Вы здесь

Оценка взаимодействия следственных органов и судебно-медицинской службы при осмотре места происшествия


Publication in electronic media: 02.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/428
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Новосибирск

Осмотр трупа на месте его обнаружения является важным разделом совместной работы следственных органов и судебно-медицинской службы. Данные, полученные врачом при осмотре трупа, помогают следователю выяснить характер и механизм образования повреждений, сориентироваться по срокам наступления смерти. Особое значение имеют эти данные при убийствах, когда необходима объективная информация о произошедшем событии. Неправильное оформление результатов осмотра, а так же некомпетентное его проведение может явиться причиной серьезных ошибок в ходе расследования данного происшествия и при производстве судебно-медицинской экспертизы.

Нами были составлены анкеты для проведения опроса сотрудников межрайонных следственных отделов Следственного комитета о работе на месте происшествия. Осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения организует и проводит следователь. В анкетах 83,3% респондентов отмечают, что осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения проводит следователь следственного комитета и 16,6% опрошенных – сотрудник милиции.

Из анкет следовало, что дежурный судебно-медицинский эксперт доставляется на место обнаружения трупа транспортом бюро СМЭ (83,3% опрошенных) и 16,6% указали транспорт УВД.

В анкетах нами был сформулирован вопрос «На какие случаи осуществляется выезд дежурных экспертов СМЭ». Выяснилось что, 91,5% опрошенных считают, что эксперт выезжает на убийство; 38,3% – в случаях обнаружения трупов с видимыми телесными повреждениями 3.8% – случаях обнаружения трупов неизвестных лиц без видимых телесных повреждений в 12,3% случаев опрошенные отметили – прочее.

При выезде на место происшествия и осмотре трупа на месте его обнаружения следователем составляется «Протокол осмотра трупа», где указываются все имеющиеся данные о трупе, выявленные судебно-медицинским экспертом. Они имеют большое значение для установления давности наступления смерти, причины смерти, оценки имеющихся повреждений, дальнейшего исследования трупа в морге и, следовательно, должны быть исследованы в полном объеме. Все сотрудники межрайонных следственных отделов указали в анкетах правильную информацию.

На следующем этапе работы задачей опроса явилось выявление информированности работников следствия в действиях эксперта на месте происшествия. По результатам анкетирования было установлено:

  • 91,6% респондентов ответили, что на месте обнаружения трупа фиксируется положение трупа по отношению к окружающим объектам;
  • 31,4% респондентов считают, что отмечается расположение и характер следов крови на окружающих предметах;
  • 100% респондентов имеют информацию, что фотографирование места происшествия производится экспертом ЭКУ;
  • 100% респондентов указали на обязательность описания позы, в которой располагается тело, одежды, трупных явлений и повреждений.
  • 83,3% респондентов в считают, что изъятие и упаковка вещественных доказательств проводится экспертом ЭКУ УВД, 16,3% – ответили, что проводится следователем, 8,3% – ответили, что изъятие и упаковка вещественных доказательств производится совместно следователем и судебно-медицинским экспертом.

Однако, взаимодействие дежурного врача судебно-медицинского эксперта с правоохранительными органами по сложившейся практике складывается из следующих моментов. Сотрудники милиции территориального отдела первыми прибывшие на место происшествия, в случаях получения данных о криминальном характере или подозрительном на криминальный характер смерти, ставят в известность дежурного территориального отдела милиции. Дежурный территориального отдела вызывает следователя Следственного комитета, дежурного врача судебно-медицинского эксперта, оперативную группу, в состав которой входят оперуполномоченные отдела милиции и эксперт ЭКЦ ГУВД. Таким образом, решение об участии в осмотре места происшествия судебно-медицинского эксперта принимает дежурный территориального отдела милиции, что является не правомочным.

В связи с вышеизложенным, нас заинтересовало социал-гигиеническое исследование с целью выяснения уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов, организующих и проводящих осмотр места происшествия. Реализация этого исследования была осуществлена путем анкетирования. Всего в исследовании добровольно на анонимной основе принимало участие 126 сотрудников.

При анализе полученных анкет следует, что 58,3% опрошенных считают, что на место обнаружения трупа судебно-медицинский эксперт должен выезжать в обязательном порядке. Остальные 41,7% высказали мнение, что это должно решаться в зависимости от сложности и криминогенности конкретной ситуации, связанной с обнаружением мертвого тела. Большая часть сотрудников правоохранительных органов (85,5%) были информированы о том, что дежурство судебно-медицинских экспертов осуществляется в круглосуточном режиме на рабочем месте в бюро СМЭ. В 41,6 % опрошенные респонденты полагали, что в качестве дежурных экспертов не могут выступать сотрудники каких-либо других подразделений бюро (отдела экспертизы живых лиц, медико-криминалистического отделения), а только эксперты танатологического отдела.

В анкетах был задан вопрос, о том в каких случаях необходимо участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения. Выяснилось, что, по мнению 91,6% опрошенных эксперты должны обязательно выезжать в случае убийств, 68,3% – при обнаружении на теле трупов видимых телесных повреждений, 31,6% – при обнаружении трупов неизвестных лиц.

В целях обеспечения единого подхода в проведении осмотра трупа дежурным судебно-медицинским экспертом, контроля со стороны следователя при описании трупа, по мнению 87,7% респондентов отмечена необходимость внедрения в практику унифицированной карты осмотра трупа на месте его обнаружения как приложение к протоколу осмотра.

Проанализировав все вышеизложенное, мы считаем необходимым отметить, что в настоящее время, в большом количестве случаев отсутствует единый методологический подход в вопросах адекватного взаимодействия правоохранительных органов и судебно-медицинской службы для обеспечения организации и проведения осмотра месте происшествия и трупа на месте его обнаружения. Для реализации этого необходима разработка организационно-функциональной модели взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными органами, что позволит повысить качество работы эксперта при осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения.