Вы здесь

Возможности определения направления резания по морфологическим признакам повреждений одежды и кожи


Publication in electronic media: 10.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/467
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г.г. Барнаул, Кемерово

При судебно-медицинской экспертизе случаев насильственной смерти наиболее часто исследуются повреждения, причиняемые острыми предметами (Иванов И.Н., Мазуренко М.Д., Серватинский Г.Л., 1992; Мамаков Ч.Ю., Кочоян АЛ., Карпов Д.А., 2006; Leppaniemi A.K., Salo J.A., Haapiainen R.K., Lempinen M.J., 1988; Cafaro A., Maurri M., Penolazzi P., 1994). Помимо убийств с применением острых объектов, нередко наблюдаются самоубийства и несчастные случаи, связанные с использованием различных предметов, обладающих свойствами режущих (Савостин Г.А., 1971; Иванов И.Н., 2002). Как правило, в таких случаях, для выяснения обстоятельств происшествия органы следствия интересуют условия следообразования, в том числе, установление направления воздействия режущего предмета, а также возможность нанесения повреждений с суицидальной целью. На сегодняшний день исследования, касающиеся этого вопроса, немногочисленны, относятся к ранам кожи и подлежащих мягких тканей, причиненных лезвием ножа (Томилин В.В., Пашинян Г.А., 2001; Крюков В.Н., 2006). В то же время установление направления воздействия различными предметами (стекло, жесть и др.), обладающими свойствами режущих, остается малоизученным до настоящего времени; особенно это касается комплекса повреждений на коже и материалах одежды.

Для выработки судебно-медицинских критериев диагностики установления направления резания предметом со свойствами режущего на основе изучения комплекса морфологических признаков нами были проведены экспериментальные исследования.

Моделирование повреждений проведено через синтетическую ткань на нативных препаратах кожного покрова биоманекенов. Повреждения наносили следующими предметами: двумя хозяйственными ножами заводского производства (контроль), фрагментом жести, осколками санфаянса и оконного стекла. Нож №1 с острым прямолинейным лезвием длиной 200 мм, с двухсторонней заточкой под углом 10°, на ширину 0,5-1 мм. Нож №2 с зубчатым лезвием, длиной 195 мм; зубцы в форме заостренных равнобедренных треугольников с шагом между вершинами 4,5 мм, заточка лезвия левосторонняя, на ширину 0,5-1,5 мм. Фрагмент жести четырехугольной формы, размерами 325x45 мм, толщиной 0,5 мм, с прямолинейным краем, в поперечном сечении асимметрично П-образный: одна кромка его закруглена, другая – в виде сплошного гребневидного завала с зубчатыми угловатыми контурами и с множественными поперечными бороздками, выстоящего над смежной поверхностью на 0,1-0,4 мм, толщиной до 0,1 мм. Осколок санфаянса четырехугольной формы, размерами 170x128 мм, толщиной 10-12 мм; травмирующий край дуговидный, асимметрично П-образного сечения, с двумя кромками: одна образована свободной поверхностью осколка и сколом, сходящимися почти под прямым углом с образованием ровного ребра, вторая - острая, образована свободной поверхностью осколка и сколом, сходящимися под острым углом. Обе кромки зубчатые из-за множественных сколов неправильной овальной или клиновидной формы, размерами 0,5x0,25-2,5x0,5 мм, образующих остроугольные выступы. Поверхность скола с небольшим «желобовидным» углублением. Осколок стекла треугольной формы, с длинами сторон 365x205x225 мм, толщиной 4 мм, с извилистым травмирующим краем П-образного сечения, с двумя кромками. Одна кромка образована свободной поверхностью стекла и сколом, сходящимися почти под прямым углом с образованием ровного ребра; противоположная – остроугольная, неравномерно возвышается над сколом на 0,05-0,5 мм. Кромки имеют «пилообразный» вид из-за множественных сколов неправильной овальной формы, размерами 0,1x0,1-1,5x1 мм, образующих остроугольные выступы. Скол с небольшим «желобовидным» углублением и поперечной «исчерченностью».

Резание каждым предметом произведено протягиванием с места, по нормали к травмируемой поверхности. При исследовании повреждений на нативных и восстановленных препаратах проведены линейные измерения, макро- и микроскопия при увеличении 8Х-32Х. Всего изучено 150 повреждений материалов одежды и сквозных ран.

Анализ исследованного материала позволил выявить следующие особенности.

