Вы здесь

Сравнительная характеристика колото-рубленых повреждений костей свода черепа в зависимости от конструкции орудий и условий травмирования


Publication in electronic media: 10.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/464
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г.г. Барнаул, Кемерово

Экспертная практика показывает, что повреждение тканей тела человека возможно и такими достаточно распространенными в быту столярными, слесарными инструментами, как стамески, долота, отвертки.

Анализ архивного материала отделения медицинской криминалистики Кемеровского областного бюро судебно-медицинской экспертизы за 2007-2009 годы показал, что травма острыми объектами составила около 5,1% от всей насильственной смерти. Из них колото-резаные раны отмечены в 67,8-71,3% случаев, резаные – в 8,7-14%, колотые в 3,1-3,7%, рубленые – в 4,3-7,6% случаев; колото-рубленые повреждения отмечены в 0,6-0,75% случаев.

В специальной литературе сведения о колото-рубленых повреждениях костей черепа крайне скудны. По С.Д. Кустановичу (1975), на стенках раневых каналов черепа от ударов стамеской выявляются валики и борозды («трассы»), являющиеся отражением неровностей лезвия. По А.П. Громову, В.Г. Науменко (1977), повреждения костей от стамески, долота могут быть в виде насечек, надрубов всем лезвием или его углом; сквозные повреждения плоских костей соответствуют форме и размеру поперечного сечения орудия; раневой канал в костях расширяется в направлении удара.

Н.С. Эделев, Л.А. Скочилов (2006) в ходе экспериментального моделирования повреждений черепа отвертками с прямым лезвием получали насечки, силиконовыми слепками с которых отображали профиль лезвия орудия. Края этих насечек мелкозубчатые, с мелкими сколами компактного вещества; дно неровное, мелкобугристое.

Несмотря на относительно малое количество случаев травмы колюще-рубящими предметами актуальность исследований таких повреждений несомненна. Имеющиеся в настоящее время сведения о морфологии колото-рубленых повреждений явно недостаточны для определения условий травмирования, внутригрупповых и индивидуальных особенностей рельефа колюще-рубящих орудий, что нередко осложняет дифференциальную диагностику повреждений, как у секционного стола, так и при дальнейшем лабораторном исследовании.

Для изучения морфологических особенностей повреждений тканей тела от колюще-рубящих воздействий нами продолжены экспериментальные исследования. Моделирование проведено стамесками с «острыми» прямолинейными лезвиями длиной 6 мм, 10 мм и 20 мм, с «затупленным» лезвием длиной 10 мм, «острыми» и «затупленными» долотами и отвертками с лезвиями длиной по 10 мм. Угол заточки стамесок 25°, долот – 35°. Ширина лезвий «острых» стамесок 0,1 мм, «затупленной» – 0,6 мм; острого долота 0,2 мм, «затупленного» – 0,5 мм. У отверток угол схождения плоскостей рабочей части 15°, «острая» – с контактной частью в виде ребра шириной 0,5 мм, «затупленная» – 1 мм. Углы схождения лезвий с торцовыми поверхностями прямые, у «острых» орудий с выраженными вершинами, у «затупленных» – с закругленными.

Повреждения получены ударными воздействиями под углом 90° в теменные области фиксированной или нефиксированной на жесткой опоре головы биоманекенов. Костные повреждения изучены визуально и при стереомикроскопии (МБС-10, увеличение 8-32). Всего исследовано 100 повреждений костей свода «острыми» орудиями и 30 – «затупленными». Толщина травмируемых костей составляла 4-7 мм, наружной компактной пластинки 1,5-2 мм, губчатого вещества 1,5-4 мм.

В зависимости от глубины разрушения костной ткани возникали повреждения трех видов: насечки, врубы и «дырчатые» переломы.

Насечки получены только от действия стамесок и «острой» отвертки. Независимо от фиксации головы и остроты лезвия, форма насечек всегда прямолинейная, и располагались они в пределах наружной компактной пластинки. Край от воздействия скоса лезвия стамесок ровный, сглажен в просвет повреждения, противоположный (от отвесной части лезвия) – отвесный, мелкозубчатый. Ширина насечек у поверхности кости до 1мм; концы П-образные. От ударов отверткой оба края мелкозубчатые, с каемчатым уплощением и мелкими отщепами. Глубина на всем протяжении 1-1,5 мм. Длина насечек зависела от протяженности лезвия и кривизны поверхности свода. При ударах стамесками с «острыми» лезвиями длиной 6 мм и 10 мм насечки всегда имели длину, соответствующую протяженности лезвия, вне зависимости от кривизны травмируемых участков кости. В отличие от этого, при ударах стамеской с лезвием длиной 20 мм только в одном наблюдении на условно плоском участке длина соответствовала протяженности лезвия – 20 мм. Во всех остальных случаях от ударов стамеской с лезвием длиной 20 мм имели меньшую длину: в пределах 14-18 мм. От ударов «острой» отверткой на условно плоских участках костей длина насечек соответствовала протяженности «жала», а на участках с выраженной кривизной – меньше на 10-20%. Следует отметить, что длина насечек в определенной степени зависела как от фиксации головы, так и от остроты лезвия. На фиксированной голове только в двух наблюдениях длина их соответствовала длине лезвия «затупленной» стамески, в двух других – они короче лезвия на 10-20%. Если удары «затупленной» стамеской наносились по нефиксированной преграде, то длина насечек была меньше длины лезвия на 30-70%. Концы всех насечек П-образные, края и стенки мелконеровные. Просвет клиновидный, от действия стамесок – асимметричный, отверток – симметричный. Дно в пределах наружной компактной пластинки, в виде узкой площадки.

