Вы здесь

3.2.2. Лабораторное исследование препаратов кожи

3.2.2.1. Определение формы дефектов кожи в огнестрельных ранах

Поскольку на форму и размеры ран на теле человека существенно влияют эластические свойства кожи и других тканей, огнестрельные повреждения, полученные в четырех сериях экспериментов, раны обработаны по методике А.Н. Ратневского (1972). После извлечения кожных лоскутов из спиртово-уксусного раствора их подсушивали при комнатной температуре в течение 20-40 минут. Огнестрельные повреждения изучали под МБС-2 в отраженном и проходящем свете. При этом оказалось:

А) ссадины и поверхностные раны кожи, полученные во второй серии экспериментов, дефектов собственно кожи не имели;

Б) входные раны, полученные в третьей и четвертой сериях экспериментов, имели дефекты кожи сложной пространственной конфигурации. Начинаясь в эпидермисе в виде пояска осаднения (рис.3.8) они затем резко сужались и уходили в толщу собственно кожи. На внутренней поверхности дефект вновь расширялся (рис. 3.9.);


Рис. 3.8. Форма начальных отделов дефектов кожи на входных ранах при скорости пуль 187,30 м/с и 312,50 м/с.


Рис. 3.9. Форма конечных отделов дефектов кожи во входных огнестрельных ранах (с внутренней поверхности кожи) при скорости пуль 187,30 м/с и 312,50 м/с.

В) выходные раны, образовавшиеся в третьей и четвертой сериях экспериментов, при сопоставлении их краев дефектов кожи со стороны эпидермиса и верхних слоев дермы не имели, но на внутренней поверхности кожи в центральных частях ран наблюдались углубления различного очертания со скошенными краями.

Для определения наличия и объективной фиксации формы дефектов кожи в исследуемых входных и выходных огнестрельных ранах применялись рентгенографический метод исследования и способ заливки огнестрельных ран кожи силиконовой пастой «К».

При изучении рентгенограмм установлено:

  1. входные огнестрельные повреждения кожи, полученные в первой и второй сериях экспериментов, на рентгенограммах не имеют разряжений плотности изображений, свойственных дефектам ткани.
  2. входные раны, образовавшиеся при скорости пуль от 187,30 м/с до 312,50 м/с на рентгенограммах имели участки разряжения плотности изображения сложной конфигурации, захватывающие все слои кожи (рис. 3.10.).
  3. входные раны, полученные при тех же скоростях пуль, так же имели на рентгенограммах участки разряжения плотности изображения, захватывающие лишь глубокие слои кожи (3.11.).


Рис. 3.10. Рентгенограмма дефекта кожи во входной огнестрельной ране при скорости пули 312,50 м/с. Стрелкой указано направление полёта пули.


Рис. 3.11. Рентгенограмма неполного дефекта кожи в выходной огнестрельной ране при скорости пули 312,50 м/с. Стрелкой указано направление полёта пули.

При заливке огнестрельных повреждений, полученных в четырех сериях экспериментов, силиконовой пастой «К» были получены слепки (копии) дефектов кожи, которые по своей форме и характеру (рис. 3.12.) полностью соответствовали дефектам, выявленным при рентгенографическом их исследовании. Дефектов собственно кожи в огнестрельных повреждениях, причиненных в первой и второй сериях опытов этим способом также не обнаружено.

При изучении слепков методом теневого профилирования под МРС-2 выявлена общая тенденция изменения их формы и морфометрических признаков в зависимости от я


Рис. 3.12. теневые профили силиконовых слепков дефектов кожи входной (а) и выходной (б) ран скорости пули 312,50 м/с.

Таким образом, проведенным макро- и микроскопическим, а также рентгенографическим, слепочным методами исследования и способом теневого профилирования слепков дефектов кожи при помощи С-2 , огнестрельных повреждений кожи после обработки по методике А.Н. Ратневского (1972) установлено:

  1. дефекты кожи во входных огнестрельных ранах при скоростях пуль от 202,36±1,23 м/с до 303,42±1,12 м/с, имеют следующий вид: начальная часть дефекта представлена широкой воронкой, захватывающей эпидермис и частично наружные слои собственно кожи, затем дефект суживается и далее в собственно коже продолжается в виде канала с неровными стенками, который несколько расширяется при выходе из кожи в подкожную клетчатку (рис. 3.13.).
  2. Выходные огнестрельные раны, образующиеся при указанных начальных скоростях пуль и длине раневых каналов в мягких тканях 12,0±8,2 см, имеют неполные дефекты кожи, захватывающие в основном только глубокие слои собственно кожи. Такие дефекты по форме похожи на кратеры, воронки или щели со скошенными краями (при выходе пули боковой поверхностью). Широкая часть неполных дефектов кожи всегда была обращена внутрь тела, то есть навстречу движения пули (рис. 3. 14.).
  3. огнестрельные повреждения (ссадины, поверхностные раны кожи и раны на всю толщу кожи), образующиеся при скорости пуль 202,54±1,00 м/с и ниже дефектов собственно кожи не имеют.

