Вы здесь

Анализ повреждении смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий по г. Петропавловск-Камчатскому

Publication in electronic media: 05.07.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/272
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Р. К. Гречишников

ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы Камчатской области, г. Петропавловск-Камчатский

Статистика смертности от повреждений в результате дорожно-транспортных происшествий показывает, что в структуре насильственной смерти этот вид травмы занимает одно из самых ведущих мест. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, а вместе с тем и повреждений (в том числе и смертельных) полученных при данных обстоятельствах, растет из года в год, что связано с "лавинообразным" ростом количества автотранспорта на душу населения, при условии, что состояние проезжей части для автомобилей оставляет желать лучшего, а в нашем городе к этому добавляется сложный рельеф местности и жесткие климатические условия.

Были проанализированы отдельно взятые 100 исследований и экспертиз трупов лиц, погибших в условиях дорожно-транспортных происшествий за период 2005 - 2006 гг.

Целью исследования явилось изучение структуры повреждений в результате автомобильной травмы. Выделены следующие основные виды автотравмы, которые встретились за анализируемый период (таблица 1).

Количественная характеристика полученных повреждений в зависимости от видов автомобильной травмы

Травма от столкновения движущегося автомобиля и пешехода Травма от столкновения движущегося автомобиля и пешехода с последующим переездом Травма внутри салона автомобиля Всего
61 (61%) 8 (8%) 31 (31%) 100

При анализе смертельной травмы по половой структуре выяснилось, что мужчины погибали более чем в три раза в отличии женщин; возраст пострадавших составлял 15 - 75 лет.

Повреждения головы при травме от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом включают: повреждения костей черепа - 55 (90,1%), субарахноидальные кровоизлияния - 51 (83,6%), кровоизлияния в головной мозг - 45 (73,7%), внутричерепные гематомы - 49 (80,3%).

Повреждения головы при травме внутри салона автомобиля включают: повреждения костей черепа - 10 (32,2%), субарахноидальные кровоизлияния - 25 (80,6%), кровоизлияния в головной мозг - 12 (38,7%), внутричерепные гематомы - 7 (22,5%>). Повреждения головы при травме от удара автомобилем пешехода и последующем переезде представлены: повреждения костей черепа - 6 (75%), субарахноидальными кровоизлияниями - 8 (100%), кровоизлияниями в головной мозг - 5 (6,25%), внутричерепными гематомами - 3 (37,5%). При травмах груди от столкновения движущегося автомобиля и пешехода переломы костей грудной клетки наблюдались в 27 случаях (44,2%), повреждения внутренних органов - в 61 случае (100%); при травме внутри салона автомобиля переломы костей грудной клетки наблюдались в 15 случаях, (48,3%), повреждения внутренних органов -12 (38,7%), при третьем анализируемом виде автотравмы - 7 (87,5%) и 8 (100%), соответственно.

Повреждения органов брюшной полости: при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом: повреждения печени - 32 (52,4%), почек - 12 (19,6%), диафрагмы -28 (47,5%), селезенки - 15 (24,5%), желудка и кишечника - 2 (3,2%), поджелудочной железы - 9 (14,7%).

При травме внутри салона автомобиля повреждения печени - 15 (48,3%), почек - 14 (45,1%), диафрагмы - 29 (93,5%), селезенки - 10 (32,2%), желудка и кишечника - 1 (3,2%), поджелудочной железы - 2 (6.4%). При третьем, анализируемом виде автотравмы: повреждения печени - 6 (75%), почек - 4 (50%), диафрагмы - 6 (75%), селезенки - 6 (75%), желудка и кишечника - 1 (12,5), поджелудочной железы - 3 (37,5%). Травма позвоночника соответственно, 18 (29,5%), 5 (16,1%), 1 (12,5%). Травма верхних и нижних конечностей: при наезде на пешехода - 15 (24,5%), и 20 (32,2%), при травме внутри салона 16 (51,6%) и 12 (38,7), при ударе и последующем переезде пешехода - 0 и 2 (25%).

Частота встречаемости повреждений
Рис. 1. Соотношение частоты встречаемости повреждений в результате ДТП из ста анализируемых случаев

Таким образом, наибольшее количество пострадавших наблюдается при дорожно-транспортных происшествиях возникающих в результате наезда автомобиля на пешехода и в результате травмы внутри салона. Доминирующими повреждениями являются черепно-мозговая травма, травма органов грудной клетки, травма живота. Практически в 91% случаев среди пострадавших встречается сочетанная травма тела, что объясняется большой энергией удара вследствие высоких скоростей автомобилей на дорогах. Сохраняется сезонность автотравмы, наибольшее количество регистрируется с августа по ноябрь. По времени суток - во второй половине дня и в ночное время. 65% пострадавших находились в состоянии алкогольного опьянения. Среди пострадавших большая часть (75%) люди работоспособного возраста. Статья может быть полезной судебно-медицинским экспертам, изучающим данную проблему, а также работникам ГИБДД в целях профилактики и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий.