Вы здесь

Сравнительная экспертная оценка повреждений пристеночной плевры, сердечной сорочки и сердца при проникающих колото-резаных ранениях груди


Publication in electronic media: 10.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/462
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Новосибирск

Повреждения острыми предметами в судебно-медицинской практике, как правило, связаны с совершением тяжких преступлений. Решение вопроса о механизме образования повреждений, идентификация травмирующего предмета по повреждениям на теле и одежде потерпевшего являются одним из основных при расследовании преступлений против личности и достоинства граждан (Иванов И.Н., 2000; Кочоян А.Л., 2007). Объектами рассматриваемого вида экспертиз являются: орудия травмы, следовоспринимающие объекты (предметы одежды, ткани и органы потерпевшего), следы повреждений, возникшие при их взаимодействии.

Большинство проведенных исследований посвящено идентификации орудий травмы и связано с исследованием морфологических особенностей следовоспринимающих свойств кожи человека в области колото-резаных ран (Иванов И.Н., 2000). Однако остаются не исследованными в должной мере особенности колото-резаных повреждений на сердце для решения вопроса о механизме их образования и идентификации орудия.

Морфологическое исследование было выполнено на экспериментальном и практическом аутопсийном материале. Анализу подверглись 585 исследований, выполненных экспериментально на 117 биоманекенах, путем нанесения колото-резаных ранений на передней поверхности левой половины грудной клетки между среднеключичной и окологрудинной линиями в 3-5 межреберье в направлении спереди назад, а также наблюдения из экспертной практики.

В качестве биоманекенов использовались трупы людей, умерших скоропостижно от ишемической болезни сердца. Практический материал был представлен 81 случаем смерти людей в результате причинения им проникающих колото-резаных ранений грудной клетки с повреждением сердца, исследованных в областном бюро СМЭ. В 72 случаях пострадавшими были мужчины и в 9 – женщины, в возрасте от 19 до 73 лет.

При проведении аутопсии исследовались все имеющиеся на теле потерпевших повреждения, а лабораторно: лоскуты кожи, фрагменты мягких тканей и сердца с имевшимися на них повреждениями по ходу раневых каналов.

Эксперимент состоял из двух серий. В первой серии для выяснения степени ретракции повреждений по ходу раневых каналов использовались 5 ножей, имеющие различные конструкционные особенности. Это было необходимо для выявления влияния толщины обуха, степени выраженности его ребер, ширины клинка, остроты лезвия на выраженность растяжения конкретной ткани при действии клинков ножей с выраженным обухом. Ножи были пронумерованы и имели различные характеристики, длина клинков колебалась от 100мм до 220мм, ширина клинков составила от 20мм до 40мм, толщина обуха колебалась от 1,5мм до 5мм.

Во второй серии эксперимента, для выявления следовоспринимающих свойств поврежденных по ходу раневых каналов мягких были использованы 5 однотипных ножей заводского изготовления хозяйственно-бытового назначения из одной партии, с шириной клинка 16 мм, толщиной обуха – 1мм. Обух ножей с П-образным поперечным сечением и хорошо выраженными, острыми ребрами; лезвие и остриё клинков были одинаково острыми. Угол заточки лезвий составлял 15°, диаметр закругления лезвия 0,1мм.

Для сравнительного морфологического исследования отображения следообразующих свойств клинков ножей некоторые конструктивные особенности были изменены. Исследуемые повреждения составили 5 групп. Контрольную – 1-ю группу составили повреждения, причиненные неизмененным клинком ножа. Во 2 группу вошли повреждения причиненные клинком ножа, у которого (с помощью алмазного надфиля) было слегка затуплено лезвие; группу 3 и 4 составили повреждения клинками ножей, у которых были слегка притуплены (закруглены) либо левое, либо правое ребро обуха. 5-ю группу составили повреждения причиненные клинком ножа, у которого были притуплены оба ребра обуха, при этом размеры клинков не изменялись.

Приоритет использования ножей именно с такими конструктивными данными обусловлен тем, что в повреждениях на коже от ножей с одним лезвием и с П-образным обухом в 1 мм толщиной образуются обушковые концы закругленной формы, а другие свойства обуха не отображаются.

Морфологическое исследование лоскутов кожи, участков пристеночной плевры, перикарда и сердца с имеющимися повреждениями проводили после их «восстановления» в растворе А.Н. Ратневского №1 (водно-спиртово-уксусная смесь) (Ратневский А.Н., 1972).

Проведенные на первом этапе исследования эксперименты по моделированию проникающих колото-резаных ранений груди с повреждением сердца, показали, что раны кожи после «восстановления» в растворе Ратневского №1 в силу сокращения эластических волокон уменьшались в длину и становились короче на 4-12мм. Таким образом, величина ретракции кожи приводила к уменьшению размеров длины ран на 20-46,6%.