Проведенные исследования показывают, что дефекты кожи в огнестрельных ранах являются не плоскостными, как их описывают в литературе подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследователей, а объемными образованиями. Они имеют определенную пространственную конфигурацию и ориентацию в толще кожи, а поэтому сами по себе являются носителями информации об объеме огнестрельного повреждения кожи.

Установленные особенности дефектов кожи в огнестрельных ранах позволяют выявить в них различные морфометрические признаки для характеристики ООП непосредственно в коже. Такими признаками для входной огнестрельной раны могут являться: общая площадь раны со стороны эпидермиса, без краевых его разрывов – S1, площадь пояска осаднения, как неотъемлемая часть дефекта кожи- S2, площадь узкой части дефекта кожи на уровне эпидермиса и верхних слоев собственно кожи – S3, площадь дефекта кожи на внутренней ее поверхности – S4, а также различные относительные показатели (рис. 3.13.).

Выраженные качественные различия в форме и характере дефектов кожи у входных (рис. 3.8. 3.10. 3. 12а и 3.13) и выходных (рис. 3.9. 3.11. 3.12б. и 3.14) огнестрельных ран могут быть использованы для их дифференциальной диагностики.


Рис. 3.13. Схематическое изображение дефекта кожи на входной ране. Стрелками показаны признаки, характеризующие ОПП кожи.


Рис. 3.14. Схематическое изображение форма дефекта кожи на выходной огнестрельной ране.

1.2.2.2. Изучение зависимости объема входного огнестрельного Повреждения кожи от скорости пули

Количественные показатели признаков на огнестрельных повреждениях, обработанных по методике А.Н.Ратневского (1972), получали при помощи прямой (под МБС-2 с измерительным окуляром) и непрямой (на фотоотпечатках с масштабными сетками) планиметрии (рис.3.20).

Изучены следующие признаки (элементы) огнестрельного повреждения:

  1. Общий характер огнестрельного повреждения кожи по протяженности (С): сквозное ранение, слепое ранение, поверхностное повреждение кожи (ссадина или поверхностная рана) с размозжением подлежащих тканей (с учетом данных секционного исследования).
  2. Морфологические особенности огнестрельного повреждения кожи (W): рана с дефектом кожи, рана без дефекта собственно кожи, поверхностная рана или ссадина с размозжением подлежащих тканей.
  3. Форма раны со стороны эпидермиса (F): круглая, овальная или звездчатая, щелевидная, дугообразная и т.п.
  4. Наибольшая площадь огнестрельного повреждения кожи со стороны эпидермиса, без краевых его разрывов (S1) в мм2.
  5. Площадь пояска осаднения и загрязнения (S2) в мм2.
  6. Площадь дефекта кожи на уровне эпидермиса и верхних слоев дермы (S3) в мм2.
  7. Площадь дефекта собственно кожи на внутренней ее поверхности (S4) в мм2 (рис.3.15).

Вычисляли также относительный показатель: S1:S3 для характеристики равномерности изменений количественных показателей этих признаков в огнестрельной ране после ее специальной обработки.


Рис. 3.15. схематическое изображение формы дефекта кожи во входной огнестрельной ране с условными обозначениями изученных признаков S1 S2 S3 S4.

При изучении морфометрических показателей огнестрельных повреждений (ссадин и поверхностных ран кожи), полученных в первой серии экспериментов (рис.3.16 и 3.17) оказалось:

  • ссадины (65%) имели неправильно-округлую и неправильно-овальную форму с разной степенью и площадью повреждения эпидермиса: полностью отсутствует, частично отсутствует, приподнят валикообразно и частично отслоен от собственно кожи; участки загрязнения продуктами выстрела в виде черных вкраплений различной плотности в 43 опытах были равны осаднению эпидермиса, в 34 выходили за его пределы и в 23 занимали меньшую площадь; площадь ссадин варьировала в пределах от 58,8 мм2 до 100,9 мм2;
  • поверхностные раны кожи (35%) также имели по краям повреждение эпидермиса неправильно-округлой формы ; участки отложения продуктов выстрела различной плотности в 53 опытах были больше площади осаднения, в 36 – были равны ему и только в 11 занимали меньшую площадь; разрывы кожи имели линейную или извилистую форму, располагались преимущественно по ходу лангеровских линий, длина их колебалась от 2 до 6 мм, глубина – 1-2,5 мм; площади этой разновидности повреждений кожи варьировали в пределах от 58,5 мм2 до 91,3 мм2.

При сравнении средних показателей площадей ссадин и поверхностных ран статистически значимых различий не получено (Р > 0,05). Поэтому за общую площадь огнестрельных повреждений, полученных при скорости пуль 71,91±1,47 м\с принята объединенная средняя величина изучаемого признака S1 = 63,38±0,95 мм2. (Таблица П 3.1).