От ножа №1 контрольные раны (на не прикрытой коже) в форме тупого угла (близкого к развернутому) из-за некоторого отклонения в концевой трети; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 104 мм, на восстановленных – 82 мм. При воздействии через преграду раны извилистые или дугообразные, среднее расстояние между концами на нативных препаратах 78,5 мм, на восстановленных – 62 мм. Края ран ровные, без осаднения. В начальной и средней третях, на протяжении 26-68 мм, края прямые, сглаженные и нависают над стенками в виде тонких «козырьков». С появлением преграды ширина и толщина их увеличиваются, они становятся закругленными и свисают в просвет. В конечной трети, на протяжении 13-26 мм, края волнистые, без сглаженности. При резании через преграду амплитуда этих волн уменьшается, а протяженность – увеличивается. Стенки ровные, в начальной трети отвесные, в средней и в конечной третях – скошены. На стенках в начальной трети располагаются множественные фрагменты текстильных волокон. В средней трети они малочисленные, в конечной трети – единичные. Концы и ребра всех повреждений остроугольные. Ребра в начале резания гладкие, равномерно пологие, иногда близкие к отвесным. Ребра в конечной трети - отвесные, либо переменной скошенности.

Повреждения на синтетической ткани преимущественно углообразные, иногда извилистые, средняя длина их 77 мм. Края ровные, в начальной и средней третях прямолинейные, в конечной трети в 60% случаев – волнистые. Краевые нити равномерно выстоят в просвет повреждений, их волокна ровно разделены на одном уровне, поперечно или косо. У некоторых волокон концы с каемчатым уплощением или деформированы в виде «лопаточек». Концы некоторых волокон отклонены по направлению резания, «обтерты» с боков (имеют плоскости уплощения). Концы повреждений остроугольные, концевые нити либо не повреждены, либо частично ровно разделены, поперечно или косо. В 20% случаев часть пересеченных волокон концевых нитей отклонены в направлении протягивания лезвия.

Контрольные раны от ножа №2 преимущественно в форме тупого угла, с незначительным отклонением в конечной трети; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 93 мм, на восстановленных - 69 мм. При резании через преграду раны в основном прямолинейные, с невыраженными дуговидными или извилистыми участками; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 61 мм, на восстановленных – 48 мм. Края ровные, не осаднены, в начальной и в средней третях прямолинейные, в конечной – извилистые или волнистые. С появлением преграды амплитуда этих волн уменьшается. В начале ран, как и при резании прямолинейным лезвием, края сглаженные, с выступающими над просветом тонкими «козырьками» шириной 0,2-0,5 мм, толщиной до 0,2 мм. С появлением преграды ширина «козырьков» возрастает до 1 мм, а толщина - до 0,5 мм. Они становятся закругленными и свисают в просвет. В контрольных ранах по левому краю (со стороны фаски лезвия) в начальной и средней третях формируется 6-11 прямолинейных надрезов до глубоких слоев дермы, длиной до 5 мм, ориентированных под углом 20°-30°, открыты к началу резания. При воздействии через 1 слой преграды таких надрезов 3-4, они более поверхностные, длиной до 3 мм, угол ориентации к краю – 10°-15°. Стенки шероховатые, в начальной трети отвесные, в средней и в конечной третях – скошены. На стенке со стороны фаски лезвия выявлены прямолинейные надрезы, часть которых продолжают краевые надрезы и насечки. Фрагменты текстильных волокон на стенках многочисленные в начальной трети, в средней – немногочисленные, а конечной – единичные. Концы и ребра ран остроугольные, ребра пологие в начале резания и отвесные или подрытые – в конце.

Повреждения на ткани преимущественно углообразные и дугообразные, среднее расстояние между концами 75 мм. Края в начальной трети неровные, крупнозубчатые или ступенеобразные (на протяжении 24-30 мм). Выступы вершинами направлены в сторону протягивания и располагаются со стороны действия фаски лезвия. С другой стороны зубцы невыраженные. В средней трети края ровные, иногда крупноволнистые, с небольшой амплитудой волн. В конечной трети края неровные, крупноволнистые. Краевые нити равномерно выстоят в просвет, повторяя форму ступенеобразного края, концы их разволок-нены. Некоторые волокна выступают среди остальных, концы их деформированы в виде «флажков», «рогаток» или расщеплены. Единичные волокна истончены. Концы некоторых таких волокон изогнуты по ходу резания. Продольные краевые нити осыпаны из плетения и свисают в просвет.

