г. Барнаул
Переломы подъязычной кости в судебно-медицинской практике встречаются при некоторых видах внешнего воздействия на область шеи — странгуляционной асфиксии, транспортной травме, повреждениях тупыми объектами с ограниченной контактирующей поверхностью. Эти переломы приводят к отеку слизистой оболочки гортани, голосовых связок, иногда к аспирации кровью и заканчиваются смертью от асфиксии. По данным А. П. Загрядской и Д. Е. Джемс-Леви (1978), смерть при механических повреждениях подъязычной кости и хрящей гортани может наступить не сразу, а через несколько часов.
09.12.2008 года в п. Вымпел Рубцовского района был обнаружен труп гр. У. с признаками насильственной смерти в виде следующих повреждений. На лице множественные ссадины. По передней поверхности шеи справа прерывистый красно-синий, слабой интенсивности кровоподтек размерами 3,5x1,5 см, длинником ориентированный на 1 и 7 часов условного циферблата. При внутреннем исследовании трупа на левой боковой поверхности шеи в проекции подъязычной кости и щитовидного хряща обнаружено интенсивное темно-красное кровоизлияние размерами 3,5x1,5 см, толщиной 0,6 см. Аналогичное кровоизлияние — в проекции подъязычной кости справа, с переходом на правую долю щитовидной железы, размерами 6x4 см и толщиной 1 см. Определяется полный перелом левого рожка ближе к свободному концу, полный перелом правого рожка щитовидного хряща. В медико-криминалистическое отделение на исследование в растворе формалина был представлен органокомплекс шеи. При визуальном и микроскопическом исследовании органокомплекса после отсепаровки мягких тканей установлено, что подъязычная кость сформирована правильно, суставы кости синостозированы. На правом большом роге кости, в верхней части, обнаружен полный поперечный, не консолидированный перелом, с признаками растяжения на внутренней стороне кости, а сжатия — на наружной. Кроме того, были обнаружены два сросшихся (прижизненных) перелома в средней части и у основания правого большого рога кости в виде «костных мозолей», которые привели к деформации кости, с изгибом правого рога кнутри и вверх. При исследовании сросшихся переломов установлено, что костная мозоль у основания правого рога более выражена на наружно-задней поверхности, а костная мозоль в средней части рога — на задней поверхности. Так как костная мозоль обычно более выражена со стороны долома, то следует полагать, что эти переломы были разгибательными.
Для определения давности образования переломов проведено гистологическое исследование «костных мозолей», которые в ходе дальнейшей обработки декальцинировались в 10% растворе азотной кислоты. После скипидарно-спиртово-парафиновой проводки из полученных парафиновых блоков приготовлены 20 гистологических препаратов, окрашенных гематоксилин-эозином по Ван-Гизону. Ткань кости была в состоянии умеренного аутолиза, при котором структура прослеживается, но ядра клеток не везде четкие, большая часть их в виде теней. В просмотренных срезах выявлено следующее. Структура надкостницы не содержит остеоцитов, представлена гомогенной массой. Структура периоста нарушена. Нет четкости в структуре пучков орсеиновых волокон, отмечается их хаотичность расположения с наползанием друг на друга. Костная мозоль состоит из вновь образованных костных балок располагающихся неравномерным широким слоем. Между костными балками ткань разросшегося периоста. В препаратах окрашенных по Ван-Гизону описанные элементы окрасились в ярко красный цвет соединительной ткани.
Таким образом, наличие хорошо сформированной костной мозоли, позволяют предположительно определить давность повреждения не менее 1 месяца.
В описываемом случае смерть от первичных (сросшихся) переломов не наступила, что и привлекло наше внимание.