г. Тюмень
Переломы костей таза составляют 3-7% всех повреждений опорно-двигательного аппарата (Котельников Г.П., Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф., 2009; Peltier L.F., 1965) и встречаются в 60% случаев при дорожно-транспортных происшествиях (Скалетта Томас А., Шайдер Джеффри Дж., 2005). Механизмы образования переломов костей таза при статическом и динамическом нагружении (компрессионное и ударное воздействие) детально изложены в работах В.С. Семеникова (1972) и Б.А. Саркисяна (1985), возникновение же переломов от непрямого (конструкционного) действия не описано.
При автомобильной травме переломы костей таза образуются вследствие локальных и локально-конструкционных воздействий. В то же время у пассажиров и водителей при автомобильной салонной травме могут возникать и конструкционные переломы костей таза. Для понимания механизма образования подобных переломов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности тазового кольца и влияние позы пострадавшего на воздействие бедренных костей на тазобедренные суставы.
Тазовое кольцо формируется двумя (безымянными) тазовыми костями, каждая из которых состоит из седалищной, подвздошной и лобковой костей, и третьей костью - крестцом. Четвёртая кость – копчик - находится вне тазового кольца. Безымянные кости и крестец объединены в кольцо посредством трёх суставов (двух крестцово-подвздошных и лобкового симфиза), самых прочных в человеческом теле.
Тазовое кольцо у людей выполняет две важные функции: поддержание массы тела и защита внутренних органов. Поддерживание массы тела при ходьбе (или стоянии) и сидении является комбинированной функцией связок и костей таза и распределяется по ним двумя вариантами:
Силовые линии на рентгенограммах костей таза в прямой проекции чётко видны как утолщение трабекулярной структуры кости.
В положении сидя при согнутых в тазобедренных суставах ногах, тяга со стороны группы седалищно-тазобедренных мышц способствует дополнительному наклону таза назад относительно крестца (нутация от лат. nutare – кивать; означает движение крестца, аналогичное киванию головы). Это уменьшает переднезадний размер вертикальной апертуры таза и увеличивает оба размера его нижней апертуры (Кападжи А.И., 2009), отмечается у пассажиров и водителей салона автомобиля и может способствовать конструкционным переломам костей таза вне силовых линий вследствие воздействия головок бедренных костей на вертлужные впадины с образованием их симметричных сгибательных переломов*, названных нами, переломами по типу «крыльев бабочки».
В отечественной классификации подобные переломы костей таза относятся к IV клинической группе (переломы вертлужной впадины: крыши; дна; центральный вывих). В зарубежной – к классу В: нестабильные переломы тазового кольца (характерно нарушение целости тазового кольца в двух местах со смещением), тип IIIБ (множественные переломы таза со смещением) или переломы типа Кан III (повреждаются два участка тазового кольца с нестабильностью тазового скелета); переломы вертлужной впадины: класс А (без смещения), класс Б (со смещением, которые некоторые авторы относят к центральным вывихам бедра) или тип Кан IV (переломы заднего края, часто сочетающиеся с задним вывихом бедра; поперечный перелом; перелом подвздошно-седалищной колонны; перелом подвздошно-лобковой колонны). Переломы же типа «бабочки» отнесены к классу А: тип IА (двусторонний перелом ветвей лобковых костей) или переломы типа Кан III (двусторонний перелом лобковых и седалищных костей).
В качестве подтверждения приведём пример из экспертной практики. 25.02.2009 г. в результате столкновения двух легковых автомобилей погиб гр-н К., 46 лет, находившийся на пассажирском сиденье автомашины «Опель-Вита». Первичное исследование трупа было проведено привлечённым в качестве эксперта хирургом, крайне некачественно описавшим повреждения. По утверждению водителя автомашины погибший находился на заднем сиденье автомобиля и схватил рулевое колесо, стараясь повернуть автомобиль на полосу встречного движения, что и привело к столкновению автомобилей. В протоколе осмотра места происшествия не было указано, где именно находился погибший. Поэтому с целью установления месторасположения его была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза и проведена эксгумация трупа с его повторным исследованием. Изъятые кости были подвергнуты медико-криминалистическому исследованию.