Повреждения на пристеночной плевре и сердечной сорочке деформировались значительно меньше за счет большого количества в их структуре соединительно-тканных элементов. Уменьшение длины колото-резаных повреждений на плевре и сердечной сорочке, в зависимости от варианта используемого клинка, составило от 1мм до 4мм, т.е. длина повреждений уменьшалась на 13-16%.

Изменения длины повреждений в стенках различных отделов сердца были меньше, чем аналогичные повреждения на коже за счет особенностей структурного строения стенок и толщины миокарда, особенно наиболее часто травмируемого левого желудочка. Процесс ретракции колото-резанных повреждений в стенке различных отделов сердца (предсердий и желудочков), составил от 2 до 3мм, т.е. на 18,7-25%.

Исследованием установлено, что пристеночную плевру с межреберными мышцами, сердечную сорочку, сердечную мышцу нет необходимости высушивать и обезжиривать, т.к. это не приводит к улучшению сохранности колото-резаных повреждений. Указанные органы и ткани сразу могут помещаться в раствор Ратневского №1, затем исследоваться, что сокращает сроки проведения исследования на 3-5 суток.

При морфологической оценке повреждений первой группы второй серии эксперимента (конструкционно неизмененного клинка ножа № 1) установлено – повреждения на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде, миокарде, имели ровные хорошо сопоставимые края и гладкие стенки, одна из которых была всегда скошена, другая – нависала. Концы, образованные лезвием в толще раневого канала были остроугольными. Концы, образованные действием обуха были П-образными, или П-образно скошенными, шириной 1мм.

При морфологической оценке повреждений второй группы второй серии эксперимента (повреждения от клинка ножа №2 с притупленным лезвием) выявлено что, повреждения на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде, миокарде были линейной формы, с ровными, хорошо сопоставимыми краями; стенки гладкие – одна скошена, противоположная – нависает. Концы, образованные действием лезвия – остроугольные, обушковые же концы – П-образные, шириной 1мм. Лезвийные концы имели бóльший угол, по срав¬нению с действием неизмененного лезвия клинка.

При морфологической оценке повреждений 3 и 4 групп второй серии эксперимента (от действия клинков ножей № 3 и 4, с закругленным, – притупленным левым или правым ребром обуха) установлено: повреждения на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде, миокарде были линейной формы с ровными и хорошо сопоставимыми краями. Концы от действия обуха П-образно скошенные, шириной 1мм. Угол П-образного конца со стороны действия закругленного ребра обуха был либо прямым с закругленной вершиной, либо – тупым. Угол повреждения со стороны действия неизмененного ребра обуха был прямым, с закругленной вершиной. Степень же закругления в области этого угла была меньшей, чем у описанного выше. Концы, образованные действием лезвия остроугольные, как на эпикарде, так и в сердечной мышце. Стенки повреждения гладкие, одна – скошена, противоположная – нависает.

Морфологической оценкой пятой группы повреждений (от клинков ножей № 5 с закругленными и притупленными обоими ребрами обуха) установлено, что на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде, миокарде повреждения линейной формы, с ровными и хорошо сопоставимыми краями, концы, образованные действием лезвия остроугольные. От действия обуха на пристеночной плевре, сердечной сорочке, концы П-, Т-образные, или трапециевидные, шириной от 0,3мм до 1мм; поверхностный слой плевры и сердечной сорочки в области этого конца слегка разволокнён. На эпикарде эти концы П-образные, шириной 1мм; на сердечной мышце Т-образные, или трапециевидные, шириной от 0,9мм до 1мм. Стенки повреждения гладкие, одна всегда скошена, противоположная – нависает.

При стереомикроскопии повреждений пристеночной плевры, сердечной сорочки и сердечной мышцы обнаружены мелкие неровности в области концов, образованных действием обуха и по краям повреждений на участках, примыкающих к этим концам, на протяжении 1мм. В области концов, образованных действием лезвия, соединительная ткань с неизмененной структурой.

Форма, размеры повреждений на предсердиях и желудочках сердца, образованные одним и тем же травмирующим предметом не отличались. Детали повреждений на внутреннем слое сердца из-за неровности его рельефа (за счет большого количества трабекул) проследить на всем протяжении не представилось возможным.

Выявленные морфологические особенности повреждения мягких тканей по ходу раневого канала свидетельствуют о том, что ретракция повреждений на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде и мышце сердца значительно меньше ретракции ран кожи, они более точно отображают ширину отобразившейся части клинка ножа. На этих тканях достаточно полно отображаются следообразующие свойства и конструктивные особенности обуха и лезвия клинков ножей, поэтому их можно использовать для групповой идентификации травмирующего предмета. В связи с этим идентификационная значимость таких повреждений сопоставима с ранее использованными для этих целей повреждениями кожи. При проникающих колото-резанных ранениях груди с повреждением сердца для установления особенностей механизма образования повреждений и идентификации травмирующего предмета целесообразно использовать комплексную морфологическую оценку травмированных тканей по ходу раневого канала, что позволит повысить качество экспертиз за счет возросшей объективности выводов эксперта.