От действия краем жести контрольные раны в форме тупого угла (близкого к развернутому) или дуговидные; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 76 мм, на восстановленных – 68 мм. При воздействии через преграду раны прямолинейные, среднее расстояние между концами на нативных препаратах 46 мм, на восстановленных – 38 мм. В начальной трети повреждения кожного покрова на протяжении 10-25 мм представлены поверхностными насечками, далее – сквозными ранами. Края в начальной трети на протяжении 8-15 мм и в конечной трети на протяжении 12-15 мм неровные, волнистые, на остальном протяжении – ровные. С появлением преграды амплитуда волн уменьшается. По краям контрольных ран в начальной и средней третях имеется сплошное каемчатое уплощение, шириной до 0,5 мм хорошо выраженное со стороны действия сглаженной кромки жести. С появлением преграды каемчатое уплощение прерывистое, веретенообразной формы. В начальной и средней третях края сглажены, нависают в виде выступающих тонких «козырьков» шириной 0,5-1 мм, толщиной до 0,3 мм. При резании через преграду ширина «козырьков» возрастает до 1-1,5 мм, а толщина – до 0,5 мм. Они закругляются и свисают в просвет. В конечной трети сглаженность уменьшается и сходит на нет. Стенки ран ровные, отвесные или скошены. В начальной и средней третях на стенке со стороны действия гребневидной кромки жести имеются прямолинейные насечки длиной 8-12 мм, располагающиеся продольно, либо косо-продольно к краю. С появлением преграды насечки более поверхностные и короткие. Фрагменты текстильных волокон на стенках выявляются преимущественно в начальной трети, в средней трети – немногочисленные, в конечной – единичные. Концы и ребра всех ран остроугольные. Ребра в начале резания гладкие, равномерно пологие, в конце – отвесные или переменной скошенности.

На синтетической ткани повреждения прямолинейные или извилистые, средняя длина их 67 мм. Некоторые повреждения в начальной и конечной третях, на протяжении 10-40 мм и 10-20 мм, поверхностные, в виде частично пересеченных нитей. В средней трети повреждения сквозные. В начальной и средней третях края прямые, краевые нити ровно разделены, в основном на одном уровне; некоторые из них неравномерно выступают в просвет, большинство нитей с разволокненными концами. В конечной трети края неровные, извилистые, с полоской обтирания шириной до 0,7 мм вдоль края со стороны действия закругленной кромки жести, волокна здесь сплющены на протяжении.

От осколка стекла контрольные раны зигзагообразные, либо в виде тупого угла; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 89 мм, на восстановленных – 75 мм. При воздействии через преграду раны извилистые или дугообразные; среднее расстояние между концами на нативных препаратах 86 мм, на восстановленных – 71 мм. В начальной и средней третях края ровные, в конечной трети, на протяжении 10-15 мм – неровные, крупноволнистые. При воздействии через преграду амплитуда волн уменьшается. В начальной и средней третях по краям неравномерное сплошное каемчатое уплощение, шириной до 0,3 мм, более выраженное со стороны действия скола. Иногда по краю в начальной и средней третях со стороны действия излома цепочкой располагаются овальные или треугольные участки осаднения, размерами до 4x2 мм. С появлением преграды это уплощение становится прерывистым, в виде неправильно треугольных участков, размерами до 0,2x0,4 мм. Участки осаднения уменьшаются до 1,5х0,5мм. В начальной и средней третях края сглажены, выступают в виде «козырьков», в контрольной группе шириной 0,3-0,7 мм, толщиной до 0,2 мм, а через преграду – до 1-1,5 мм и 0,6 мм соответственно, при этом они закругляются и свисают в просвет. В конечной трети сглаженность умень¬шается и сходит на нет. Концы и ребра всех повреждений остроугольные. Ребра в начале резания гладкие, равномерно пологие, в конце - отвесные или переменной скошенности. Стенки ровные, отвесные или скошены. Фрагменты текстильных волокон на стенках преобладают в начальной трети, в средней трети – немногочисленные, в конечной – единичные. В начальной трети на стенке со стороны действия выступающей кромки продольно краю располагаются цепочкой прямолинейные насечки длиной 1-2 мм. С появлением преграды насечки становятся поверхностными и короткими. В контрольной группе в начальной и средней третях параллельно основному повреждению располагается дополнительное, длиной 8-28 мм, глубиной до 0,5 мм. С появлением преграды протяженность его уменьшается до 20 мм, глубина – до 0,1 мм.

