В своей практической деятельности судебно-медицинские эксперты все чаще сталкиваются со случаями причинения повреждений из травматического оружия. В подавляющем большинстве это, как правило, связано с повреждениями кожи и мягких тканей образующимися при поражении пулевыми, эластическими зарядами при выстреле из травматических пистолетов, энергия выстрела которых, не предусматривает возможности разрушения крупных трубчатых костей скелета. В связи с этим, среди практических экспертов, долгое время бытовало убеждение, что образование переломов бедренных, либо большеберцовых костей пулевым, эластическим, травматическим зарядом вообще не является возможным. Однако нашим законодательством предусмотрена возможность приобретения и использования более мощных травматических, пулевых зарядов, энергия действия которыми многократного, в разы, превышает возможности поражения при выстреле из травматического пистолета. Таковыми являются выпускаемые нашей промышленностью травматические, многоэлементные, пулевые заряды 12-го калибра, выстрел которыми производится из гладкоствольного гражданского оружия, которым может быть как охотничье, так и оружие самообороны.
Целью проводимой экспериментальной работы было исследование особенностей механизма образования повреждений типичных для огнестрельной травмы анатомических зон, при выстреле с различных дистанций травматическим, многоэлементным, пулевым зарядом 12-го калибра из гладкоствольного карабина «Сайга-12к». В том числе, такими зонами для исследований были выбраны участки нижних конечностей с близким расположением диафизов крупных, трубчатых костей. В эксперименте использовали патроны марки «Record» (12х70) выпускаемые Краснозаводским химическим заводом, содержащие по три резиновые пули диаметром по 17,4мм, массой по 3,45г, расположенные друг за другом в пластиковом контейнере. По результатам проведенных экспериментов, были получены ранее не освещенные в научной литературе данные, которые не только устанавливают возможность образования при таком воздействии переломов крупных, длинных трубчатых костей, но и наличие определенных признаков, в совокупности свойственных для разрушения травматическим, эластичным пулевым зарядом.
В рамках проводимых экспериментальных отстрелов производились серии выстрелов в зоны средней и нижней третей бедра, а так же в среднюю треть голени. При этом было установлено, что разрушение бедренной кости образуются только при выстреле в упор под прямым углом к длиннику конечности. При отклонении траектории даже на 15-20° от прямого угла, перелом диафиза бедренной кости не формируется и заряд, рикошетируя от кости, формирует раневой канал в мягких тканях. При выстреле же в плоскую часть диафиза большеберцовых костей переломы возникали даже при наличии указанного отклонения от прямого угла.
При выстрелах с больших дистанций переломы бедренных и большеберцовых костей не образовывались. Так же было отмечено, что при образовании переломов, раневой канала был слепым и заканчивался в мягких тканях конечностей, имея в своем концевом отделе пули и деформированный контейнер. Во всех случаях образования перелома диафиза большеберцовой кости, малоберцовая кость, при условии её не нахождения на траектории действия заряда, всегда оставалась целой.
При выстреле травматическим, многоэлементным, пулевым зарядом в среднюю часть бедренной кости имеющей выраженную там кривизну диафиза всегда возникал многооскольчатый перелом представленный на стороне воздействия пулевого заряда двумя крестообразно пресеченными трещинами продольной и поперечно ориентированной. При этом продольно ориентированная трещина непрерывная, поперечная – пересекает продольную с образованием «ступеньки» (вторичная). В зоне «крестообразной» трещины со стороны воздействия всегда отображался округлой формы, черно-серого цвета, «отпечаток» воздействия резиновой пули.
На задней и боковых поверхностях диафиза формировались множественные, продольно ориентированные осколки. Магистральная трещина на задней поверхности диафиза имела дуговидную траекторию и заканчивалась на той же поверхности, образуя основной костный отломок необычной формы. Основание этого осколка располагается на задней поверхности диафиза. Один конец осколка близкий прямоугольному, противоположный скошенный заостренный. Сформировавшийся осколок схож с «ложным», возникающем при ассиметричном воздействии в нижнюю треть бедренной кости твердым, тупым предметом. Известное же всем «классическое» огнестрельное, пулевое повреждение бедренной кости всегда имеет округлое входное повреждение с дефектом «минус-ткань» и радиально отходящими от него трещинами, с противоположной стороны – многооскольчатый перелом с обширным дефектом в проекции входного отверстия.
