Вы здесь

3.3 Огнестрельные переломы диафиза бедренной кости

3.3.1. Общая характеристика опытов на биоманекенах

В 34 опытах (2-я, 3-я и 4-я серии экспериментов) получены разные виды повреждений диафизов бедренных костей. Скоростные и энергетические парметры пули в каждой серии экспериментов указаны в таблице П.2.

При изучении морфологических особенностей повреждений диафизов бедренных костей на биоманекенах установлено, что в 9 опытах (2-я серия экспериментов) получены слепые ранения бедра с повреждением надкостницы и диафизов костей в виде сколов компактного слоя кости на участке неправильно-овальной формы площадью 0,2-0,3 см2 глубиной менее 0,1 см. Через скол компактного слоя кости (место удара пули) и дистальному и проксимальному концам ее проходили продольные трещины длиной 9-10 см. Надкостница в зоне трещин и непрерывность анатомического стороения кости не нарушались. Места ударов пуль располагались в области боковых сегментов костей на уровне средних их третей. Раневые каналы до кости были прямолинейными и имели длину 5,5±1,9 см.

Таблица 3.5 Динамика изменения качественных и количественных признаков в совокупностях (А, Б, В, Г), характеризующих ООП кожи на входных огнестрельных повреждениях, в зависимости от скорости (ОКЭ) 9-мм пистолетной пули отечественного производства.

Стенки их были неровные, размозженные на ширину до 0,1-0,2 см, просветы спавшиеся. В месте взаимодействия пули с костью раневые каналы несколько расширялись. Пули, причинившие ранения в этой серии экспериментов, располагались непосредственно у кости или в толще мягких тканей не далее 1-2 см от нее. Каких-либо признаков деформации пуль в результате взаимодействия с костью не наблюдалось.

В 11 опытах (3-я серия экспериментов), получено 7 сквозных и 4 слепых ранения бедра с оскольчатыми переломами диафизов бедренных костей. Повреждения костей были представлены во всех опытах односторонне-дырчатыми малооскольчатыми переломами диафизов с образованием 2-3-5 свободных костных осколков разной формы и величины, связанных с надкостницей. В зоне первичного удара пули в кость располагались дефекты кости неправильно-овальной формы площадью 0,6±0,2см2 с множественными мелкими осколками кости в виде «костного песка» рассеянными по ходу раневого канала. В 7 опытах анатомическая непрерывность костей была сохранена, в остальных - нарушена. Один из образовавшихся осколков, как правило, был значительно больше остальных и имел фрагмент дефекта кости, от которого отходили радиальные трещины (4-6) длиной 0,5-3 см. Скол комплектного слоя в области дефекта кости наблюдался только со стороны входного конца ( меньше) и со стороны выходного конца (больше). Края дефекта кости, расположенные параллельно его длиннику, скола компактной пластинки кости практически не имели. От периметра перелома иногда отходили свободные извилистые трещины (1-3) общей длиной 3-8 см.

Раневые каналы до кости были практически прямолинейными и имели длину 9,6±2,5 см. Стенки их были неровными, размозженными на ширину до 0,1-0,2 см. После кости раневые каналы отклонялись от первоначального направления на 25-60 градусов. В конце слепых раневых каналов длиной 6,5±1,4 см располагались стреляные пули без признаков деформации от взаимодействия с костью. Сквозные раневые каналы заканчивались выходными кожными ранами преимущественно неправильно-звездчатой формы размерами от 1,2х1,5 см до 1,0х2,2 см.

В 14 опытах (4-я серия экспериментов) получено 9 сквозных и 5 слепых ранений бедра с оскольчатыми повреждениями диафизов бедренной кости. Повреждения костей были представлены двусторонне-дырчатыми и односторонне-дырчатыми многооскольчатыми переломами диафизов бедренных костей на уровне средней их трети. В зоне входа и выхода пули постоянно определялись дефекты кости неправильно-овальной и неправильно-удлиненной формы площадью от 1,5±0,5 см2 до 0,5±0,4 см2 с множественными костными осколками в виде «костного песка». Анатомическая непрерывность костей во всех опытах была нарушена, как при попадании в осевой (п=7), так и боковые (п=7) сегменты кости. При попадании пуль в боковые сегменты кости площадь переломов несколько увеличивалась. От входного дефекта кости отходили по 5-6 радиальных трещин, которые, соединяясь с продольными и поперечными трещинами, формировали 16-19 свободных костных отломков различной формы и величины, связанных с надкостницей. Чаще один или два отломка имели неправильно-треугольную форму и по размерам были крупнее остальных. На них же, как правило, отмечались фрагменты входного дефекта кости со сколом компактного слоя различной ширины.

Дефекты кости на входе и выходе пули имели в этих опытах кратерообразные сколы компактной пластинки кости.

В трех опытах при попадании в осевые сегменты кости получены односторонне-дырчатые многооскольчатые переломы диафизов кости без явных дефектов кости в месте выхода пули.

Раневые каналы до кости во всех опытах были прямолинейные, длиной 9,5±3,4 см, после кости: в 2-х случаях практически сохраняли свое первоначальное направление, в остальных случаях – отклонялись от первоначального направления на 15-45 градусов.

В конце слепых раневых каналов (п=5) располагались стреляные пули с вмятинами неправильно-овальной формы на головных частях. Площадь вмятин 0,26±0,02 мм2, глубина менее 1 мм. В трех случаях пули находились непосредственно под кожей с противоположной стороны от входных отверстий. Сквозные раневые каналы заканчивались выходными ранами неправильно-звездчатой или щелевидной формы размерами от 1,5х2,0 см до 1,8х2,2 см.

Стенки раневых каналов были неровные, размозженные на глубину до 0,2-0,3 см, за костью длина раневых каналов колебалась от 3,5 см до 7,8 см.

Таким образом, проведенные опыты с повреждением бедренной кости показали, что с изменениями скорости пули меняется характер и объем огнестрельного повреждения кости.

Ввиду нарушения анатомической непрерывности большинства исследуемых костей с образованием большого количества костных фрагментов, трещин и дефектов костной ткани, в сочетании с повреждением мягких тканей, дальнейшее более детальное изучение морфологических признаков переломов, характеризующих ООП диафиза бедренной кости, проводилось на костных препаратах и их плоскостных развертках.