Длина врубов от стамесок также зависела от протяженности лезвия. При ударах стамесками с лезвиями длиной 6 мм и 10 мм длина врубов всегда соответствовала протяженности лезвия, вне зависимости от кривизны травмируемого участка кости. В отличие от этого, при ударах стамеской с лезвием длиной 20 мм только в одном случае вруб имел длину в 20 мм. При этом он располагался условно на плоском участке кости; длина остальных врубов была в пределах – 14-18 мм, т.е на 10-30% короче лезвия.

Форма и глубина врубов, причиненных стамесками, зависит от фиксации головы. При ударах по нефиксированной преграде форма врубов клиновидная, с остроугольным и П-образным концами; максимальная его ширина у П-образного конца 2-3 мм, постепенно уменьшается и сходит «на нет» у остроугольного конца; максимальная глубина до 3 мм также отмечается у П-образного конца и плавно уменьшается по направлению к остроугольному концу. От ударов по фиксированной преграде врубы преимущественно прямолинейные, с П-образными концами шириной 2-3 мм, одинаковой глубины на всем протяжении – 3-4 мм. Края от действия скоса лезвия ровные, сглажены в просвет; от отвесной части – мелкозубчатые. От «затупленной» стамески вдоль края, соответствующего отвесной части лезвия, встречаются сколы и участки выкрашивания компакты на ширину до 2 мм. Стенки врубов мелконеровные. От отвесной части лезвия стенки так же отвесные, компакта продольно расщеплена извилистыми дугообразными трещинами, выпуклостью обращенными к центру повреждений. От действия скоса лезвия стенки пологие, на всем протяжении мелкобугристые. Ребра концов пологие, просвет врубов клиновидный асимметричный; дно в виде узкой относительно ровной площадки.

Вне зависимости от фиксации головы и остроты лезвия стамесок по краям врубов от действия отвесной части лезвия возможно расслоение и вспучивание компакты в виде возвышающихся к краям овальных и прямоугольных площадок, размеры которых превышают линейные размеры повреждений. Эти площадки представлены участками частичного отслоения наружной компактной пластинки. Площадки возвышаются над краями врубов на высоту до 1 мм, ограничены кортикальными трещинами со скошенными лезвиеобразными краями, замыкающимися в концах повреждения. Общая протяженность площадок превышает линейные размеры врубов.

Врубы от «острого» долота прямоугольной формы, длина их соответствует протяженности лезвия, ширина и глубина их равномерная на всем протяжении (до 4 мм). Дно в виде узких относительно ровных площадок в пределах губчатого вещества. Края соответственно действию скоса лезвия ровные или мелкозубчатые, сглажены в просвет повреждений. Вдоль края отмечается участок отслоения компактного вещества шириной до 3,5 мм, ограниченный кортикальной трещиной, замыкающейся в концах вруба. Образовавшийся осколок расслоен продольными кортикальными трещинами в виде «террас», полого внедрен в просвет и прикрывает стенку вруба. Края от действия отвесной части лезвия мелкозубчатые, с каемчатыми сколами компакты. Иногда стенки врубов со стороны отвесной части долота расслоены извилистыми, дуговидными трещинами, концы которых направлены к углам повреждений по ходу раневых каналов. Концы врубов П-образные, без дополнительных повреждений.

Врубы от действия отверток всегда прямолинейной формы. На фиксированной голове длина их соответствует протяженности лезвия, а на нефиксированной - они могут быть короче лезвия на 10-20%. Ширина врубов 1-1,5 мм, глубина на всем протяжении до 3 мм. Оба края мелкозубчатые, с каемчатым уплощением и мелкими отщепами. Вдоль краев образуются одиночные кортикальные дугообразные трещины, замыкающиеся у концов повреждений, образуя полулунной формы осколки шириной 0,5-1 мм, внедренные в стенку вруба. Размеры этих осколков не превышают линейные размеры вруба. Концы врубов от отвертки П-образные. Просвет симметрично клиновидный. Дно в виде узкой площадки шириной 0,5 мм.

