За последние годы в Российской Федерации отмечается многократный рост жалоб на качество оказания медицинской помощи, что обусловлено, прежде всего, изменениями в законодательстве в сторону закрепления приоритета прав и свобод гражданина в области охраны здоровья.
Начиная с 1992 года, в рамках правовой реформы, были приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), Уголовный и Уголовно-процессуальный (1996, 2002), Гражданский и Гражданско-процессуальный (1994,2003) кодексы РФ, «Закон о защите прав потребителей» (1992), ряд федеральных законов прямого действия в сфере здравоохранения, согласно которым, при наличии дефектов оказания медицинской помощи врач может нести как уголовную, так и гражданскую ответственность.
Среди медицинской общественности стали давно актуальными вопросы разбора врачебных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи. Однако, немногие задумывались о том, как и когда возникла идея анализировать правильность и следование определенным критериям обследования и лечения пациентов.
Случаи публичных разборов заболеваний уходят своими корнями во времена Гиппократа. В России крупные, научные конференции, на которых обсуждалось состояние больных стали проводится ещё при жизни Н.И. Пирогова. В дальнейшем они обсуждались на секциях «врачебного быта», проводимых в рамках «Пироговских съездов».
Следует отметить тот факт, что обсуждаемые на протяжении последнего столетия вопросы остаются актуальными и до настоящего времени.
В чем же сходство и различие современных «вопросов врачебного быта» и быта начала XX века?
Сравним ряд поставленных и обсуждаемых проблем:
Рассмотрим одну главу из трудов «IX Пироговского съезда», проходившего в 1905 г.
На повестке дня рассматривались вопросы, которые довольно актуальны и по сей день «…вопросы в высшей степени важные, они касаются личности врача как общественного деятеля, его отношения к вопросам этическим, его прав, обязанностей и материального быта…вопросы разделены на две категории: вопросы общественно-нравственного порядка и вопросы материальной обеспеченности врачей».
В современности все актуальные медицинские темы выносят на тематические конференции. Ранее «Пироговские съезды» являлись наилучшим местом для их обсуждения…» (1).
В наше время довольно часто говорят об ошибках, виновности, незащищенности врачей, несовершенстве законодательства. В сообщении Н.Г. Фрейберга разбирается та же тема: «Профессиональная деятельность врача гораздо более, чем какая-либо другая создает положения, при котором могут возникать обвинения в профессиональных проступках и при которых врач оказывается без вины виноватым. Причины в некоторой неполноте действующих законов….» (1).
Как и сейчас, так и в начале XX века стоит вопрос взаимоотношений, этики и деонтологии врача - пациента и его родственников. «Несомненно, что в нападках на врачей сказывается очень часто самое наивное непонимание условий деятельности врача, легковерное отношение к самым невероятным инсинуациям…близкие к пациенту люди очень часто неспособны объективно относиться к тому или иному факту врачебной деятельности…» (1).
Роль врача в обществе, как и сейчас была достаточно велика: «Общество придает чрезвычайно серьезное значение деятельности врача, оно считает , что каждый шаг его должен быть на виду и что всякое отклонение от его высокого идеала…подлежит порицанию и обсуждению» (1).
Однако, в материальном обеспечении врача и предоставлении ряда льгот имеются отличия. «Врачи пользуются известными льготами …при поступлении на государственную службу им предоставляются известные преимущества (по пенсии и чинопроизводству)…государство способствует стремлению молодых врачей совершенствоваться в своей специальности, отпуская на этот предмет ОСОБЫЕ суммы. Все это доказывает, что закон наш придает врачебной деятельности особое, общественное, государственное значение…» (1).
Обращает на себя внимание тот факт, что в законодательстве того времени имеется три рода проступков, за которые законом устанавливается для врачей особого рода ответственность, это:
а) отказ по врачебной помощи;
б) необъявление о встречающихся в практике случаях заразных заболеваний;
в) ответственность за профессиональные ошибки.
Следует отметить, что в современной интерпретации эти «три рода проступков» звучат следующим образом:
а) неоказание врачебной помощи;
б) сокрытие сведений о случаях инфекционных заболеваний;
в) ответственность за профессиональные ошибки.
Проведя параллель, очевидно, что основные виды ответственности врачей по сей день остаются теми же, как и более ста лет назад.
Помимо того, как и в настоящее время, особая роль была отведена врачебной тайне, хотя «нарушение ее само по себе наказанию…по закону не подлежит…Соблюдение тайны больных есть нравственный долг» (1). Врачебная тайна – одно из фундаментальных выражений профессионального долга любого медицинского работника и являет собой эквивалентную морально-этическую основу взаимоотношения с пациентом. В настоящее время в связи с формированием здравоохранения в самостоятельный и многообразный социальный институт наибольшую актуальность приобретают наряду с этическими также и правовые аспекты «врачебной тайны», как неотъемлемые компоненты информационного поля в диаде врач-пациент. Институт врачебной тайны был известен еще со времен Гиппократа. За прошедшие 2000 лет он не только утратил свою важность и значимость, а наоборот, только приобрел силу. Об этом может свидетельствовать внимание, уделяемое со стороны государства, защите врачебной тайны и ответственность, предусмотренная субъектам за её нарушение.
Следует отметить, что в настоящие дни, положение о врачебной тайне изменилось и подлежит защите, накладывая при ее разглашении гражданскую ответственность. Прежде всего, «врачебная тайна» соотносится с таким понятием как «информация». В соответствие с ФЗ « Об информации, информационных технологиях и информационной защите» (ФЗ от 27.07.06 №149-ФЗ) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, при этом информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица Федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Таким образом, врачебная тайна является одним из видов сведений, обладающих свойством конфиденциальности (Указ Президента от 06.03.97 №188).
В настоящее время значительно возросла юридическая ответственность врачей. Любая медицинская манипуляция, которая может повлечь изменение в состоянии больного, требует письменного информированного согласия, не говоря уже об оперативных вмешательствах. Исключения составляют лишь экстренные ситуации. Приведем для сравнения выдержку из доклада Н.Г. Фейберга с «IX Пироговского съезда»: «Производство хирургической операции без согласия больного или близких ему лиц является насилием, которое может найти оправдание лишь в исключительных, редко встречаемых на практике обстоятельствах…» (1).
Рассмотрев и сравнив ряд вопросов, которые ставились на «Пироговских съездах» в начале XX века и на конференциях начале XXI, можно сделать вывод о том, что данные положения сходны и актуальны. Различаются только два ответа на поставленные вопросы - это положение о врачебной тайне, которое в настоящем охраняется законом. Второе – к сожалению, - уменьшение количества льгот и материального обеспечения врачей в настоящем.