Повреждения на синтетической ткани или в виде тупого угла, или дуговидные; средняя длина их 91 мм. В начальной и средней третях края ровные, в конечной – неровные, извилистые. В начальной и конечной третях краевые нити пересечены поперечно, в средней – косопоперечно. Иногда начальная треть повреждений представлена надсеченными нитями на протяжении до 30 мм. Концы остроугольные, также с надсеченными нитями. В некоторых случаях на уровне начальной и средней третей основного разреза располагается дополнительное поверхностное или сквозное повреждение. Концы его остроугольные, с надсеченными нитями. Края ровные, краевые нити ровно поперечно пересечены.

Анализ проведенных экспериментальных исследований позволил выявить ряд морфологических признаков повреждений одежды и кожного покрова, указывающих на направление воздействия режущего предмета.

Края ран от воздействий прямого лезвия ножа, кромок жести и осколка стекла в начальной и средней третях прямые, ровные, в конечной трети – волнистые или зубчатые. Ребра у концов соответственно началу резания гладкие, пологие, а окончанию – отвесные, нависающие или переменной скошенности. Разделению повреждаемой области от такого лезвия предшествует процесс предварительного натяжения и сдвига мягких тканей до возникновения на режущей кромке разрушающего контактного напряжения. При этом преграда упруго деформируется, смещаясь в направлении вектора давления, и плотно контактирует не только с самой кромкой, но и прилегающими участками боковых поверхностей травмирующих предметов. По мере осевого протягивания острой кромки упругая реакция преграды проявляется смещением с образованием складок перед кромкой и около нее. Далее, по достижении предела прочности, преграда разрушается, травмирующий край погружается в образованное повреждение, и резание происходит из просвета. В начале острая кромка пересекает натянутые участки кожи с образованием ровного прямого края и ровного пологого ребра. При пересечении складок формируется волнистый край, а ребро у конца отвесное, подрытое или переменной скошенности.

При резании волнистой кромкой она «цепляет» преграду сразу во многих точках, поэтому предварительного скольжения не происходит и преграда разрушается с образованием насечек на коже и зубчатого края ткани уже в начале резания. Причем, к началу резания открыты углы насечек на коже, а вершины зубцов на ткани направлены в сторону протягивания. Сглаженность и каемчатое уплощение краев в начальной и средней третях образуются в начале резания, при преобладании давления на преграду. В последующем, при резании из просвета, они не возникают.

Полоски обтирания по краю повреждений текстильных материалов, каемчатое уплощение, участки осаднения по краю ран объясняется действием поверхности скола осколков санфаянса и стекла. При давлении и протягивании осколками возвышающаяся их кромка образует основное, а вторая, менее выраженная кромка – дополнительное поверхностное повреждение. Соответственно действию зубчатых элементов выступающей кромки на стенке ран формируются насечки и надрезы. Наложения фрагментов пересеченных волокон на стенках преобладают только в начальной трети, в средней трети – их меньше, а в конечной – они единичные. Концы пересеченных нитей или волокон (в зависимости от выраженности рельефа острой кромки) отклонены в направлении резания.

Список литературы

  1. Савостин Г.А. Редкий случай ранения сердца осколком бутылочного стекла // Судебно-медицинская экспертиза и криминалистика на службе следствия: Вып. 6. - Ставрополь, 1971.- С. 460-461.
  2. Иванов И.Н., Мазуренко М.Д., Серватинский Г.Л. Некоторые вопросы травмы острыми орудиями в условиях большого города // Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы // Материалы 6 расширенной конференции, посвященной 60-летию судебно-медицинской службы Ленинградской области.- Л., ноябрь 1992.- С. 24-26.
  3. Томилин В.В., Пашинян Г.А. Руководство по судебной медицине. - М.: Медицина, 2001.-С. 153-154.
  4. Иванов И.Н. Значение оценки обстоятельств происшествия для установления механизма ранения острыми предметами // Труды Петербургского научного общества судебных медиков: Вып. 6. - СПб., 2002. - С. 49-52.
  5. Крюков В.Н. Судебная медицина. - М.: Норма, 2006
  6. Мамаков Ч.Ю., Кочоян А.Л., Карпов Д.А. Анализ встречаемости повреждений, причинённых острыми объектами по данным танатологического отдела и медико-криминалистического отделения. - Барнаул, 2006. - С. 131-134.
  7. Leppaniemi A.K., Salo J.A., Haapiainen R.K., Lempinen M.J. Stab-wounds of the liver // Acta chirurgica Scandinavica. - 1988. - Vol. 154, № 2. - P. 89-92.
  8. Cafaro A., Maurri M., Penolazzi P. L'omicidio nel settorato medicolegale fiorentino: Analisi casistica dal 1957 al 1991 // Minerva medicolegale. - 1994. - Vol. 114, № 1. - P. 31-36.