На основании проведённого судебно-медицинского исследования, в соответствие с поставленными вопросами, экспертная комиссия [Заключение экспертов (комиссионной экспертизы) № 160 от 26.08.2010 г.] пришла к следующим выводам:
1. Согласно представленным медицинским документам, у гр-на К., 46 лет, имели место:
1.1. фрагментарно-оскольчатый перелом правых височной и скуловой костей, лобной кости, костей спинки носа, верхнечелюстных костей;
1.2. полные поперечные переломы дуги 2-го шейного позвонка справа («разгибательный») и слева («сгибательный»), дефект передней, верхней и нижней поверхностей 3-го шейного позвонка (с признаками растяжения костной ткани в области нижнего и сжатия – верхнего краёв);
1.3. полный поперечный сгибательный перелом тела подъязычной кости справа;
1.4. переломы правых рёбер: полный косой оскольчатый сгибательный 2-го по лопаточной линии; полные косые сгибательные: 3-го, оскольчатый 4-го, косопоперечные оскольчатые 5-го и 6-го по средней подмышечной линии; полный косопоперечный оскольчатый разгибательный 7-го по средней подмышечной линии; полные поперечные оскольчатые разгибательные 2-го, 5-го и 6-го, косопоперечные 3-го и 4-го по передней подмышечной линии;
1.5. переломы левых рёбер: полный косой сгибательный 4-го по околопозвоночной линии; полные косые оскольчатые, разгибательный 3-го, сгибательные 5-го и 8-го между околопозвоночной и лопаточной линиями; полные поперечные сгибательные 6-го и 7-го по лопаточной линии;
1.6. повреждения таза: конструкционный полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «сгибательный» перелом правой вертлужной впадины и подвздошно-лобкового возвышения правой подвздошной кости; полный поперечный (вертикальный) «сгибательный» перелом ветви седалищной кости; полный краевой отрывной «сгибательный» перелом ости правой седалищной кости; конструкционный полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «сгибательный» перелом левой вертлужной впадины, тела левой подвздошной кости (кзади от подвздошно-лобкового возвышения) и тела левой седалищной кости; неполный поперечный «сгибательный» перелом ветви левой седалищной кости; полный краевой отрывной «сгибательный» перелом ости левой седалищной кости; полные разрывы крестцово-подвздошных суставов; полный разрыв лобкового симфиза; полный поперечный (вертикальный) оскольчатый «разгибательный» перелом нижней ветви правой лобковой кости;
1.7. локально-конструкционный метадиафизарный (вертельнодиафизарный) полный винтообразно-поперечный фрагментарно-оскольчатый перелом верхней и средней третей правой бедренной кости;
1.8. локально-конструкционный диафизарный полный поперечный фрагментарно-оскольчатый перелом средней и нижней третей левой бедренной кости;
1.9. локально-конструкционный апофизоэпиметадиафизарный полный косопоперечный оскольчатый перелом головки правой малоберцовой кости с отрывом передневерхнего отдела суставной поверхности;
1.10. рана средней трети наружной поверхности левого бедра (зафиксировано при первичном исследовании трупа).
2. Все повреждения возникли у гр-на К. незадолго до смерти.
3. Исходя из материалов дела, указанные повреждения могли возникнуть в ходе дорожно-транспортного происшествия в виде лобового столкновения двух легковых автомобилей при нахождении гр-на К. в салоне одного из них.
