г. Барнаул
Скоропостижная смерть детей в раннем грудном возрасте в практике судебно-медицинского эксперта встречается исключительно редко. Обычно это случаи под общим название «Синдром внезапной смерти грудного ребенка». Чрезвычайно редки наблюдения, касающиеся наступления смерти от септических состояний, не диагностированных при жизни ребенка.
В нашей практике встретился случай, когда на дому скоропостижно умер ребенок в возрасте 23 дней в результате пупочного сепсиса.
Из выписки истории развития новорожденного следует, что ребенок мужского пола родился 10.10.07 г. Анамнез акушерский: «Гистационная анемия на фоне НЦД по гипертоническому типу»; данная беременность третья, наблюдения в женской консультации с 10 недель; срок беременности 40 недель. Роды вторые срочные, самопроизвольные, предлежание головное. Масса новорожденного ребенка 3810 гр. Оценка по шкале Апгар 8 баллов. Физическое развитие средне-нормальное. Период адаптации протекал без особенностей, из пограничных состояний – неонатальная желтуха. Пупочный остаток снят на 3-и сутки. Выписан домой 14.10.07 г. в удовлетворительном состоянии. Во время патронажа 15 и 19.10.07 г. состояние ребенка было вполне удовлетворительное, пупочная ранка была чистой и сухой. 26.10.07 г. у ребенка было периодическое вздутие живота, которое прошло самопроизвольно. При врачебном патронаже 31.10.07 г. – пупочная ранка эпителизирована, но обнаружена пупочная грыжа в диаметре до 1,2-1,3 см. 02.11.07 г. ребенку неожиданно стало плохо, и около 24 часов он был доставлен в ЦРБ мертвым (в материалах дела какие-либо данные о состоянии ребенка перед наступлением смерти отсутствовали).
На секции (Акт № 248 от 3 ноября 2007 г. судебно-медицинского трупа) при наружном исследовании - труп ребенка удовлетворительного питания, пупочная ранка полностью эпителизирована, не отличается от окружающей кожи, пальпаторно - пупочное кольцо с брюшной полостью не сообщается. При внутреннем исследовании обнаружено: в брюшной полости около 150 мл желтоватой, мутной гноевидного цвета жидкости с большим количеством пленок фибрина. Все поверхности печени, тонкого и толстого кишечника, желудок и селезенка с наложением пленок фибрина. В плевральных полостях свободной жидкости нет. На легочной плевре справа и слева наложение большого количества пленок фибрина. Обнаружено увеличение поднижнечелюстных, шейных, брыжеечных лимфоузлов до 0,5 см в диаметре.
При микроскопическом исследовании установлено: некротически-гнойное воспаление в коже пупочного кольца с очагами организации, разлитой фибринозно-гнойный, с очагами организации перитонит, гнойная с очагами некрозов пневмония, межуточный гепатит, межуточный нефрит, акцидентальная инволюция тимуса 6 степени, выраженная гиперплазия лимфоидной ткани, выраженная миелоидная гиперплазия селезенки, белковая дистрофия печени, почки, с очагами некроза эпителия почечных канальцев, появление единичных некротизированных гепатоцитов, истончение коры надпочечника, делипидизация пучковой зоне коры надпочечника.
Таким образом, на основании исследования трупа с учетом данных медицинских документов было установлено, что смерть ребенка наступила в результате омфалита: некротически-гнойного воспаления в коже и подлежащих мягких тканей пупочного кольца неустановленной этиологии с развитием сепсиса. Бессимптомное течение процесса обусловлено иммунодефицитным состоянием, что подтверждается выраженной акцидентальной инволюцией вилочковой железы, истончением коры надпочечников и делипидизацией пучковой зоны. Следует отметить, что последнее могло быть обусловлено и септическим состоянием. Точную причину развития омфалита установить не удалось.