При ударах «острой» стамеской с длиной лезвия 6 мм и 10 мм, независимо от кривизны травмируемого участка на костях свода возникали «дырчатые» переломы, размерами соответственно 4x6 мм и 4x10 мм. На наружной компактной пластинке они прямоугольной формы. Край перелома со стороны действия скоса лезвия пологий; на всем протяжении отмечаются или участки каемчатого скола компактного вещества, нависающие над просветом скошенными «козырьками», или в виде осколков шириной до 2,5 мм, внедренных в просвет и прикрывающие стенку. Иногда эти осколки и «козырьки» были расслоены продольными кортикальными трещинами по типу «террас». Края от отвесной части лезвия мелкозубчатые, с ограниченными участками скола компактного вещества на ширину до 1 мм. Концы переломов П-образные. Вне зависимости от фиксации головы, как и на врубах, по краям «дырчатых» переломов от действия отвесной части лезвия стамески возможно формирование площадок частичного отслоения компактного вещества.

От действия отверток «дырчатые» переломы на наружной компактной пластинке прямоугольной формы, размерами 3x10 мм, концы П-образные, края мелкозубчатые, с отщепами компактного слоя на ширину до 1 мм, со смятием его в просвет. Стенки мелконеровные. Отмечаются одиночные (изолированные) кортикальные дугообразные трещины с признаками разрыва, которые замыкаются у концов переломов, образуя полулунной формы осколки шириной от 1 мм до 2 мм, внедренные в стенку переломов. В отличие от повреждений от действия стамесок, размеры этих осколков не превышают линейные размеры переломов.

«Дырчатые» переломы от ударов долотом практически с одинаковой частотой возникали на фиксированной и подвижной голове. На условно плоских участках костей переломы возникали почти в 3 раза чаще, чем на участках с выраженной кривизной.

На наружной компактной пластинке переломы квадратной формы при полном погружении лезвия, размерами 10x10 мм, либо прямоугольные при погружении на уровне скоса лезвия, размерами до 8x10 мм. Края на наружной компактной пластинке соответственно действию скоса лезвия пологие на всем протяжении, либо с участками каемчатых сколов компакты на ширину до 3 мм, нависающих над просветами переломов в виде скошенных «козырьков», либо со сколами на ширину до 2,5 мм, с внедрением осколков в просвет, прикрывающих стенку повреждений. Как и от действия стамески, эти осколки могут быть расслоены продольными кортикальными трещинами по типу «террас». Противоположные края от действия отвесной части лезвия мелкозубчатые, с ограниченными участками скола компакты на ширину до 1 мм. Концы переломов мелкозубчатые. Стенки отвесные, мелконеровные, могут быть расслоены извилистыми продольными трещинами.

Со стороны внутренней компактной пластинки «дырчатые» переломы от действия всех орудий овальной формы, размеры их больше по сравнению с наружной компактной пластинкой. Края здесь зубчатые, с выкрашиванием и сколами компакты. Какой-либо зависимости в расположении и размерах участков сколов и выкрашивания компакты на внутренней пластинке относительно ориентации скоса или отвесной части лезвия стамесок и долот не выявлено.

От «затупленного» долота костные повреждения не формировались.

Анализ экспериментального материала показал следующие закономерности.

Объем (глубина) разрушения костей свода черепа обратно пропорционален протяженности лезвия колюще-рубящих орудий. Однако, с увеличением длины лезвия возникает зависимость процесса формирования повреждений костей и от степени кривизны травмируемого участка кости: орудия с протяженным лезвием причиняют значительные повреждения лишь на условно плоских участках, тогда как с коротким лезвием – и на участках с выраженной кривизной и на условно плоских участках.

Имеется четкая корреляция характера (протяженность, глубина, ровность краев и стенок) повреждений костей свода с остротой лезвия орудий.

На объем разрушения костной ткани влияет фиксация головы – на нефиксированной он меньше, чем на фиксированной.

Установленный комплекс морфологических признаков повреждений костей свода более полно раскрывает особенности воздействия колюще-рубящими объектами. Выявленные группы морфологических признаков (форма, размеры, строение краев, стенок и концов) характеризуют основные конструктивные особенности колюще-рубящих объектов (форма, протяженность и характер заточки лезвия), что позволяет проводить внутригрупповую идентификацию орудий такого типа.

Список литературы

  1. Громов А.П., Науменко В.Г. Судебно-медицинская травматология.- М.: Медицина, 1977.-С. 200-201.
  2. Кустанович С.Д. Судебно-медицинская трасология.- М.: Медицина, 1975, С. 136-137.
  3. Эделев Н.С., Скочилов Л.А. О морфологии костных следов-насечек, причиненных отвертками.- в сб. Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Вып. 11.- Новосибирск, 2006.- С. 271-273.