При этом:
3.1. переломы костей черепа причинены в результате ударного взаимодействия тупого предмета и переднеправой поверхности головы, что могло иметь место при ударном взаимодействии этой поверхности и правой боковой стойки автомобиля либо его деформированной крыши;
3.2. переломы 2-3 шейных позвонков образовались вследствие переразгибания позвоночника на этом уровне в направлении кзади и вправо, что могло иметь место при тех же условиях;
3.3. перелом правого отдела тела подъязычной кости причинён в результате ударного взаимодействия тупого предмета с ограниченной воздействующей поверхностью и переднеправой поверхности верхней части шей, что могло иметь место при ударе этой поверхностью о какую-либо часть салона автомобиля;
3.4. переломы рёбер возникли вследствие деформаций изгиба и частично кручения не менее чем от 2-х ударных взаимодействий грудной клетки и тупых твёрдых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью, что могло иметь место при взаимодействии её с частями обращённых друг к другу спинок передних пассажирских сидений; исключение составляет перелом 3 левого ребра, возникший от прямого воздействия предмета с ограниченной поверхностью, каким мог быть фрагмент салона автомобиля;
3.5. перелом левой бедренной кости образовался вследствие деформаций изгиба при воздействии травмирующей силы изнутри и сзади в направлении кнаружи (влево) и кпереди, что могло иметь место при взаимодействии задней поверхности нижней трети бедра с передним краем сиденья;
3.6. перелом правой бедренной кости возник вследствие деформаций изгиба и кручения при воздействии травмирующей силы спереди назад и снаружи внутрь (справа налево) с вращением верхней части бедра против часовой стрелки (влево), что могло иметь место в результате перемещения туловища при фиксированной нижней части бедра между передним и задним сиденьями;
3.7. перелом правой малоберцовой кости возник вследствие деформаций изгиба и разрыва при воздействии травмирующей силы спереди назад и снаружи внутрь (справа налево), что могло иметь место при соударении места перелома и частей автомобиля, расположенных между передним и задним сиденьями;
3.8. повреждения таза образовались вследствие деформаций изгиба при резком травмирующем воздействии головок бедренных костей на вертлужные впадины (по типу «крыльев бабочки») с последующим разворачиванием подвздошных костей и разрывами крестцово-подвздошных суставов, при условии нахождения гр-на К. в положении сидя с разведёнными бёдрами; исключение составляют перелом нижней ветви правой лобковой кости и разрыв лобкового симфиза (лонного сочленения), возникшие при ударно-компрессионном воздействии в место перелома предмета с ограниченной взаимодействующей поверхностью, каким могла быть часть салона автомобиля;
3.9. рана на левом бедре причинена твёрдым тупым предметом с ограниченной травмирующей поверхностью, каким могла быть часть салона автомобиля.
Таким образом, гр-н К., в момент лобового столкновения находился на заднем сиденье автомобиля «Опель-Вита». Не исключено, что при этом он мог располагаться, как указано на фотографиях, выполненных при проведении следственных экспериментов 04.12.2009 г. и 02.03.2010 г. – туловищем между спинками передних сидений с вытянутой к рулевому колесу правой рукой.
4. Все повреждения в совокупности причинили здоровью гр-на К. тяжкий вред по признаку опасности для жизни.
5. Смерть гр-на К. наступила от переломов 2-го и 3-го шейных позвонков со сдавлением спинного мозга, на что указывает характерная деформация переломов дуги 2-го позвонка.
Данные экспертизы нашли своё подтверждение при дальнейших следственных действиях.
Кроме того, в нашей практике встретились два случая образования односторонних конструкционных переломов костей таза в области вертлужной впадины по типу «крыла бабочки». Они также имели место при автомобильной травме, но в случаях переезда (наезда) колесом автомобиля на область нижней части бедра или области коленного сустава при положении потерпевших лежа на спине. Эти поперечные или косопоперечные сгибательные переломы возникали вследствие ротации бедра кнаружи с давлением головки бедренной кости на стенки вертлужной впадины. Этому способствовало то, что при таком положении тела тазобедренные суставы разогнуты, а работа мышц-сгибателей ведёт к наклону таза кпереди и к уменьшению расстояния между вершиной крестца и бугристостью седалищных костей т.е. к контрнутации (контрнаклону).