При изучении морфометрических показателей огнестрельных ран, полученных во второй серии экспериментов (рис.3.18), оказалось:

  • раны (100%) имели линейную или извилистую форму без дефекта ткани. Длинники ран располагались преимущественно по ходу лангеровских линий кожи и длинна их колебалась в пределах 4-6 мм. Вокруг ран располагалось осаднение и загрязнение, как правило, неправильно-овальной формы с разной степенью повреждения эпидермиса. Вокруг некоторых ран наблюдались только лучеобразно расходящиеся ссадины (следы от полей нарезов на ведущей части пули) в количестве 8, длиной по 2-3 мм. Наибольшая площадь осаднения варьировала в пределах от 48,4 мм2 до 72,9 мм2. Края ран были мелко-неровные, с неравномерным осаднением. Общая площадь огнестрельных повреждений кожи при скорости пуль 103,54±1,0 м/с определяемые средней величиной признака S1 = 52,69±0,26 мм2. (Таблица П.3.1).

    При изучении морфометрических показателей ран (рис.3.19), полученных в третьей и четвертой сериях экспериментов, установлено, что все они (100%) имели округлую ил овальную форму со стороны эпидермиса и дефекты ткани сложной объемной конфигурации в толще кожи. Начальные части дефектов кожи в виде широких воронок, захватывали в основном эпидермис и верхнии слои собственно кожи (пояски осаднения и загрязнения). В наружных слоях собственно кожи дефекты сужались и в виде узких каналов с неровными стенками проходили через всю толщу собственно кожи и вновь несколько расширялись на внутренней ее поверхности. В начальной части дефектов кожи, т.е. поясках осаднения и загрязнения, степень повреждения и загрязнения эпидермиса продуктами выстрела была самой разнообразной, но всегда с четко различимыми границами по краям повреждения. От краев осаднения радиально отходили линейные разрывы эпидермиса линейной формы длиной 1-3 мм, в количестве 3-8 у одной огнестрельной раны. Общая площадь огнестрельных ран со стороны эпидермиса (без учета линейных разрывов эпидермиса), ограниченная при измерении периметром пояска осаднения и загрязнения у ран, полученных в разных сериях опытов, оказалась неодинаковой. При скорости пули 202,36±1,23 м/с величины признака S1 колебались в пределах от 36,7 мм2 до 63,9 мм2, а величины этого же признака в ранах, полученных при скорости 303,42±1,12 м/с варьировали в пределах от 19,2 мм2 до 30,0 мм2.


    Рис. 3.16 Ссадина на коже при скорости пули 58,20 м/с (после лабораторной подготовки).


    Рис. 3.17 Поверхностная рана кожи при скорости пули 85,70 м/с (после лабораторной подготовки).


    Рис. 3.18 Входная рана при скорости пули 95,30 м/с (после лабораторной обработки).

    Узкие части дефектов кожи (S3) в третьей серии опыта колебались от 6,16 мм2 до 10,56 мм2, а в четвертой серии, соответственно, от 6,0 мм2 до 9,6 мм2.

    Признак S2 тоже изменялся с изменением скорости. При скорости пули 303,42±1,12 м/с величины признака (S2) колебались от 11,7 мм2 до 25,7мм2, а при скорости 202,36±1,24 м/с от 30,2 мм2 до 57,9 мм2. (Таблица П.3.2 и П.№.3).

    Абсолютные величины признака S4 при скорости 303,42±1,12 м/с также колебались от 6,0 мм2 до 9,8 мм2, а при скорости пуль 202,36±1,24 м/с, соответственно, от 6,2 мм2 до 9,3 мм2.

    Полученные в четырех сериях опытов количественные показатели изучаемых признаков сведены в таблицу 3.3, из которой четко видна статистически значимая (Р 1, S2, S3 и S4 от скорости пули при малой и средней колебаемости (рассеянии) величин этих признаков около средней величины.

    Приведенные в таблице 3.3 данные показывают четко четко прослеживаемое изменение характера и объема входного повреждения кожи.

    Динамика изменения средних величин морфометрических признаков и относительных показателей во входных огнестрельных повреждениях в зависимости от скорости пули (после лабораторной обработки) в зависимости от скорости причинившей его пули. Причем, колеблемость средних показателей изучаемых признаков после лабораторной обработки кожных ран уменьшается, о чем свидетельствуют величины коэффициентов вариации. Следовательно, избранный метод лабораторной обработки ран можно признать целесообразным, так как признаки, характеризующие ООП кожи на входной ране, становится менее вариабельными и более информативными.


    Рис. 3.19 Входные огнестрельные раны при скорости пуль 202,30 м/с (1) и 312,50 м/с (2) после лабораторной обработки.


    Рис. 3.20 Входная огнестрельная рана при скорости пули 312,50 м/с после специальной лабораторной обработки с масштабной сеткой. Площадь малого квадрата 1 мм2.

    Таблица 3.3