Вы здесь

О возможности определения дистанции выстрела эластичными пулями

Publication in electronic media: 11.12.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/575
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Новосибирск 2009 Вып. 15

Д. А. Карпов, А. И. Сушенцев

г. Барнаул

Огнестрельное оружие с боеприпасами травматического действия предназначено для целей самообороны. Оружие представлено большим количеством моделей, как специально разработанных, так и изготовленных на базе имеющихся штатных образцов. Боеприпасы травматического действия могут снаряжаться одноэлементными или многоэлементными эластичными снарядами — резиновыми пулями, дробью. Информация о конструкции образцов оружия и боеприпасах имеется в доступных информационных источниках. Но данные об их баллистике и о характере повреждений, причиняемых человеку, в судебно-медицинской литературе представлены в весьма ограниченном объеме. Прежде всего, это работы В. Ю. Назарова (2007), А. Р. Бабаханяна, В. Д. Исакова, В. Ю. Назарова (2008). Следует отметить, что нередки случаи, когда это оружие используется в криминальных целях. Поэтому каждое судебно-медицинское исследование таких повреждений представляет интерес для экспертной практики.

В марте 2008 года в гр-на А. в ходе ссоры произведено 5 выстрелов в голову и грудную клетку из ружья и 2 выстрела в поясничную область из пистолета патронами травматического действия. Огнестрельные ранения оказались не смертельными, и впоследствии гр-н А. был убит ударом ножа.

На экспертизу представлены 7 препаратов кожи с ранами волосистой части головы, грудной клетки и поясничной области. На объектах из области головы раны с дефектами кожи 14x18 мм и 18x20 мм. Края дефектов размозженные, осадненные, с радиальными разрывами. В зонах повреждений частиц пороха и копоти не выявлено. На препаратах с грудной клетки раны поверхностные, дуговидной формы. Края их неровные, размозженные, осадненные, с наложениями частиц пороха. На объектах из поясничной области раны с дефектами кожи 3x6 мм и 10x11 мм, одна — с интенсивным наложением копоти.
При исследовании установлено, что все раны являются огнестрельными входными, и причинены одноэлементными снарядами (пули). Раны с грудной клетки и одна рана из поясничной области причинены выстрелами с близкой дистанции в пределах действия дополнительных факторов (порох, копоть).

В ходе следствия подозреваемый заявил, что он стрелял из ружья и пистолета патронами травматического действия, с дистанции 7-20 метров. Для уточнения дистанции выстрелов возникла необходимость в экспериментальных отстрелах.

Следствием представлено одноствольное ружье ИЖ-81 12 калибра и пистолет марки МР-79-9ТМ Cal. 9 мм РА, а так же патроны к ним аналогичного снаряжения. Каждый патрон для ружья снаряжен 3 резиновыми элементами массой по 3,4 г. Патроны для пистолета снаряжены одной резиновой пулей.

Экспериментальные отстрелы из ружья произведены на биоманекенах, в голову с дистанций: упор, 50 см, 70 см, 100 см, 150 см, 200 см; в заднюю поверхность грудной клетки — 30 см, 50 см, 150 см, 200 см.

При выстреле в голову в упор рана с дефектом кожи («минус-ткань») неправильной овальной формы, размерами 6x9 мм. Края дефекта неровные, размозжены и кольцевидно осаднены на ширину до 3-5 мм с четкими контурами («штанц-марка»). Края дефекта со сквозными радиальными разрывами, длиной 5-10 мм. Стенки дефекта крупнобугристые, неровные. Волосы в зоне повреждения опалены, с наложениями копоти выстрела и порошинок.

При выстрелах в голову с дистанций 50 см, 70 см и 100 см раны с дефектами кожи («минус-ткань») неправильной овальной формы, размерами 7x10 мм (дистанция 50 см и 70 см) и 4x5 мм (дистанция 100 см). Края дефектов неровные, размозжены, осаднены на 4-7 мм. Стенки дефектов неровные, крупнобугристые, с втянутыми в просвет вывихнутыми луковицами волос. Края дефекта с радиальными разрывами 4-25 мм. В зоне повреждений (дистанция 50 см и 70 см) выявлены полусгоревшие частицы пороха.

При выстрелах в голову с дистанций 150 см и 200 см повреждений кожи, а так же наложений посторонних инородных частиц не выявлено. При выстрелах в грудную клетку с дистанции 30 см повреждение имеет вид округлой ссадины с четкими контурами, диаметром 15 мм, с образованием по ее краю поверхностной раны. С дистанции 50 см получена округлая ссадина с четкими контурами, диаметром 14 мм. При выстрелах с дистанций 150 см и 200 см получены ссадины без четких контуров.
Экспериментальные отстрелы из пистолета производились в поясничную область биоманекена с 9-ти дистанций: от 15 см до 250 см.

Повреждения на препаратах кожи, полученных при выстрелах с дистанции от 15 см до 150 см с дефектом кожи («минус-ткань») неправильной овальной формы, размерами 9x10 мм. Края дефектов неровные, стенки, бугристые. Края дефектов с множественными радиальными не сквозными разрывами, длиной 1-4 мм. В зоне повреждения (дистанция 15 см) выявлено наложение копоти выстрела. У остальных повреждений копоти не обнаружено.

При выстрелах с дистанции 200 см и 250 см повреждения не сквозные, с поверхностным дефектом кожи («минус-ткань») неправильной овальной формы, размерами до 10x15 мм. Края дефектов неровные, мелковолнистые. Стенки их и дно бугристые.

Сравнивая морфологические свойства истинных ран с экспериментальными повреждениями, полученными при выстрелах из ружья с дистанции от упора до 100 см, установлено сходство в морфологических особенностях ран. Так же установлены существенные различия истинных ран с экспериментальными повреждениями, полученными при выстрелах с дистанции 150 см и 200 см. Это дает основание считать, что выстрелы из ружья в гр-на А. были произведены с дистанции не более 100 см.

Сравнивая морфологические свойства первой истинной раны с экспериментальным повреждением, полученным при выстреле из пистолета с дистанции 15 см, установлено сходство в морфологических особенностях ран и топографии отложения копоти, а также существенное различие со всеми остальными экспериментальными повреждениями. Это дает основание считать, что истинная входная огнестрельная рана на препарате кожи от трупа гр-на А. могла быть причинена выстрелом из пистолета с дистанции не более 15 см. Так же установлено сходство второй истинной раны с экспериментальными повреждениями, полученными с дистанции от 20 см до 150 см, и существенное различие с экспериментальными повреждениями, полученными с дистанции 200 см и 250 см. Это дает основание считать, что вторая рана причинена выстрелом из пистолета с дистанции не менее 20 см и не более 150 см.

Таким образом, результаты диагностического идентификационного исследований позволили на основе морфологических признаков повреждений биологических тканей аргументировано судить о том, из какого оружия, какими снарядами и с каких дистанций могли быть причинены повреждения на теле гр-на А.

Проведенные исследования огнестрельных повреждений мягких тканей эластичными снарядами травматического действия будут способствовать в дальнейшем улучшению судебно-медицинской диагностики подобных повреждений.