При выстрелах пулевым, многоэлементным травматическим зарядом в относительно плоскую заднюю поверхность нижней трети бедренной кости с тонким компактным веществом возникал «паутинообразный» оскольчато-фрагментарный перелом с непрерывными радиальными трещинами и прерванными вторичными концентрическими. Осколки со стороны действия пули в месте схождения радиальных трещин имели треугольную форму, волнистые со сколами и выкрашиваниями края, далее за первой концентрической трещиной осколки приобретали трапециевидную форму. В месте контакта пули также не сформировывалось «классическое» огнестрельное повреждение в виде дефекта «минус-ткань». В участке схождения радиальных трещин определялось выраженное выкрашивание компакты. Радиальные трещины имели выкрашивание и сколы краевой компакты как в месте своего контакта с пулей, так и на некотором расстоянии от него. Концентрические трещины в этом случае имели отвесные, сопоставимые края с признаками разрыва. На противоположной воздействию пули поверхности образовывались имеющие четкие, сопоставимые, волнистые края средние и крупные отломки, один из которых не имеющий остроугольной вершины, располагался на передне-боковой поверхности диафиза и по своей морфологии был с «ложным» осколком образующимся при выстреле в среднюю треть диафиза бедренной кости.
При выстрелах в передневнутреннюю плоскую поверхность средней трети диафизов большеберцовых костей, где на поперечном сечении она имеет треугольную форму, на стороне воздействия пули всегда возникали «паутинообразные» переломы с выкрашиванием компакты в месте контакта пулевого заряда, без какого либо дефекта «минус-ткань», с имеющими признаки первичности формирования от деформации прогиба, радиальных трещин и вторичных концентрических, с отвесными, сопоставимыми краями, разрывных трещин.
Установлено, что на противоположных зоне воздействия заряда поверхностях большеберцовых костей, где формировались множественные треугольные, либо близкие по форме к трапециевидным осколки, имеющие снаружи отвесные, сопоставимые края, выраженные сколы и выкашивания со стороны костномозгового канала, так же образовывались «паутинообразные» сочетания трещин, имеющие условную точку схождения в проекции «центра» воздействия пулевого заряда на противоположной стороне. В одном случае было отмечено присутствие двух центров «паутинообразности» на противоположной воздействию пулевого заряда, поверхности, что с нашей точки зрения объясняется рассредоточением пуль в костномозговом канале, после образования зарядом перелома первой разрушенной стенки кости.
Таким образом, впервые, в рамках проведенного экспериментального исследования, установлен «феномен» образования «паутинообразного» перелома на плоской части диафиза средней трети большеберцовых костей как со стороны действия травматического, пулевого заряда, так и на противоположной поверхности кости, который, с моей точки зрения объясняется большой энергией заряда. Отсутствие же в месте действия пулевого заряда дефекта костной ткани, образование на боковых поверхностях отломков похожих на «ложные» - является более типичным для травмы твердым, тупым предметом с ограниченной поверхностью, чем и является эластичная, резиновая, уплощающаяся при взаимодействии с костью, пуля.
Высокая энергия воздействия, типичная для классических огнестрельных переломов диафизов, подтверждается и наличием на разных поверхностях продольных, отходящих от перелома трещин, во всех случаях достигающих эпифизарных зон. В отдельном случае, где выстрел производился нижнюю треть бедра, было отмечено образование на противоположных поверхностях диафиза, продольных, волнистых, прерывистых, в том числе и изолированных трещин достигающих зоны верхнего эпифиза, что с нашей точки зрения, лишний раз указывает на значительность энергии воздействия.
Анализ данных по морфологии переломов бедренных и большеберцовых костей, полученных при проведении экспериментальных отстрелов травматическим, многоэлементным пулевым зарядом 12-го калибра из гладкоствольного карабина «Сайга 12к» с дистанций в упор:
Полученные при экспериментальном исследовании данные дают возможность практическому эксперту, на основании установленного комплекса специфических признаков дифференцировать переломы костей образованные классическим, огнестрельным пулевым снарядом от переломов, образованных действием травматического, многоэлементного, эластического, пулевого заряда 12-го калибра.