагались на стороне воздействия на верхней, боковой и нижней поверхности полушария мозга, а в остальных 4 были как на стороне воздействия, так и на противоположном полушарии.
Ушибы вещества головного мозга были диагностированы в 12 экспертных наблюдеиях: в 8 из них они располагались на боковой и нижней поверхности височной и лобной долей на стороне воздействия, а в 4 - как на стороне воздействия, так и на противоположном полушарии. Внутримозговых гематом не выявлено.
Черепно-мозговая травма от ударов в теменно-затылочную область сформировалась в 16 случаях. Наиболее часто на кожном покрове головы были ушибленные раны - 8 случаев, на втором месте кровоподтеки 5 наблюдений и на последнем - ссадины 3 случая.
Переломы чешуи затылочной и теменных костей были в 10 наблюдениях, при этом линейные были в 5 случаях, оскольчато-фрагментарные с радиальными и концентрическими трещинами - в 4 наблюдениях и в одном случае был диагностирован вдавленный перелом.
Кровоизлияние над твердой мозговой оболочкой зафиксировано в 2 случаях в области переломов теменных и чешуи затылочной костей. Субдуральные гематомы были в 6 случаях и располагались на верхней и боковой поверхности теменных и затылочных долей и на нижней поверхности затылочных долей.
Субарахноидальные кровоизлияния были во всех случаях черепно-мозговой травмы. В 4 наблюдениях кровоизлияния носили тотальный характер, а в остальных случаях очаговый - на верхней и боковых поверхностях теменных и затылочных долей с переходом на нижнюю поверхность затылочных долей.
Ушибы головного мозга зафиксированы в 8 случаях и локализовались в области полюсов и нижней поверхности затылочных и височных долей. Внутримозговых гематом не выявлено.
Таким образом, комплекс черепно-мозговой травмы в условиях падения и удара о твердую поверхность, а также при ударе твердыми тупыми предметами характеризуется морфологической картиной, позволяющей в большинстве случаев по наличию изолированных трещин на основании черепа, локализации субдуральных и субарахнои-дальных кровоизлияний, а также очагов ушиба головного мозга проводить дифференциальную диагностику условий образования черепно-мозговой травмы.